Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бубны, бубны, бубны.


Варга
Акустические музыкальные инструменты
www.vargan.ru

№23
18 апреля 2006

Бубны, бубны, бубны.

Ведущая рассылки Ольга Шотландия

 
Магические Оркестры прорастают!

Прорастают новые сообщества Магического Оркестра!
МагОрк - Киев
МагОрк - Одесса

А ты уже открыл Магический Оркестр у себя в городе?

 
Фестивали

С 8 по 12 августа 2006 года состоится фестиваль варгана "В Царстве Цикад" в рамках фестиваля "Планетарное Око" >>>

 
Сделай сам

Хроники Бубна (личный опыт): изготовление бубна в условиях общежития

Много интересного я узнал, благодаря сайту Варга. Настолько много, что приступил к изготовлению своего бубна. При желании можете ознакомиться с результатами моих творческих изысков. На самом деле, этот текст скорее отвечает на вопрос: "Могут ли существовать условия, препятствующие возможности сделать бубен?" Мой ответ - НЕТ! И если Да, то шанс оказаться в таких условиях - практически нулевой. Мне пришлось изготовлять его в общежитии коридорного типа...

Решил я как-то сделать бубен. Простая, с виду, затея. Спросите - зачем? Вопрос конечно интересный. Ну, основная причина - у меня было трудное детство, что во-первых привило мне врожденную любовь к дереву, во-вторых - я не получил должного музыкального образования по инструментам ритм-секции. Вот, думаю, и займусь.

Сначала выпилил из гнилой, проеденной жучками сосны струбцину, с помощью которой собирался проклеивать бубен "по частям". В скором времени я ее выбросил, потому что понял абсурдность затеи. Затем я поехал в лесопильную лавку и купил кленовый шпон толщиной 3 мм (следуя инструкции, найденной на одном из сайтов). Вырезал несколько полос, начал гнуть... Полосы разлетелись. Факир был пьян, и фокус не удался. Так я испортил почти весь шпон.

Тем временем начала наступать весна, и я убрал новогоднюю елку, вырезав из ее основания колотушку. Вещь неплохая по свойствам, но больно пошло выглядит. Поэтому ее я решил тоже переделать - благо дело, елка длинная.

Бубен я отложил на неопределенный срок, пока не наступило лето. И тут мне подфартило - родственница подарила старенькую гитару, несколько лет простоявшую возле отопительной батареи. Свойств музыкальных она от этого не потеряла, но у нее почти полностью оторвалась подставка. Я отнес ее мастеру и - увидел кучу обрезков орехового шпона. При чем, обрезки были ровненькие, прямоугольные, толщиной чуть меньше 1 мм. С небольшими, но терпимыми расколами. Асканул я их у него - и отправился домой.

Стоит заметить - лучший шпон для склейки - лучистый. Именно из него были обрезки. Как его делают - я не знаю, но это действительно замечательное изобретение человечества. Попробуйте - и почувствуйте разницу. Он частично пропитывается клеем, остальная часть остается промазанной только снаружи.

Сутки я просидел перед чистым листом бумаги с карандашом в зубах, думая, как лучше поклеить. Идеальный вариант - выпилить дощатый круг и наклеить на него чем-нибудь типа клея "Момент", а затем проклеить остальные слои эпоксидкой (note - эпоксидкой, "моментом" и еще много чем я на тот момент уже предусмотрительно затарился). Но попробуйте вырезать дощатый круг диаметром около 30 см (благо дело, с диаметром решил четко), пребывая в комнате студенческой общаги, где помимо вас два шкафа, три стола, диван, кровать и сосед!

