Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Делаю хорнпайпы - как делать язычковые духовые. Приколы об инструментах - жалейка, пила.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Варга
Акустические музыкальные инструменты
www.vargan.ru

№18
26 января 2005

Делаю хорнпайпы. Жалейка. Пила.
Как выбрать бойран (ирландский бубен)

Ведущая рассылки Ольга Шотландия

 
Сделай сам

Делаю хорнпайпы

Для начала надо оговориться: никакими чертежами я не пользовался, а потому никакого названия для энтих дуделок в природе не существует. Хорнпайпами я их назвал, потому что они более всего похожи, но это я уже потом установил. В принципе, поэкспериментировав, всегда выясняешь потом, что нечто подобное уже делалось, но, понятно, с другими пропорциями, "и вообще". Короче, буду я их называть дуделками, и не взыщите.

Поначалу, решив стать поаутентичнее, я пристал было к знакомому-реконструктору, но, выслушав его объяснения про то, на сколько десятых миллиметра нужно растачивать канал на расстоянии 10 сантиметров от мундштука, ужаснулся и решил действовать по-дзенски, то есть - от балды. Всё-таки ужасная вещь - точные чертежи.

Тростевыми я в свое время заинтересовался как раз потому, что у них тембры поразнообразнее, чем у свистковых, и (самое главное!) звук можно менять прямо в процессе (делать мягче - острее, ну и т. п.). Единственная беда таких "отбалдовых" инструментов - их строй - не всякую мелодию сыграешь. Впрочем, это можно и обойти, но об этом позже.

Итак, начнём.
Для начала нам нужно тело дуделки - сперва я пользовался бамбуком и тростником, потом стал точить на токарном станке. Точить лучше - когда стенки толстые, легче формировать тембр дуделки. "И они будут грызть. Я видел, как кролики грызут". Мда.
Канал лучше высверливать тонкий (5 - 8 мм) - иначе слишком большим придется делать расстояние между дырочками, да сами они большущие получатся. Если на конце сделать раструб, звук становится более "трубным", гулким. Но тогда получается та же беда, что и с широким каналом.

Самое главное - разобраться с мундштуком. Тут есть варианты. Можно сделать его по кларнетному образцу (это на рисунке, инв. номер 1). Для этого конец трубки косо срезается и заклеивается деревянной пластиной (или толстой кожей). Далее, часть мундштука срезается параллельно его оси (ох, слова-то какие… но иначе-то как сказать?..), так, чтобы открылся канал (как на рисунке).

Теперь надо сделать трость - тот язычок, который и создает звук. По идее, она вырезается из тростника (стебель разрезается и сушится под прессом), но проще её вырезать из букового шпона (который идет на корзиночки). А еще проще - из пластика (например, из бутылки). Правда, у таких тростей звук получается и впрямь пластиковый. Приходится долго мучаться, добиваясь более приятного тембра. Зато сносу им нет (а деревянные менять приходится достаточно часто. Да и ломаются они на раз).

При кларнетном варианте трость должна быть прямоугольной, с закругленными углами. Вообще-то, когда я ещё не знал, как правильно, я делал иначе (инв. номер 2). При этом трость крепится прямо на косой срез (клеится или привязывается, но по-любому, без клея не обойтись). Тогда трость должна быть овальной. При таком варианте проще настраивать дуделку, да и с тембром легче работать, но сильнее ползет строй при игре, приходится внимательно следить за дыханием.

Трость должна быть достаточно толстой в основании, и постепенно сходить на нет к концу. Лучше всего вырезать нужную форму (чтобы подходила к мундштуку), а затем подточить ее наждачкой или надфилем (точнее, но дольше возиться). Затем трость крепится на мундштук (закрепляется толстый конец), и проводится окончательная доводка. Проще говоря: когда ты прикрепляешь трость к мундштуку, ты обнаруживаешь, что звук получается или противный, как писк комара, или его просто нет. Вот тогда и надо потихоньку подтачивать трость, пока она не начнет давать подходящий звук.

При доводке трости надо больше всего полагаться на свое чутьё. Но есть и кое-какие закономерности.

1. Чем длиннее трость, тем ниже получится звук.

2. Толщина трости до определенного момента влияет на тембр звука (чем толще трость, тем "круглее" звук). Сильное изменение толщины трости дает прыжок на октаву вниз.

3. Округлить звук можно, подклеив к основанию трости (примерно до первой трети) кусочек мягкой кожи, лучше замши. Но, на мой взгляд, лучше оставить всё как есть, тогда появляется возможность "редактировать" звук в реальном времени, прижимая к трости для этой цели нижнюю губу.

4. Для настойки звука можно использовать кожаное кольцо, прижимающее основание трости к мундштуку. Перемещая его взад - вперед, можно добиться изменения и тембра, и высоты звука.

