Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этнические музыкальные инструменты


Информационный Канал Subscribe.Ru



Варга

Этнические музыкальные инструменты.

www.vargan.ru

Выпуск 1

18 марта 2003

Описание и особенности инструментов. Рассказы специалистов, обучающие материалы, примеры игры, анонсы концертов и лекций.

***

Концерты

МОСКВА

20 марта, четверг, 20-00, клуб Матэ, малая программа группы Соосенаро (лютневая, варганная музыка)

21 марта, пятница, 20-00, клуб Матэ, большая программа группы Соосенаро (лютневая, варганная музыка), посвящённая Дню Матери - земное и небесное. Адрес клуба: м. Шаболовская, ул. Лестева, 19, к.2

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

18 апреля 19.00 Концерт Angellight, "Рождение Вселенной" Музыка для ищущих людей. С блок-флейтой и варганом
м. "Нарвская", ул. Бумажная 17, 3 этаж
по флаеру - скидка 20% http://www.angelight.ru/news.htm

 

Музыка, здоровье, шаманизм

Репортаж с выступления известного музыканта и потомственного шамана Николая Ооржака в магазине-клубе "Путь к себе", Москва, подготовлен Ольгой Шотландией

Бегу, бегу. Опаздываю. Сегодня в магазине «Путь к себе» встреча – совершенно случайная. Николай Ооржак в Москве всего несколько дней. Это шаман – человек, посвятивший себя древним целительским практикам Тувы. Меня влекут сюда народные музыкальные инструменты и горловое пение. Не секрет, что народная музыка – источник целительной энергии, порой неосознаваемой и исполнителями, и слушателями. А в Туве музыка – не только искусство. Это часть целительской магии сибирских шаманов.

Ждем. Фотографировать разрешают. И вот выходит сам Николай Ооржак – невысокий человек с бубном, какими-то странными предметами и инструментом, который в просторечии называют «один палка, два струна». Тувинец. Улыбается. Он мне откровенно симпатичен. Тоже улыбаюсь. «Заранее извините, - говорит Николай, - я плохо знаю русский язык». Да. Поэтому дальше я сохраняю некоторые неправильности языка.

Игиль – тувинский национальный инструмент. Длинный гриф с резной конской головой сверху, на корпусе натянута кожа. Две струны. Полукруглый смычок. Николай зажимает корпус между колен - «Говорить много не буду». Начинается. Протяжные звуки игеля и знаменитое горловое пение – нереально-космические тона. Переношусь куда-то – степь ли, кедры ли, горы ли?

Шаманы считают игиль магическим инструментом. При общении с духом тайги или источником священных вод на нем играют и входят в измененное состояние сознания. Опытные люди знают, что играть на таком инструменте в тайге даже опасно – сознание очень сильно меняется. Когда люди выходят на охоту, приглашают музыкантов, которые играют на хомусе (варгане) или игиле и призывают хозяина тайги, успокаивая его, чтоб он не относился к охотникам строго. Опытный шаман делает подношения во время игры – жжет костер, готовит пищу. Он молит о щедром отношении к охотникам. Шаманы не все играют сами, иногда приглашают мастеров – музыкантов с бубном, варганом, игиле.
Исполнение желаний и помощь в делах – это одно назначение шаманизма. Не меньшее значение имеет целительство. Человека исцеляют этими музыкальными сеансами: «Я постепенно привыкаю к этому инструменту и делаю людям хорошо. Я даю сеанс – четыре, пять раз. Инструменты становятся необходимы».
Хомус, или варган. Это металлическая дуга с язычком, ее вставляют в рот и издают звуки – описать невозможно, но в документальных фильмах про чукчей звучит всегда. Николай вынимает алтайский варган в кедровом футляре: «Вот шаманы его использовали тоже. Детям не разрешали играть. Вот когда пасет… (мы, тувинцы, раньше были животноводами) – от детей прятали. Детям вредно – очень увлекаются, трудно оторвать».
Знаменитое тувинское горловое пение. Николай здесь – грамотный специалист. Прежде он был артистом-исполнителем. Показал пять типов пения. Вибрация исходит не только из голосовых связок – звучит все, и лобные, и гайморовы пазухи, и глубоко в груди. Пение получается многоголосное. Вибрация мощнейшая, пробирает до пяток – это меня, слушателя! А каково ему?
Горловое пение в Туве передается из поколения в поколение. Сейчас этот феномен изучают ученые – почему получается такой звук, двух-трех-голосный? Конечно, ученые сами не поют… Они пишут со слов старых людей, но пока не могут найти истины.
Николай Ооржак о себе: «Меня Николаем зовут. Ооржак. Из Тувы. Шаманом работаю лет 7-8. Ооржаки – племя, по линии матери… я после узнал, что по линии матери у меня есть женщины – знаменитые шаманы, не говоря уже о мужчинах. Постепенно я стал ездить по миру – в Европу, Америку. Я постепенно привыкаю к такому паломничеству. Я общаюсь с людьми. И всем духовным людям я советую не сидеть, а ездить и обмениваться духовными знаниями, опытом. Я пришел к такому выводу. Мне не сидится дома».

