Первый в рунете музыкальный онлайн колледж Трезвучия и их обращения
Трезвучия и их обращения являются основой гармонического движения во многих стилях опирающихся на тональную или модальную основу. Как правило, трезвучия имеют прозрачное и узнаваемое звучание. Это наиболее простой вид аккордов, с которых лучше всего начинать знакомство с гармонией.
Чем трезвучие отличается от любого другого типа аккордов?
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков расположенных по терциям.
Необходимо уточнить, что “состоящий из трех звуков” подразумевает не количественный (ограниченное количество звуков), а качественный (ограничение используемых нот) состав аккорда.
Самыми распространёнными типами трезвучий являются:
1) Мажорное трезвучие
Состав мажорного трезвучия: большая терция + малая терция
Термин мажор означает большой,что указывает на качество нижней терции аккорда.
2) Минорное трезвучие
Строение:малая терция + большая
Минор означает меньший,что указывает на малую нижнюю терцию аккорда.
Эти два типа созвучий позволяют гармонизовать любую мелодию и встречаются в музыке любых стилей.
Можно привести очень много примеров музыкальных произведений,в которых используются только эти два вида.(иногда даже один).
Однако есть еще два типа трезвучий:
3) Уменьшенное
состав: малая терция + малая
Уменьшенное трезвучие получило название по уменьшенной квинте образуемой между 1 и 5 ступенью
4)Увеличенное(названо по увеличенной квинте между 1 и 5 ступенями)
Состав: большая терция + большая терция
В любом трезвучии каждая нота имеет свое название(ступеневое или интервальное)
Нижний тон называется прима или тоника
Второй звук называется терция
Третий звук - квинта
Для того,чтобы построить трезвучие от какого-либо звука нужно всего лишь запомнить его интервальную формулу.
Это абстрактный способ построения трезвучий.
Также есть другой способ построения трезвучий - построение в тональности.Например,мажорному трезвучию соответсвует мажорная тональность,а минорному минорая.Это значит,что если Вам необходимо найти Ab трезвучие,то необходимо выписать 1,3,5 ступени тонлаьности и Вы получите необходимый аккорд.В Ab мажоре 4
бемоля,слеледовательно Ab трезвучие содержит звуки: Ab,C,Eb
То же сраведливо для минорного трезвучия.
Таким образом,если Вам известны знаки тональности Вы без труда сможете построить трезвучия.
Запомните основные ступени и соответствующие им трезвучия.
Мажорное трезвучие строиться на I ступени мажора,минорное трезвучие на I ступени минора,уменьшенное трезвучие на II ступени мажора,увеличенное на vI гарионического мажора или III гармонического минора.
Выше мы рассмотрели трезвучия в которых тоника находилась в нижнем голосе.Однако кроме этого встречаются еще два типа изложения трезвучия при которых в нижнем голосе нахожиться терция или квинта аккорда.
Такие формы называются обращением трезвучия.
Легкий способ построения обращений основан на переносе нижнего звука на октаву вверх:
Первое обращение называется секстаккорд поскольку в нем образуется секста между 3 ступенью и 1 ступенью
Второе обращение называется кварт секстаккорд (кварта между 5и 1 и секста между 5 и 3)
Интервальные формулы обращений трезвучий:
Мажорный секстаккорд м3+ч4
Мажорный квартсексаккорд ч4+б3
Минорный секстаккорд б3+ч4
Минорный квартсекстаккорд ч4+м3
Увеличеный секстаккорд б3+ум.4
Увеличеный квартсекстаккорд ум4+б3
Уменьшенный секстаккорд м3+ув5
Уменьшенный квартсекстаккорд ув5+м3
Мажорное,минорое трезвучия и их обращения являются консонирующими и имеют устойчивое звучание.При взаимодействии с друг другом в тональной музыке соотношение трезвучий определяет их функциональная значимость(принадлежность T,S,D).В модальных последовательностях каждое трезвучие представляет собой временный тональный центр,что способствует более свободному обращению с трезвучиями(например, посмотрите использование трезвучий в песнях Beatles или Hendrix)
Уменьшенное и увеличенное трезвучия являются диссонирующими и относятся к доминантовой функции в тональности,а модальном контексте могут принимать даже функцию тоники(имеются ввиду современное звучание).
Освоение трезвучий и приемов гармонизации с помощью них является первой ступенью в освоении гармонии и являются важнейшим строительным материалом не только на уровне гармонии,но и на уровне мелодики.