5. Если трость начинает "запирать", то нужно подредактировать ее угол наклона. Для этого можно подпилить мундштук, или подложить под трость треугольный кусочек дерева (или чего угодно).

Есть еще вариант с двойной тростью (инв. номер 3 на рисунке). Тут звук может получиться очень гнусавым, но появляется возможность извлечения разных хрипов, скрипов и эффектов типа "дисторшн" (т к. две трости имеют немного разные тембры. Однако их взаимные отношения бывают иногда трудно понимаемы, а результат посему труднопредсказуем).

Наконец, можно извратиться, и изготовить "типа крумхорн". Такой мундштук изобрАжен на рисунке за инв. номером 4. Более тонкая трубка с тростью вставляется в толстый мундштук и заклеивается. "Внутренний мундштук" может быть изготовлен по всем трем схемам. Плюсы у него те, что звук не ползет в зависимости от силы дыхания и прижимания трости губой. Минусы те же самые - на звук нельзя влиять во время игры (никаких тебе подтяжек!..). Кроме того, такие мундштуки имеют гнусную привычку запирать при всяком удобном случае.

Ну вот. "Тело" сделали, трость приладили. Самое время дырочки провертеть.

Я вот, например, каждый раз (ну, почти каждый) строй делаю новый, какой-нибудь "этакий". Такие строи очень удобны для игры в каком-то одном стиле, или одной тональности. По сути, удачный строй - это уже готовая мелодия. Начинать стоит от нижней ноты (то есть от дальнего конца дуделки). Первая дырка должна быть довольно далеко от края трубки (пальцев на 5, если длина позволяет). Остальные стоит делать на удобном для себя расстоянии. Настройка тогда идет по каждой ноте отдельно (чтобы не было четвертьтонов и прочей хрени).

Тут обнаруживается такая фигня. Часть нот строя вдруг улетает в другую октаву. Неприятность эту мы переживем, если подточим трость, так чтобы улетевшие вверх ноты встали в нужную октаву. Вообще, при сверлении дырочек получается две большие беды. Первая - это то, что образуется куча заусениц, щепок и прочих отходов в канале, откуда их трудно удалить. Эта трудность преодолевается каторжным трудом по растачиванию дырок и канала разными напильниками и надфилями. Кроме того, дырочки увеличивают объем канала, и только после того, как все они просверлены, можно сказать, в какой тональности будет работать данная дуделка.

А бывает, люди хотят приличный строй, чтоб каждая нота давала по одной ноте.

Тогда начинать следует с самой высокой ноты. То есть первой делается та дырка, которая ближе всего к мундштуку. Следующая - посередине между первой и краем дуделки. Ну и т. п. Как кому нравится. Но при этом очень велик процент "брака". То есть некоторые дуделки по невыясненным причинам вдруг начинают вести себя совсем не так, как им положены по колебательному закону. Я бы не рекомендовал заниматься такой точной калибровкой строя - во-первых, веру в себя подрывает, во-вторых - просто муторно. Желающие могут обратиться к таблице, которую Ринат сделал для флейт, но тут много непонятных факторов. Посчитаешь - вроде правильно, а на деле… Да.

Точная настройка проводится путем растачивания дырок - при этом нота этой дырки повышается (но не сильно. Так можно повысить максимум на полтона, да и тембр меняется вдруг).
Вот такие дела. Впоследствии изготовленные изделия украшаются всем, чем можно, "и соли по вкусу".
Ништяков!!!

посмотреть хорнпайпы
схема

ВитКАА

 

 
Полезные советы

Об изготовлении инструментов

Юрий пишет:
ИМХО - для энтузиаста-новичка важнее сделать инструмент реально играющий , а не зацикливаться на поиске материала отвечающего всем тонкостям профессиональных требований. Иначе, этим всё может и закончиться. Во всяком случае для зафуна это не принципиально.

Отвечает Komuso, автор сайта по флейтам сякухати
Полностью согласен!! Моя первая поперечка и первая сякухати были
сделаны мной из пластмассовой водопроводной трубы :)

Как выбрать бойран (ирландский бубен)

Мора пишет:
ЛЮЮЮЮЮЮЮДИ!
Я прям таки ночей не сплю, все мечтаю приобрести сей замечательный инструмент.Играть, правда, на немне умею, но это исправимо.) В интернет-магазинах брать не хочу, дабы не получить кота в мешке. Можно б/у. Желательно чтобы в Питере, чтобы посмотреть на месте.
Заранее мерси.

ql отвечает:
...бойраны бывают с настройкой или без.
Бойраны с настройкой дешевле 150 уев не бывают. Юра делает с настройкой и продает за 200. Это по-моему, разумно.
Бойран без настройки в условиях таких сезонных перепадов влажности как у нас - это скорее сувенир, чем инструмент (проверено на личном опыте :))...