Путешествуя по Европе и Америке, Николай общался со многими и многими людьми, занимающимися сходными целительскими практиками. Там есть люди, которые имеют магическую силу, и тоже используют для исцеления бубны, шумовые инструменты. В то же время они желают, особенно в Европе, научиться горловому пению, потому что уже узнали, что такой звук дает вибрацию в пространстве, которая очищает человеческое тело, открывает энергетику. По словам Николая, когда внутреннее тело открыто, тогда можно управлять сознанием. Это чувствуешь действительно – как только начинаешь работать - начинаешь «уходить», тело становится расширенным в пространстве, так же и сознание. Собирается сила.
Раньше пели только мужчины, а женщинам запрещалось. Теперь же поют и женщины – даже есть группы артистов. Искусство шамана очень сильно помогает при создании внутренних вибраций. Они расширяют сознание и ты сам становишься этой музыкой, этим ритмом. И можно получить ответ свыше, решить вопрос для пациента. «И это хороший путь, считает Николай Ооржак, - Я не говорю, что это самый сильный путь, но это помогает людям. И в то же время самому исполнителю очень хорошо. Все тело начинает петь и помогает сознанию. Потом я понял - при исполнении песни тело должно помогать – оно расслабляется, расширяется и создается такой звук, двигается и выходит такая хорошая энергия, что сознание получает такую приятную силу».
Действительно начинаешь летать. Умея создавать мощный голос и человеку начинаешь помогать – когда у человека расширяется сознание, все у него получается. И исцеляется, и все его желания исполняются. Если научиться петь и выходить на сцену – это тоже можно. Но необходим преподаватель. Ведь первые шаги ведут всего лишь на фундамент. Научиться горловому пению – большая, сложная работа, не только физическая, но и духовная. Вот что говорит Николай: «Когда сознание расширяется, оно начинает регулировать свое внутреннее тело. Грудь, живот тело – все помогает, тогда приятный звук. Вот что я понял. А с непониманием - стареешь, умираешь. А быстро понимаешь – учишься управлять собой, развиваешься».

Отличаются ли для шамана свойства одного инструмента от других? Главное – состояние играющего. Ничего другого нет. Все равно, на чем играть, хочу - на этом, хочу - на этом. Главное – уверенность самого исполнителя и время, где и когда исполнять, и почему. Можно просто стучать по дереву, можно петь. Шаман – вольный исполнитель, языческий. «Мне не хочется создавать систему и на этой системе работать и исцелять, - говорит Николай Ооржак, - это жесткий стиль. Здесь – ничего нету. Можно шептанием, можно и песней, можно шаманские молитвы шептать или добавить еще какой-то звук – в этом тоже есть сила».
У шаманов нет специальных храмов. Место, где считается, есть сила духа – это и есть храм. Или дерево – это есть храм. Там можно лечить, играть на бубне, камлать ночью и днем – как люди выходят на природу и играют. Сейчас даже клиники шаманские есть. Николай в клиниках не работает: «Это все равно, что становиться психологом или врачом. Я всегда желаю ходить на встречи по приглашению или домой. Потому что там у них корни, там у них дети, - и уравновешивать энергетику характеров, отношений, устанавливать равновесие, связь с природой. Когда сидит семейство – это очень влияет. Там же дети – им надо открывать дорогу…»
Заключительная часть. Все встают особым образом, по рекомендациям Николая. Гулкие раскаты бубна. Николай Ооржак поет, играет на игиле, звенит варган. Краткое введение в методику шаманизм на практике для всех. Я перестаю чувствовать пол под ногами. Меня сносит ветром тайги.

Полная аудиоверсия и фотографии с лекции Николая Ооржака. 13 марта 2003 года, Москва, магазин-клуб "Путь к себе" >>>

- игиль - инструмент шамана;
- использование музыкальных инструментов в шаманских практиках;
- шаманизм как Путь;
- все виды горлового пения;
- варган инструмент шамана;
- философия шаманизма: храм - это природа;
- расширение сознания - путь к здоровью;
- введение в шаманизм на практике.

 

Новости на сайте:

Ногон Шумаров - варган и горловое пение. Страница содержит фото и аудио материалы, известнейший алтайский музыкант Ногон Шумаров рассказывает о варганах, обучении, техниках игры, горловом пении. В аудио материалах - полная запись беседы >>>

Новый раздел! Флейта Пана. Сампоньо - инструмент древних инков. Когда я впервые услышала флейту пана, я была готова продать душу - только бы найти где-то хоть один. А нигде нет! Тогда первую свою флейту Пана я сделала из бамбуковой удочки, найденой в сарае у отца подруги, заядлого рыбака. Была она неказиста и плохо строила, пахла рыбой и червяками. А звук был глухой - видать, сыровата. Но индейско-прерийное пришепетывание ее звука было великолепно! >>>

 


Ведущая рассылки Ольга Шотландия

Рассылки Subscribe.Ru

Варга. Этнические музыкальные инструменты


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное