Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Звукомания

  Все выпуски  

Этого раздела не будет.


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
Звукомания :. No 06

Здравствуйте уважаемые подписчики.

29.05.2005


Что бы лишний час ни топтать клавиатуру я буду использовать чужие статьи под своей редакцией, собранных давно из разных мест, по этому у меня нет возможности определить автора и спросить разрешение на использование того или иного материала. Но всем авторам большое спасибо за их косвенную помощь.


Предварительные рекомендации
Изначально следует предупредить вас по поводу высоких звуковых уровней, на которые способны мониторы. Уровни более 95 дБ по 8 часов в день могут в конечном счете вызвать полную потерю слуха. Поскольку профессиональные мониторы имеют очень низкие уровни временных, амплитудных и частотных искажений, при работе с ними не всегда заметно, что уровень громкости очень большой.

При непрерывной работе стоит изредка использовать измеритель уровня шума, способный интегрировать звуковой уровень за смену согласно стандартам шумового контроля. Необходимо удостовериться, что уровни шума всегда находятся в безопасных пределах.

Размещение мониторов
А теперь действительно критичные вещи. Размещение монитора и обстановка прослушивания могут полностью скомпрометировать параметры любого монитора, независимо от его цены. Важно понять некоторые ограничения мониторов ближнего поля и рабочей обстановки, чтобы получить максимальный результат от пары, стоящей в вашей студии.

Ориентация
Для серьезного слушателя двухполосные мониторы должны иметь определенную ориентацию. В 2-полосных системах басовик и пищалка установлены на панели по вертикальной линии. Между центрами этих головок на панели есть фиксированное вертикальное расстояние и есть фиксированное расстояние между вероятным акустическим центром каждой головки и плоскостью панели в точке разбивки частот (crossover point). Ставя басовик и пищалку вертикально, мы минимизируем проблемы, вызванные этими физическими сдвигами. Условия прослушивания мониторов ближнего поля увеличивают эффекты сдвига динамиков, поэтому приходится действительно оптимизировать ориентацию монитора. Если вы сидите очень близко к мониторной системе, вертикальные движения головы существенны, потому что ваше перемещение является большим изменением угла дуги, и отсюда количество градусов выше и ниже оси (это линия между басовиком и пищалкой). Иными словами, подергайте головой вверх-вниз с амплитудой примерно в несколько сантиметров на расстоянии 1 метра от колонки, и ваше ухо двинется на больший угол относительно оси динамика, по сравнению с тем же вертикальным движением на расстоянии 4-5 метров. Нужны доказательства? Включим негромко музыку и подставим глову очень близко, примерно на 500 мм (20"). Переместите теперь голову вверх и вниз, и вы сможете разбить музыкальный образ на отдельные источники ВЧ и НЧ. Это сильно утрированный пример того, о чем речь. В нормальной позиции прослушивания все не так плохо, но изменения все те же.

Все 2-полосные системы принуждают мириться с некими компромиссами в точке разбивки частот. Частота кроссовера таких маленьких систем приходится на центр СЧ-диапазона (2.0-3.0kГц), где человек очень тонко различает частотно-фазовые отклонения.

На диаграмме ниже дано графическое представление мониторной системы, работающей в точке кроссовера, где как ВЧ-, так и НЧ-динамики выдают одинаковый выходной уровень. Первая показывает пару 2-полосных громкоговорителей, находящихся на боку. Обратите внимание, каждый динамик выдает звук, и из-за физического расстояния, отделяющего их на панели, есть также разница во времени, разделяющая динамики. Результат вы видите. Вокруг точки раздела монитор производит многочисленные лепестки, вызывающие изменения в характере СЧ-звука, покуда вы двигаетесь по горизонтальной плоскости прослушивания.

При мониторах, лежащих горизонтально, будет самое большое количество отклонений, вызванных геометрическими/временными сдвигами между динамиками. И если вы думаете, что на это трудно смотреть, представьте, каково это слушать!

