Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Звукорежиссура - статьи и советы профессионалов.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вячеслав Грисюк: Музыкантом стать легко! http://www.easymusician.nm.ru

Школа Своего Дела

Звукорежиссура.

Статьи и советы профессионалов.

Сайт рассылки

выпуск 2

"How to Mix a Pop Song From Scratch" By Jezar. Продолжение. Начало в выпуске 1.

 

Пункт 0 - Отправная точка

Эта статья написана с учетом того, что Вы не просто собираетесь почитать, но действительно намерены потратить немало времени - то есть несколько часов - с целью получить результат мирового уровня намеренно, а не случайно.

Будем считать, что в вашем распоряжении имеется многоканальная запись, и что эта многоканальная запись содержит стандартный набор - скажем, 8 треков барабанов, один или больше треков баса, несколько клавишных  и гитарных, других инструментов, основной вокал, возможно бэк-вокал , перкуссия, и может быть даже несколько треков со странными звуковыми эффектами, которые иногда так удачно звучат.

Кроме того, я предполагаю, что у Вас имеется компьютерная программа для сведения, такая, как n-Track (превосходная, кстати), или по крайней мере традиционный многоканальный микшер, подключенный к многоканальному магнитофону, и достаточно полный набор внешних эффектов, таких как ревербераторы, компрессоры, эквалайзеры, де-эссеры и т.п.. Вам не понадобятся все они, но некоторые из них наверняка пригодятся.

Пункт 1 - Ознакомление

Подключите  "короткий" ревербератор на один aux-посыл, и "длинный" на другой. Пока это все, что Вам нужно.

Включите воспроизведение песни. Если возможно, лучше запетлевать воспроизведение, чтобы каждый раз не перематывать и не нажимать кнопки.

Теперь выставьте все фейдеры примерно в среднее положение. Именно! Каждый из них! Не пытайтесь" сводить", просто выдвиньте все. Если основной стереоуровень слишком велик, переместите все фейдеры немного вниз. Пока не думайте об Aux-посылах или эквалайзерах, или что еще там у Вас есть. Просто удостоверьтесь, что все включено.

Если Вы слышите звук, подобный работе генератора , то Вы вероятно включили timecode-трек . Обычно это 23 или 24 трек, или по крайней мере последний трек на многоканальнике. Найдите и отключите его. Вообще он существует не для того, чтобы его слушать, хотя timecode-треки с эффектами можно услышать на некоторых ремиксах - довольно необычно! Если timecode-трек используется внешним оборудованием  - драм-машиной  или другим многоканальником -  убедитесь, что Вы отключили его без последствий для них.

Теперь, пока трек звучит, поднимите фейдеры на тех каналах, которые Вы не слышите, и немного уменьшите уровень там, где что-нибудь звучит слишком громко. Используйте случайные положения регуляторов панорамы (на этом этапе), чтобы переместить инструменты от центра. Оставьте бас-барабан, малый барабан, бас и вокал в центре.

Не трогайте пока EQ и Aux ! :-)

Послушайте трек несколько раз. Определите разные партии и обозначьте их. Если Вы используете компьютер или цифровой микшер, то программное обеспечение обычно позволяет Вам сделать это. Если Вы используете аналоговый микшер, то просто напишите на бумаге, или лучше подпишите названия партий возле фейдеров, только не повредите поверхность. Если она металлическая  или пластмассовая, можно писать непосредственно на поверхности, используя маркер (не используйте фломастеры!). Можно приклеить белую липкую ленту поперек пульта и использовать её. Некоторые всегда предпочитают липкую ленту - когда запись закончена, Вы можете приклеить её на стену студии (или где-нибудь еще), и снова прицепить ее на пульт, если придется делать пересведение. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ убедитесь, что маркировка на пульте не причинит ему повреждений!

Когда Вы сделали это, запомните, где примерно находятся фейдеры, или сохраните их положения в программе. Не пытайтесь сводить сейчас, Вы только знакомитесь с точным содержанием каждого трека. На компьютерных системах (подобно n-Track) очень помогает то, что Вы можете физически ВИДЕТЬ, есть ли звук на  конкретном треке в данном месте. На старых, традиционных системах записи - что ж - придется слушать. Если  какие-либо треки кажутся пустыми -  оставьте их  включенными с достаточно высоким уровнем и возможно панорамированными в крайнее правое положение - Вы услышите, если что-нибудь на этом треке скрипнет. Вы так же можете обнаружить, что - если  количество треков ограничено - различные инструменты находятся на  одном треке в разных местах песни.

Это может удивить Вас, но Вы ВСЕ ЕЩЕ не готовы сводить, так что НЕ трогайте EQ или Aux!

Даже если Вы хорошо знакомы с содержанием КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО трека В КАЖДОМ ОТДЕЛЬНОМ  месте песни, Вы ВСЕ ЕЩЕ не готовы сводить.

Вам еще нужно сделать кое-что важное - и это часть удовольствия!

Послушайте внимательно, что каждая партия вносит в звучание песни. Есть ли партии, которые, как предполагается,  "работают" вместе? Что я подразумеваю под этим? Скажем, Вы обнаружили одну партию перкуссии - бубен. Когда Вы слушаете другой перкуссионный трек, Вы можете обнаружить другую партию - кабаса, которая "беседует" с бубном. Они часто хорошо работают  в стерео - бубен слева (например) и кабаса напротив. Посмотрите, какое расположение и уровень  лучше подходит для этих партий.

Другие партии  тоже "взаимодействуют". Партии гитары могут "вести беседы". Пробуйте то же самое, одну партию влево и другую вправо. Плохо звучит? Попробуйте более точное размещение.