Пошел я в хозяйственный ларек, но ни кастрюль, ни круглых разделочных досок, - НИЧЕГО, что можно было бы использовать в качестве шаблона, там не оказалось. Растроенный, я вернулся домой и решил - склею один слой "как получится", а дальше посмотрим. Предварительно я взял бабушкин кованый циркуль и лист фанеры, оставшийся от задней стенки тумбочки, которую первокурсницы сбросили с пятого этажа. Начертил на фанере несколько концентрических окружностей, диаметром близких к 30 см. Взял я три полоски из отходов гитарной мастерской, склеил их друг с другом "Моментом" посредством вырезанных квадратиков из того же материала. Держит. Дал подсохнуть. Склеил начало и конец получившейся полосы через еще один квадратик - держит. Прижал последний квадрат граненым стаканом с гайками, дал подсохнуть. Держит. Приложил к фанере - форма близка к окружности. Опять пошел в хозяйственный ларек, и тут меня осенило - БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ! Советского типа, деревянные, на пружинах! Прикупил пачку - 60 штук. Взял еще три полосы, обмазал эпоксидкой, приклеил, прижал прищепками. Клеил так, чтобы одна грань - будущее "лицо" - была идеально подогнанной и ровной. Все. Доклеил. Закрепил прищепками. Поставил на фанерный лист, лист положил на стул, стул задвинул под стол и написал: "ACHTUNG! BIOHAZARD!" - чтобы сосед сразу догнал, что - во-первых, ведется работа с токсичными клеями, во-вторых - пока не высохнет, трогать нельзя.

Надо сказать, получившийся двуслойный "обод" мало походил! на круг, но зато претендовал на аутентичность - история знала и яйцевидные, и шестигранные, и даже квадратные бубны. Надо сказать, шпон милиметровой толщины эпоксидка заклеивает на "ура", местами пропитывая его насквозь и выступая наружу. Еще надо сказать, что я до сих пор не знаю, какая это порода дерева - мастер сказал: "что-то типа ореха". Ну, меня это не смущает, потому что именно из этой породы он изготовлял обечайки для гитар - следовательно, дерево достаточно музыкальное.

Научила меня эта эпопея одной важной истине - с деревом нельзя воевать. Иначе его в лучшем случае получится только испортить, в худшем - еще и травматизм образуется.

Дальнейшая эпопея звучит так... Приготовил я еще немного эпоксидки и перемешал ее с... олифой. Перемешаться они отказались, но я не сдался :) Промазал получившимся каллоидом поверхность, дал подсохнуть - сутки. Получилось покрытие, по качеству мало уступающее нитрухе (впоследствии я понял, что во-первых, добавлять олифу было ошибкой, во-вторых - лучше использовать все-таки саму нитруху. Для тех, кто в танке - "нитруха" - это нитролак, им покрывают "лицо" дешевых струнных инструментов и из него же делают нитрокраски и нитроэмали).

Следующий шаг - решетка жесткости. Дерева на обод было не достаточно, чтобы обеспечить жесткость, так что это было с одной стороны модным шагом, с другой - необходимостью. Вырезал я из остатков кленового шпона две длинные полосы и, продержав их в горячей воде, выгнул кругом и закрепил. Вот что нужно было, когда я делал "бета-версию" - вымочить шпон в кипятке!

Потом я уехал в отпуск. Вернувшись, я договорился с одним знакомым, что он мне подарит шкуру (которая два года гнила у него в кладовке). Какому животному она принадлежала - я затрудняюсь сказать (лось либо олень). Долго-долго я изучал ее, думая, как ее правильно обработать. В процессе обнаружилось, что бедное животное безбожно валили картечью - множество круглых отверстий одинакового диаметра с ровными краями. Кое-как нашел лоскут, подходящий по размерам (он должен быть солидно больше предполагаемого бубна - легче потом обрезать, чем столкнуться с нехваткой материала - особенно когда попытка только одна). Насколько это было возможно, выбрил охотничьим ножом. Вымочил в течение без малого суток в воде с содой "по вкусу" :) (Вообразите реакцию соседа на этот "суп"!) Оказалось, что нож применил зря - после такой "обработки" легко выдираются только те волоски, которые имеют достаточную длину. В результате часть шкуры осталась недобритой. Промазал касторовым маслом и просушил. Получилось интересно :) В частности меня удивило то, что на шкуре как-то сами собой "заросли" все несквозные изъяны (кроме очень больших - эти просто немного сгладились).