Стерео происходит слева направо, и плоскость прослушивания должна быть такой, чтобы мы смогли уменьшить изменения в геометрических/временных сдвигах между басовиками и пищалками. Это не идеально — сдвиг динамика все еще есть, но размещение басовика и пищалки на панели вертикально дает звукоинженеру самый широкий диапазон движения в горизонтальной плоскости. Можно прокатиться в кресле по всей длине пульта и не изменить отношения между басовиком и пищалкой. Только не дергайте головой вверх-вниз в этот момент.

С басовиком и пищалкой, установленными вертикально, вы ощутите наименьшие изменения, двигаясь поперек горизонтальной плоскости рабочей поверхности пульта.

Интересное примечание, касающееся подлинно точечных двойных концентрических мониторов Tannoy последних разработок. Они свободны от физических сдвигов, описанных ранее, что означает: поведение мониторов не будет изменяться в горизонтальной, вертикальной или любой другой плоскости на выбор. Еще одна четкая вещь: независимо от того, как близко к ним садиться, звуковая картина не разобьется отдельно на источники ВЧ и НЧ.

И если последовать обычной практике размещения 2-полосных мониторов на боках — для лучшего обзора над индикаторной панелью, — вы увидите (и услышите!), что произойдет. Когда монитор на боку, стоит вам двинуть головой горизонтально, и вы теперь двигаетесь через все те лучи, или лепестки, где фронты импульса от басовиков и пищалок смешиваются и интерферируют друг с другом. Звучание на СЧ будет разным для каждого положения головы. Все 2-полосные мониторы, независимо от производителя, нужно использовать с вертикальной многоголовочной осью (именно так надо поступать с мониторами ближнего поля). И если вам интересно, как работают 3-полосные колонки ближнего поля с целой пачкой динамиков, навешанных по всей панели… вы быстро поймете, почему лучшие конструкторы остановились именно на 2-головочных системах.

Размещение
Это мониторный эквивалент регулировки колеса. Куда вы нацеливаете мониторы для получения самого ровного и наиболее последовательного звука, и как далеко друг от друга вы размещаете их для получения хорошей стереокартины? Основное правило: следуйте расположению равностороннего треугольника. Расстояние между 2 мониторами должно быть ровно таким же, как расстояние между одним монитором и вашим носом в положении прослушивания, где вы наклоняетесь вперед на подлокотнике пульта. См. следующую диаграмму.

Ось монитора (показана на диаграмме) должна быть нацелена в точку на полпути между самым далеким передним и самым дальним задним положениями прослушивания (как обозначено двумя головами на диаграмме). Это диапазон около 600 мм. Если можете, то совместите свои уши с вертикальной осью монитора (полпути между басовиком и пищалкой). Вспомните предыдущие рисунки, показывающие ваши уши и монитор. Они помогут найти нормальную позицию прослушивания, которая находится в лучшей возможной точке. Если из-за этого вам придется положить подбородок на пульт, нужно слегка наклонить монитор назад. При этом ваша голова окажется в «сладкой точке», независимо от того, наклоняетесь ли вы вперед, регулируя уровень или тембр, либо наклоняетесь назад, отслушивая микс. Не сходите с ума в попытках вычислить это место с точностью до миллиметра — разброс в 5-10 см пойдет. Хорошие мониторы имеют обширную «сладкую точку» как горизонтально, так и вертикально для снижения отклонений качества звука, в то время как вы двигаетесь вокруг, выполняя свои звукоинженерские штучки. Поворот мониторов таким образом дает лишнюю выгоду отсутствия отражения высоких частот от стен и внешних приборов.