Все время Вы проясняете ваше представление о песне и знакомитесь с намерениями артистов и продюсеров, написавших аранжировку.

Не бойтесь двигать фейдеры, когда делаете это - Вы все еще не делаете сведение. Чрезвычайно важно послушать песню с разных перспектив - с "точки зрения" гитар, с "точки зрения" барабанов и т.д. Часто полезно заглушить все партии, кроме гитар или только барабанов - так Вы сможете определить тонкое взаимодействие между ними. Отмечайте вещи, которые "конфликтуют". Иногда при записи неверный уровень в мониторах может замаскировать тот факт, что некоторые партии действительно не работают вместе. Вы должны знать это, если собираетесь сводить песню.

Убедитесь, что Вы прочитали все примечания, сопровождающие песню. Я использую ручку и бумагу, чтобы делать примечания, но некоторые используют Notes-страницы в программах. Убедитесь, что Вы увидели  все заметки, которые были сделаны во время записи. Можно потратить уйму времени на сортировку партий для  какого-нибудь трека,  а потом обнаружить в коробке кассеты  маленькое рукописное примечание " Не используй 14 трек - его надо стереть! ". Помните так же, что в многих случаях  от Вас не требуется использовать каждую партию на ленте -  группа в конце концов рассчитывает на ваш творческий потенциал. Иногда, если Вы "уплотняете" одну партию песни, другие партии могут вообще не потребоваться .

Что еще следует поискать, так это "старые" партии, которые люди просто забыли на записи и не предполагают использовать. Иногда они  даже не маркированы. Если Вы слышите что-то определенно странное и сомневаетесь - позвоните артисту или продюсеру и спросите, действительно ли трек должен быть использован. Часто - нет! Иногда (особенно если над проектом работали разные продюсеры) люди из опасения стереть части предыдущей версии  оставляют их "на всякий случай". Хью Паджам (известный  британский  звукорежиссер)  сводил однажды песню The Human League, которая занимала ШЕСТЬ двадцатичетырехканальных кассет (общее количество 144 трека!), просто потому, что каждый продюсер, работавший  с песней, опасался стереть работу предшественников. Естественно, первое, что ему пришлось делать - это провести много часов, сортируя треки, чтобы получить более удобоваримую 24-канальную запись. Это, естественно, очень несправедливо по отношению ко звукорежиссеру/ремиксеру и отнимает много дорогого времени - но Вы должны знать, что такое случается и знать, что Вы не обязаны использовать все, что находится на ленте. Но принимать такие решения нужно лишь тщательно изучив содержание записи.

Пульт с реальными фейдерами (то есть физическими, которые Вы двигаете руками, а не мышью) ЗНАЧИТЕЛЬНО ускоряет этот процесс. Вы можете  двигать разные фейдеры очень быстро и действительно получить "физическое ощущение" песни. Если ваш трек основан на MIDI, то Вам стоит  подумать о покупке одного из недорогих MIDI-контроллеров с 16 реальным фейдерами, которые Вы сможете двигать вверх и вниз и ускорить этот процесс. Есть другие устройства, которые также могут помочь . Мой сэмплер Yamaha имеет на панели четыре регулятора , которые могут быть сконфигурированы так, чтобы действовать как MIDI-контроллеры. С некоторыми программами эти устройства могут использоваться, чтобы управлять уровнями  аудио так же, как и MIDI.

Если на MIDI-треке Вы обнаружите, что имеется MIDI автоматизация, которая мешает Вам управлять устройствами, то посмотрите, позволяет ли ваше программное обеспечение отключить эту автоматизацию. Если нет, можно попробовать переназначить MIDI-контроллер на "Expression" вместо "Volume" (почти никто не автоматизирует "Expression") и это позволит Вам управлять уровнем громкости, сохранив предварительно автоматизированные MIDI-данные.

К этому моменту Вы должны иметь представление о том, как песня "устроена во взаимодействии", и Вы вероятно сделали примечания - на бумаге или в голове -  что планируете делать, когда фактически будете сводить песню. Если у Вас НЕТ вообще никаких идей, то - откровенно говоря, думаю, нужно поработать с треком еще немного до сведения, потому что Вы очевидно не достаточно понимаете, что необходимо сделать, чтобы сведение было удачным.

В такой ситуации я прекращал работу  и говорил артисту - " Извините, но я не совсем понимаю, как правильно "собирать" эту песню. Вы можете сесть со мной и объяснять, как части должны складываться вместе? - я почему-то не могу понять этого". Люди обычно хватаются за эту возможность и стремятся помочь.

Также убедитесь, что Вы слышите - и понимаете - слова песни и их эмоциональное и звуковое содержание.

Когда Вы с удовлетворением почувствуете, что "план" песни готов в вашей голове и Вы "на своей территории " - Вы ПОЧТИ готовы перейти к процессу сведения песни.

Как же это делать?

Продолжение следует...

Оригинальный текст лежит здесь.

 

Вы можете копировать, распространять и использовать материалы рассылки в некоммерческих целях при условии указания ссылки "Музыкантом стать легко!" http://www.easymusician.nm.ru

Буду рад получить от вас интересный материал, замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв.
Пишите
Всего доброго,
Вячеслав Грисюк

Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.soundmixing/ и здесь: http://www.easymusician.nm.ru

Позаботьтесь о друзьях, отправьте им эти ссылки: http://subscribe.ru/archive/culture.music.soundmixing/ http://www.easymusician.nm.ru

 

Наши партнёры

Музыкантом стать легко!


Вячеслав Грисюк (c) 2004 Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.soundmixing
Отписаться

В избранное