...Мой опыт показывает, что, все равно, играть приходится, в основном, в закрытых помещениях, где перепады влажности не очень сильны. Среднего качества бойран потянет. Плохого качества бойран (типа, пакистанский) садиться при малейшей влажности из за очень тонкой кожи даже в помещении...

У меня есть еще моего производства бойран, без настройки, естественно, и, на прошлой Радуге по вечерам на нем, конечно, невозможно было играть - кожу нашел только тонкую - садиться. Так что, думаю, если на природе играть, чтобы слышно было по вечерам, когда солнца нет, лучше, конечно, с настройкой бойран.
Дядю, который сделал мой бойран, зовут Мэлэки Кёрнс (Malachy Kearns).

...Тут (в бойранах) есть один нюанс. Если использовать его просто как ритм инструмент, не вдаваясь во всякие тонкие нюансы, разнообразие звуков, игру соло и проч., и при этом использовать микрофон, то при должной настройке микрофона звук будет и при сильно провисающей коже. Для аккомпанемента вполне может сойти.
НО если хочется, по возможности разнообразно варьировать тон при игре, играть всякие слайды и и проч., то нужна определенным образом натянутая кожа. Большее или меньшее натяжение - плохо. Настройка позволяет оптимально и быстро регулировать это.
Я при игре обычно подстраиваю бойран после каждой композиции (приходится...)

Вот. Главное пакистанские не покупать - это вообше не бойраны. А насчет цен - даже если он стоит 40-50 евро, да еще доставка, да
разница в курсах... Все равно много выйдет.

 

 
Приколы для души

Жалейка

Анатолий Кадников: Вот, думаю, почему такой безжалостный инструмент жалейкой назвали?

Al Dragon: Все оказавшиеся в радиусе поражения сильно об этом жалеют... 8-)

Лютик: Да уж... интсрумент воистину массового поражения... Послушаешь его в закрытом помещении пару минут и начинаешь ценить
простую тишину ;) Уж очень громок...

Анатолий Кадников: Я даже думаю, что на жалейку права надо выдавать категории D, как на автобус.

Yellow_Dog: Всем дарова! наверно название жалейки произошло от слова "жало" или "жалить". чето пчелино- осиное, токо гипертрофированное раз в 100000000000 в звуке жалейки все таки присутствует

elga: Гипотеза: хороший "фольклорный" певческий голос в небольшом помещении тоже звучит убойно. Может, у предков порог
слуховой чувствительности другой был? Ну, и музицировали на открытом воздухе. И веселились от всей широкой славянской души. И жалели, соответственно, тоже со всего маху.

Корнелий: А я же уже рассказывал, что у нас, у язычных славян, была традиция на похоронах безумно веселиться, это впоследствии свистопляской назвали... Чтоб умерший с того света смотрел и радовался. По моему по своему вполне разумно;-)

На пиле попилить

Losiki: А никто не в курсе, где приобресть смычок? Устроит совершенно простой(ленинградской фабрикимуз. инструментов ;), например) и(или) подержаный. Просто в магазинах цены начинаются доллеров от 30-ти, для моей задумки совершенно неоправданная трата.

Анатолий Кадников: Колись, что задумал?

Losiki: Уже давно на пиле хочу попробовать попилилить ;)

Корнелий: На пиле можно струной гитарной 3-4-5-6-й, тока металической;-) Натянуть ее как ... о!!! На лучковую пилу например!
Или на лобзик;-)

Losiki: Ну это совсем уж по-строительному ;) Смычком хочется, интеллигентно :P

 
Хорошие ссылки

Сякухати - зеркало сознания. Флейта Сякухати (она же Сякухачи, Шакухачи, Shakuhachi) существует уже много сотен лет, но только сравнительно недавно о её существовании узнали на Западе, в основном благодаря включению музыки сякухати в современные композиции.

Музыкальные инструменты своими руками Представляет Парфёнов Алексей (из Samodelkin's Store).

 

 
Новости

Подземный МагОрк в пещерах Съяны Брошенный Корнелием клич возымел действие... Несусветно ранним утром субботы на станции Домодедовская собрались люди, которые то ли не испугались грязи и замкнутых пространств, то ли просто не поняли, что их ждет... >>>

Летние МагОрки - 2004 А летом было много чего - сбор варганавтов, дудочников и сочувствующих почти еженедельно. Поэтому выкладываю тут сборную солянку - все, что было летом и осенью памятного нам 2004-го года в Коломенском и на Воробьевых >>>

Гусли и гусляры - открыт новый раздел сайта.

Интервью с гусляром Дмитрием Земсковым Основные приемы игры на гуслях. Гусли - как эквивалент двум гитарам. Как сделать гусли. Примеры игры на гуслях. Разновидности гуслей.

Гусли — своими руками - статья из журнала "Народное творчество". Подробно, качественно, с фотографиями.

 

 

Рассылки Subscribe.Ru

Варга. Акустические музыкальные инструменты

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.vargan
Отписаться

В избранное