Отражения пульта
Микшерский пульт — это убийца номер один ровного диапазона мониторов ближнего поля. Большинство из вас паркует мониторы ближнего поля на индикаторной панели, что делает вершину пульта наиболее влиятельной отражающей поверхностью для звука на сведении. Насколько важно это отражение? Если бы это было такое большое дело, разве бы уже не сделали что-то другое? Надо признать, что разработчики не особо быстро оценили ситуацию, и теперь очевидно, что мы игнорировали проблему больше 10 лет, с тех пор мониторы ближнего поля стали популярными. Так что, вы все еще сдержаны насчет значения этого отражения? Окей, выковыривайте свой генератор розового шума — время экспериментировать! Вам понадобится помощник из публики. Пусть он подержит монитор в воздухе на расстоянии примерно 600 мм (24«) от верха пульта при прохождении через него розового шума. Удостоверитесь, что слушаете прямо по оси монитора (эта линия между басовиком и пищалкой). Пусть помощник медленно опускает монитор на свое место на индикаторной панели. Слышите это изменение в СЧ-характере, в то время как он приближается к последним 30 см пульта? А насколько по-другому он звучал, находясь в воздухе? Здесь происходят две существенных вещи. Первая — проходит доля секунды (и крошечная доля), прежде чем звук непосредственно от монитора дойдет до вашего уха. А вы думали, что не можете позволить себе купить флэнджер для студии! Вы заметили, что в последнем футе (30 см) до приземления на пульт основное звуковое изменение было в СЧ-области. Вот суровая правда, связанная с законами физики. Скорость звука в воздухе дает длины волн в СЧ-диапазоне, которые соизмеримы с геометрическими размерами всего, на что мы устанавливаем мониторы, максимизируя проблемы, созданные отражениями. Предыдущие диаграммы (горизонтальная и вертикальная), показывающие взаимодействие отдельных басовика и пищалки, также демонстрируют проблему, вызванную отражением. Замените в диаграмме отражение на один из динамиков, и вы имеете довольно честную картину происходящего, когда встречаются фронт первоначального импульса и фронт отраженного импульса. Проблема с этим гребенчатым фильтром кроется в том, что это невозможно исправить никаким земным эквалайзером — как только волны компенсируются, нечего усиливать. Вы, должно быть, заметите, что при движении головой фильтрация меняется. И любая регулировка частот эквалайзером для одного положения повредит всем другим положениям прослушивания. Мы упомянули, что здесь имеются две вещи. Вторая — это изменение в направленности, вызванной добавлением границы (верх пульта). Желая покричать кому-то на открытом воздухе, вы складываете руки рупором вокруг рта, чтобы увеличить направленность своего голоса. Помещая монитор на панели индикаторов, вы сделали эквивалент такого рупора. На нижних СЧ (200-800Гц), где длина волны достаточно длинна (400-1400 мм), чтобы случилась компенсация, фронты импульсов складываются вместе. Это вызывает приращение уровня в области выше нижней середины; в то же время в СЧ-диапазоне появляются эти дыры от эффекта гребенчатого фильтра. Теперь, когда вы поверили, что мониторы ближнего поля нельзя использовать на верху пульта, поговорим о том, что можно сделать для облегчения проблем. Первое — суметь распознать поверхности, которые могут причинить серьезный вред. Можно сделать это с большими затратами, используя анализатор реального времени, и „убить“ несколько месяцев, учась им пользоваться. Но можно прихватить с собой леску, микрофонную стойку, немного липкой ленты и приготовиться к другому эксперименту.

Сначала теория. Для незапятнанной стереокартинки и частотного диапазона лучше бы все слушать в среде, полностью свободной от отражений. Например, в анехоиковой камере вы услышите прямой звук, воспроизводимый мониторами — никаких противных отражений. Но для большинства людей это непрактично, и вот следующая самая хорошая вещь. „Нащупайте“ позицию прослушивания, свободную от отражений, идущих в пределах 2 мс после прямого звука (за это время звук проходит 600 мм или меньше — частоты от 500 Гц и выше) и минимизируйте отражения, идущие в пределах 10 мс после прямого звука. Тогда вы сможете поддерживать замечательно устойчивую стереокартину и однородное звучание по всей области прослушивания. „Прямой звук“ действительно таков, это кратчайший прямой путь, по которому звук идет от монитора к уху — никаких отскоков, никаких отражений. 2-миллисекундное окно отражения очень влияет на характер звука в позиции прослушивания, решительно изменяя звучание монитора в критическом звуковом диапазоне 500Гц и выше. 10-миллисекундное окно отражения вызывает гораздо большие тонкости в звучании монитора, ведь ухо/мозг читает отражения, идущие в пределах 10 мс прямого звука, и как часть диапазона монитора эти отражения могут таскать стереокартинку вокруг на разных частотах в разных направлениях. Довольно теории, теперь в лабораторию.