Кстати, не пытайтесь найти идеальную шкуру! Это просто невозможно, особенно от дикаря - животное царапается о ветви, его кусают насекомые, и т. д. Другое дело, что нужно стремиться к минимуму изъянов и обязательно - избегать сквозных отверстий. Лоскут готов, возвращаемся к ободу.

Приклеил кленовые полосы к лицевой и оборотной части бубна со внутренней стороны. В оборотном кольце сделал 8 проточек и вставил еще несколько небольших ребер жесткости, перпендикулярно длинным ребрам. Проклеил. Ну, это мои изыски, а вообще-то аутентичный бубен должен быть изготовлен из цельного куска дерева без сучков и всевозможных ребер жесткости. Я работал на уменьшение массы. Параллельно раздобыл немного пчелиного воска и промазал им внутреннюю сторону обода (ой, зря-а!).

Затем я слегка промочил шкуру кипятком (методом промазки, а не погружения), пока она не стала чуть-чуть тянущейся - и натянул, закрепив многострадальными прищепками и эпоксидкой. Когда она высохла, то буквально провисала. Подтянул я ее методом открытого огня, совместив этот сакральный процесс с вощением (огонь был очень коптящий, из-за чего бубен приобрел характерную окраску и начал сильно пачкаться. Но шкура натянулась! Старайтесь нагревать равномерно!).

"Забив" на елочку, я сделал колотушку из отвалившейся ручки от поварежки, приклеив к ней на "Момент" хвостовой кусочек шкуры (наиболее мягкий мех, меньше всего "сыпится" и "лезет"). Бубен готов! Но не совсем. На этом этапе я его сфотографировал и испытал (ДАВ ВЫСОХНУТЬ!). Осталось:
1) усилить внешнюю сторону обода еще парой слоев орехового шпона, которого вообще-то осталось очень мало;
2) прикрепить жесткую деревянную крестовину на ремнях (ИМЕННО НА РЕМНЯХ, В НАТЯНУТОМ ВИДЕ!) к ободу; 3) (опционально) сделать нормальную колотушку.

Перейдем к комментированию фотографий.

Лицевая сторона бубна и колотушки. Отчетливо видно - сажу на шкуре (ее теперь ничем не вывести - пропитала), непробритые участки на шкуре. Неотчетливо видно: знак качества и надпись "нерж" на колотушке :)

Оборотная сторона. На боковой крышке от системника :) лежат оборотными сторонами бубен и колотушка. Отчетливо видно: изьян проклейки, ребра жесткости, некруглость формы.

Звук меня поразил. Надеюсь, что следующий бубен получится намного лучше. Постараюсь "усилить" его резонаторами (их можно будет сделать из рога лося, который в принципе дефицитом не является). Осталось немного - добыть еще одну шкуру!

И еще - не знаю, разрешено ли публиковать такое в Интернете (законом о рекламе), но вот краткий список мест, в которых я приобретал необходимые ресурсы (С.-Петербург):

Шпон - компания Bohmans (точные координаты филиала не знаю) Эпоксидка - магазин "Максидом"
Воск - медовый ларек у станции "Удельная" (также есть в Обществе Пчеловодов)
"Момент", прищепки, прочая мелочь - любой хозяйственный магазин.

Славка А. "Норильский"

 
Идеи

Бубен в рок-музыке

Большинство людей, когда слышит, что в современной музыке используется такой инструмент, как бубен сразу представляют себе группу играющюю фольк, или цыганские романсы, на худой конец :) И когда оказывается, что группа играет рок (и не редко довольно тяжёлый), то воникает по меньшей мере недоумение... И правда, что делать бубну в рок музыке? И вопрос этот скорее исторический.

Так ещё в 60-е годы ХХ века рокерам стало приедаться обычное звучание своей музыки, которую играли по классической формуле: ударник, ритм, соло и бас. И музыканты с готовностью пустились на эксперименты. Так в рок стали входить такие, козалось бы, немыслимые ранее инструменты как: индийский ситар (The Beatles), флейта (Jethro Tull), а дальше как по наклонной: акардеон, маракасы, затем сверх популярные перкуссии ( в множестве вариантов), и так пока не дошли до совсем уж экзотики - варган (комуз), волынка, цымбал, колёсная лира сопилки, рожок и т.д. пока наконец не дошли и до бубна...

Стали использовать бубен молдавские и украинские команды. Для примера, кто ж не помнит симпатичную малдаванку из Zdob si Zdub задорно ударяющюю в бубен? Бубен использовали такие метры отечественного рока, как ЧИЖ (но случаи редкие и в основном - концертные). Ходят почти легенды о том, что бубен использовал Егор Летов при записи своего альбома "Сто лет одиночества". А группа Пикник на своих недавних выступлениях использовалашаманский бубен в 2 (два!) метра деаметром!!!

Большое распростронение бубен получил в локально успешных клубных группах и undergraund командах. Причем, в большинстве случаев, по двум причинам: первая - финансовая (как не крути бубен стоит дешевле ударной установки :), и вторая причина - это его оригинальность благодоря которой он продолжает жить в группе если она становится более успешной.

Когда непосвещённые люди (но которые немного разбираются в музыке) слушают рок музыку в которой используется бубен, они недоумевают: "почему это тарелки звучат так необычно объёмно, и что это за оригинальное, проятное уху дребезжание на заднем плане? и их удивлению нет предела, когда они узнают, что это бубен. Они требуют немедленно вручить сей инструмент и разрешить хоть раз в него стукнуть!!!

Если кто-то знает что-то об оригинальных решениях в музыке, или просто хочет пообщатся на тему музыки, имкусства и просто о жизни, пишите мне!

Rein (Паша Ры)

 
Полезные советы

Как защитить бубен от сырости

Ассим (Михаил Конев) из Алма-Аты (Бишкека) любезно сообщил мне состав для защиты Бубна от сырости. В первую очередь сообщаю для Алексея Че, а также всех интересующихся. Те, кто видел мой новый 8-угольный бубен смогут оценить.

Пропитка против отсыревания для Бубна:

Столярный клей (лучше рыбий) разводится водой жидко 1:15, 1:20.
Наносится кистью при плюсовой температуре ТОНКИМ СЛОЕМ с интервалом 12 часов в течении 10 дней.

Сангит

 
Хорошие ссылки

Все о балалайке - история балалайки, описание балалайки и струн, изготовление балалаек, советы по обращению с балалайкой, информация о балалаечниках, обучение игре на балалайке, оркестры, ансамбли, балалаечники, записи, песни, ноты для балалайки.

LearnMusic - программа поддержки музыкального образования. Интереснейшие лекции и встречи

Волынка - самоучитель игры на волынке, а также жалейки и рожки

Укулеле - страничка посвящена малоизвестному в России, но очень популярному в Америке в других странах инструменту

Музыкальные инструменты Владимира Надишаны - подборка самых диковинных вещиц, на которых играет сей замечательный мультиинструменталист

 
Анонс

Вышел эпохальный альбом "Песни Пуха" с участием Ольги Шотландии

Альбом "Песни Пуха" сочинялся и собирался Пухом (Владимиром Скороглядовым) в течение четырех лет, и был отрепетирован и записан командой в электронном виде за четыре дня. Это еще одно подтверждение новому рожденному направлению, когда творческий музыкальный проект делают не одна сплоченная музыкальная группа, а несколько самостоятельных зрелых людей, собравшись в одном месте и в одно время. >>>

 


В избранное