Вот где мы забавляемся с наукой. Возьмите микрофонную стойку и поставьте ее в положение прослушивания. Приложите один конец лески к верху стойки и протяните леску к передней панели одного из мониторов. Это — прямая звуковая дорожка от монитора к положению прослушивания. Для отыскания всех поверхностей, которые внесут отражения в пределах того чудесного 2-миллисекундного окна, добавьте 600 мм к протянутой леске. Небольшой полоской скотча прикрепите леску к панели — НЕ динамикам! Теперь каждая поверхность, которой вы можете коснуться любой частью той лески, может вносить отражения в вашу позицию прослушивания.

Анализатор лески
Эта же самая забота об отражающих поверхностях применима ко всему близлежащему барахлу типа компьютерных мониторов, внешних приборов, кофейных чашек, рулонов ленты, деревянного протеза продюсера и прочего мусора, привычного для студийной обстановки. Расчистить эту короткую звуковую дорожку от мониторов к положению прослушивания — это как вынуть ватный тампон из уха.

Вы можете повторить процесс с дополнительной 300 мм (10») нитью, чтобы посмотреть, какие поверхности повлияют на тембр и картину вашего микса. Это упражнение не для того, чтобы найти места, куда навешать мягких или пенистых поглотителей. Ведь самое последнее, что вы хотите сделать — это намертво заглушить свою комнату. Этот процесс покажет, какие поверхности надо наклонить, чтобы перенаправить отражения подальше от вашей позиции микширования. Если есть поверхности, невозможные для перемещения или сдвига, на них стоит нанести немного поглощающего материала, но не покрывать ВСЮ комнату поглотителем.

Возможно, вы захотите разместить мониторы не на индикаторах пульта, а иначе: возможно, приподнятыми — на настенной «руке» — или на специальной стойке мониторов среднего поля сразу за пультом. Эти вещи помогут очистить это 2-миллисекундное окно. Держите ваши уши открытыми для других проблемных отражений. Например, наклонная панель разъема позади пульта и панель монитора приведут к отражению звука, который вернется в уши продюсера с запаздыванием. Трюк с леской просто прекрасно работает для отыскания этих отражающих поверхностей. Важно, чтобы вы услышали влияние размещения монитора на характер звучания мониторов, и понимали, ЧТО те изменения сделают с миксом. Для полноты картины вот еще несколько вещей.

Установка мониторов
Вы, вероятно, аккуратно установили мониторы на индикаторной панели своего пульта или возле харддискового редактора. Найдите музыку с действительно солидным низом, которая вам хорошо знакома. Послушайте эту музыку с монитором непосредственно на поверхности размещения, а затем на тонком куске резинового коврика. Слышите разницу? Как звучит запись? Становится как в корыте или мутной? В зависимости от типа установки поверхности вы, возможно, сочтете необходимым использовать тонкий слой гибкого материала (например, Bluetack) под громкоговорителем. Этот не только немного поглотит вибрацию, но и избавит монитор от вибрации от установочной поверхности.

Отверстие фазоинвертора
Если отверстие фазоинвертора расположено на задней панели, то надо отодвинуть мониторы, по крайней мере, на 150 мм от ближайшей стены, чтобы избавиться от раздутого басового звука. Если невозможно избежать установки к стене или если используется отдельный сабвуфер, можно полностью заткнуть трубу фазоинвертора затычкой из каучуковой пены, держаться она будет на трении. Поскольку отверстия не нужны, если динамики монитора используются с ВЧ-фильтром, вы никак не потеряете в басах и можете улучшить нижнюю середину, заткнув отверстия.

Эквализация
Мы считаем, что с мониторами вообще не нужно использовать эквалайзер; отклонения в работе мониторов должны исправляться их размещением (в конце концов, вот о чем эта инструкция). Но мы понимаем, что иногда эквализация — неизбежное зло. Если есть выбор эквалайзеров для мониторных применений, то здесь чем меньше, тем лучше. Чем меньше число фильтров, тем лучше эквалайзер будет звучать. 5 полос стереопараметрики лучше, чем 15 полос стерео, а это лучше, чем 1/3-октавный стерео. Возможно, вы не сознаете, но во всех 1/3-октавных эквалайзерах, за исключением всего 1-2 фирм, все 30 фильтров стоят последовательно. Считайте: минимальное переходное время через каждый фильтр приблизительно 25 мс, плюс еще немного времени затухания на каждый фильтр. Даже с эквалайзером, установленным плоско, в рамках времени он ведет себя не просто как кусок провода. Если нет ОСОБОЙ нужды изменять тембральное звучание мониторов, то вообще не цепляйте к их усилителю эквалайзер.

Если вы крутите частоты у компактных мониторов ближнего поля, важно иметь в виду, что они не сравнятся с большими системами для отслеживания синтезаторных партий или барабанных сэмплов. Не старайтесь их заменить, они на это не рассчитаны! Не пытайтесь улучшить их звук эквалайзером, чтобы они зазвучали как колонки с 15-дюймовыми динамиками в музыкальном магазине. Эквализовать систему ближнего поля надо с большой тонкостью. Только с лучшими намерениями можно по вкусу чуть подрезать нижнюю середину там или сям для небольшого завала частот, где пульт или верх стола дают подъем. И только, чтобы исправить характеристики размещения, о которых шла речь. Общее правило здесь: диапазон контроля больше, чем 6дБ, никому не нужен, и никогда не должно быть двух смежных фильтров с разницей между ними, превышающей 6дБ. Чрезмерная эквализация может уменьшить динамику системы и внести фазовые искажения. В итоге вместо улучшения будет больше проблем.
 


Я продолжаю составлять рейтинг:

Расскажите, какими программами вы пользуетесь для записи обработки и пр. что связанно со звуком и почему. Хочу составить небольшую рейтинг таблицу

 

Все вопросы и пожелания связанных с рассылкой пишите сюда. (soundmania@mail.ru)


 

Если у вас есть вопросы, пишите.
Если вы хотите, чтоб подписчики узнали ваш e-mail, или не узнали и т.п.
обязательно делайте об этом пометки.

Задать вопрос
 


Друзья:

 

Эзотерическая рассылка. «Записки-ОМ»
Мысли цитаты и высказывания, наполненные мудростью пережитого момента, помогут поднять настроение, решить проблему, легче пережить ситуацию и быть готовым к грядущему.

 

Интересующая вас информация
"Информационный портал Инфомания2004 создан для того, чтобы вы могли
получить интересующую вас информацию с минимальными затратами сил и времени.
Если вы не нашли здесь нужной информации, оставьте заявку. Из этой рассылки
вы будете узнавать о новых поступлениях информации на страницы портала с
прямыми ссылками для скачивания".

 

Новое в Истории: открытия, факты, тайное и явное

Уважаемый читатель!
Мне в детстве всегда хотелось узнать то, что лежит за пределами школьной программы по истории. Как на самом деле происходили исторические события? Хорошо бы увидеть это собственными глазами, но, к сожалению, у большинства из нас нет пока такой возможности. Но я убежден, что будет.
В этой рассылке будет публиковаться информация, не считающаяся "официальной", факты и комментарии о которых мало кто знает. Вы, став подписчиком, будете в числе тех немногих посвященных, кто будет видеть суть исторических событий, их связи и значение для сегодняшнего дня и для будущего.
Надеюсь на то, что Вы поделитесь информацией, которая известна Вам, и, возможно, Ваша информация будет размещена в рассылке. Вместе познаем Истину! Каждый подписчик получает подарки!



Эта рассылка всецело посвящена звуку:
 Звукозапись сведение, обработка, мастеринг, аппаратура, музыкальные инструменты, микрофоны, эффекты, усилители, примочки, процессоры.
 И конечно программы для записи обработки звука, сведения и мастеринга, а также плагины к ним.
 Здесь вы сможете узнать интересующую вас информацию, рассказать о своих проблемах связанных со «Звуком» и получить консультации по их устранению, поделится собственным опытом. И прочитать советы звукорежиссеров.


 
 
 
Copyright (C) 2004-2006 RockKenny


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.soundmania
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное