Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Визит" - рок-концерты в Европе

  Все выпуски  

Рок-новости от Rockhell.spb.ru #114


Информационный Канал Subscribe.Ru


Добрый день, уважаемые подписчики рассылки сайта Rockhell.spb.ru!


Сегодня в номере:

1. Борт-журнал #33



Norsk Arisk Black Metal. Raahhh!

10 лет назад Варг Викернес сел в тюрьму. Суд приговорил его к высшей мере наказания по норвежским законам (21 год) за убийство Евронимуса, лидера группы MAYHEM. Наверно нет такого человека, хотя бы немного интересующегося экстремальной музыкой, который бы не знал об этом убийстве, потрясшем в свое время всю Норвегию, однако до сих пор в этом деле много неясного и загадочного.
Всю правду о событиях 1993-1995 годов попытался выяснить Крис Кэмпион, журналист газеты The Guardian, который специально ради этого отправился с MAYHEM в их тур зимой 2004/2005.

Гримерка после первого концерта зимнего тура по Норвегии. Басист Некро Батчер уже слегка пьян. Он весело зачитывает в слух свое собственное интервью для местной газеты. "Надо же, я обещал не бросаться головами овец в зрителей в Бергене", - смеется он.
На этом концерте овечья голова полетела в зрителей и попала кому-то по черепу. "А нефиг было на сцену не смотреть", - оправдывается Некро Батчер. "Вместо того, чтобы нас слушать, он с бабой какой-то болтал". Вообще в тот вечер овечьи головы были везде. "Обычно мы используем свиные бошки, но в этот раз не смогли их найти. Нам нравится бросать их в толпу в конце шоу".
Внимание Некро Батчера возвращается к газетному развороту, который он держит на вытянутых руках. "Черт, круто!" - восклицает он. "Наверно это первая правильная статья о MAYHEM в Норвегии".

Группа MAYHEM уже более 20 лет идет в авангарде норвежского black metal, который в свою очередь часто называют главным культурным товаром Норвегии на экспорт. В начале 90-ых годов 20-го века огромное количество поджогов церквей и три ужасных смерти, связанные с именем MAYHEM, являлись главными темами местных газет и телевидения. Даже в отнюдь не религиозном норвежском обществе эти события были шокирующими. И хотя корень зла был в MAYHEM, все это негативно отразилось на деятельности многих местных рок-групп.
Незадолго до выхода дебютного альбома "De Mysteriis Dom Sathanas" в 1993 году, вокалист Дэд покончил жизнь самоубийством, а основателя группы, гитариста Евронимуса, зарезал сессионный басист Граф Гришнак (вместе со вторым гитаристом Снорре Ручем в качестве соучастника убийства). Кстати, Гришнака многие обвиняли и в поджогах церквей, которые начались в 1992 году.
"Пожалуй, о лучшей рекламе нашей группы мы и мечтать не могли", - говорит Некро Батчер глубокомысленно. "Но каждый раз, когда мы теряли кого-то из музыкантов, нам приходилось репетировать с новыми участниками группы заново. Это нам очень мешало".

Невысокого роста (за что его иногда называют "Микро Батчером") 36-летний басист группы MAYHEM является в некотором роде норвежским ответом Лемми Килместеру. Этот музыкант боролся за выживание своей группы, которую он создал в 1984 году, и в конце концов привел ее к славе несмотря на смерть своих коллег и отрицательное отношение общественности.
Еще одним ветераном норвежской black metal сцены является барабанщик Хеллхаммер, также принявший участие в создании MAYHEM. Он молчалив и совсем не похож на скандинава. В MAYHEM он всегда оставался в тени своих более скандально известных коллег. Один из техников группы: "Со стороны может показаться, что он тихоня, но на самом деле это впечатление обманчиво".
На смену Евронимусу пришел гитарист Бласфемер. Он выглядит как эдакий блэк-металлический франт. Ухоженные длинные черные волосы, курчавая бородка и всегда обилие сценических костюмов. Он ценит хорошее красное вино и амфетамины, а его остроумные изречения всегда к месту. А еще он любит и умеет мстить. Об этом хорошо знает один журналист из Бергена. "Он как-то раз ляпнул что-то непотребное про меня и Хеллхаммера", - рассказывает Бласфемер. "После концерта мы приехали на бойню, взяли там свиную голову, воткнули в нее нож и подбросили под дверь его дома. Больше он нас не беспокоил".
Несмотря на тяжелый концертный график - 4 концерта за 4 дня и маршрут длинной более 2000 километров по горным дорогам в микроавтобусе - настрой в группе боевой. Сейчас в MAYHEM поет венгерский вокалист Аттила Чихар - на удивление добродушный парень, но со своими тараканами в голове. Впервые он появился в MAYHEM сразу после смерти Дэда, чтобы записать вокальные партии для альбома "De Mysteriis Dom Sathanas". Вскоре после смерти Евронимуса Аттила покинул группу. Ему на смену пришел Маньяк, который пел в MAYHEM вплоть до конца 2004 года. Вообще-то считается, что Маньяк ушел из группы сам, но это почему-то произошло вскоре после того, как Бласфемер выразил свое недовольство недостаточной заинтересованностью Маньяка музыкой группы, спустив того с лесницы и пару раз врезав ему по черепу. "Вообще-то Бласфемер сначала пришел ко мне и попросил моего разрешения на рукоприкладство", - рассказывает Некро Батчер. "Маньяк страшно боялся сцены, поэтому перед концертами напивался до такой степени, что забывал слова".
В замкнутом мире норвежского андерграунда возвращение Аттилы в MAYHEM стало событием года. Концерт в Бергене привлек внимание многих местных знаменитостей. Так среди публики был замечен Аббат из IMMORTAL и Гаал, вокалист группы GORGOROTH.

Гаал - это отдельная история. Такой вежливый и спокойный молодой человек - он был арестован за такие дела, которым мог бы позавидовать любой гангстер. Сейчас он ожидает приговора суда по обвинению в избиении человека и сопутствующим сатанинским ритуалам. Человек, на которого напал Гаал, был серьезно ранен. В свое оправдание на суде Гаал заявил, что на него напали первым, хотя это маловероятно. Подробности происшествия, по-видимому, так и останутся тайной.
Собственная этика Гаала построена на основе языческого мировоззрения викингов, а также на оккультной философии black metal, которая в свою очередь много позаимствовала у той же нордической мифологии.
"Black metal никогда не пытался стать мэйнстримом", - говорит Гаал. "Вообще он существует только для самих музыкантов. Это что-то полностью самодостаточное. Провозглашенной целью этой философии является сатанизация людей, т.е. их стремление стать элитой человечества. Для элиты закон не писан. Эти люди делают то, что считают нужным. Ну а общим врагом для всех сатанистов, естественно, являются христианство, социализм и демократия. Особенно неприемлема идея равенства".
Экстремистские взгляды Гаала возникли не на пустом месте. Сейчас он живет на ферме в трех часах езды от Бергена, практически в полной изоляции. "Моей семье принадлежит целых три горы", - продолжает Гаал. "Любовь к природе является одной из составляющих философии black metal. Живя вдали от общества легче почувствовать дух природы. Уединение очень важно для нас".

Но вернемся к MAYHEM, чей автобус продолжает колесить по горным дорогам Норвегии, направляясь на юг, к следующему городу под названием Кристиансанд.
Норвегия - страна, в которой природа властвует над цивилизацией. Вот и сейчас из-за поднявшейся снежной бури видимость упала до пары метров. Когда же буран прошел, впереди автобуса раскинулся величественный пейзаж и прозрачная тишина. Сгорбленные под тяжестью снега деревья застыли в странных позах, превращаясь в сгущающихся сумерках в странные силуэты. Тени черных гор расползлись по земле, покрывая ее мраком. Наверно такие пейзажи и вдохновляют на сочинение блэк-металлических эпосов? По крайней мере, сложно представить музыку, которая бы лучше подходила норвежским просторам.

Кто наверняка может рассказать про источники вдохновения для black metal, так это Фенриз - барабанщик и автор лирики группы DARKTHRONE. У этого человека есть собственное мнение насчет того, из чего должен состоять настоящий норвежский black metal. Об этом он может рассказать любому желающему. Если вы случайно будете в Осло и в кафе на улице Эльм вы встретите бледного тощего человека в хреново набитых металлических татуировках, знайте - это Фенриз. Возможно, он подарит вам какой-нибудь из сборников, которые он составлял. Например "The Best Of Old School Black Metal", вышедший на лэйбле Peaceville.
Фенриз о black metal: "Для блэка нет какого-то одного специфического звучания. Каждый решает для себя сам, относить какую-нибудь музыку к блэку или нет. Конечно, есть какие-то общие элементы, лирика например, одежда музыкантов и т.п."
Фенриз о себе: "Я начинал играть на простой установке: рабочий барабан, бочка и пара тарелок. Большего я позволить себе не мог, так как работал на почте? Так вот все и начиналось, а сейчас мы уже заканчиваем работу над 13-ым альбомом?".
Если учесть, что всемирно известная группа DARKTHRONE продает свои альбомы в отнюдь не большом количестве, Фенриз до сих пор работает. (Да и не только Фенриз. Хеллхаммер, например, работает ночным сторожем в психбольнице).
Фенриз о тренде и коммерции: "До того, как black metal приобрел некоторую популярность в 1993-94 годах, все это направление держалось на голом энтузиазме. Настоящий андерграунд. Это сейчас можно позвонить на Nuclear Blast и получить контракт, а тогда на нас смотрели как на ненормальных придурков и вообще не врубались в суть нашей музыки. Нас воспринимали не иначе как отбросов общества. Но потом, СМИ вдруг активно взялись за освещение данного направления? к сожалению".

Событие, которое впоследствии привело к взрыву интереса к black metal, случилось 6 июня 1992 года. В этот день была сожжена церковь Фантофт Ставе - замечательный деревянный памятник архитектуры 12 века. Сначала причиной пожара назвали неисправность в электропроводке, но полгода спустя, в январе 1993 года, Варг Викернес пригласил журналиста местной газеты "Bergens Tidendes" в странное помещение, украшенное нацистской и сатанинской символикой, где рассказал ему и о сущности black metal и о необъявленной войне христианству и норвежскому обществу и о поджогах церквей.
Никаких конкретных доказательств причастности Варга к поджогам найти не смогли, а фото горящей церкви на обложке альбома "Askes" проекта BURZUM к таким доказательством навряд ли можно отнести. Тем не менее, власти обратили внимание на местных неформалов и задержали всех, кто имел хоть какое-то отношение к MAYHEM.
"Нас обвинили в том, что из-за нашей музыки появилось куча ненормальных и вообще мы плохо влияем на молодежь", - рассказывает Некро Батчер. "Ну и поджоги нам пытались прицепить, хотя я и Хеллхаммер всегда были против таких действий. Вскоре я встретил девушку на концерте, которая на следующее утро сказала, что это она подожгла церкви. Я тогда сказал, что ее выходки повесили на меня, поэтому мне было приятно оттрахать ее. Она была настоящей металлисткой, повернутой на блэке. Сейчас она вроде бы вступила в какую-то нацистскую организацию. Наверно это у нее наследственное, так как ее мать участвовала в знаменитом погроме магазинов, где продавались порно-журналы. Кругом одни ненормальные".

Однажды появившись, проблемы не исчезли. Три года спустя на ферме, принадлежавшую семье Некро Батчера, был произведен обыск. Полиция нашла тайник с марихуаной и ружье с оптическим прицелом и глушителем. Более того, был обнаружен запас ручных гранат и канистры со слезоточивым газом. И хотя весь этот боезапас был похищен с армейских складов дедом и дядей Некро Батчера, полиция все повесила на него. В результате ему пришлось провести год в тюрьме.
Спустя несколько месяцев после освобождения Некро Батчера вызвали на допрос. "Они сказали, что хотят поговорить со мной, но им нечего было сказать. Думаю, они просто проверяли меня". Какое-то время Некро Батчер даже пожалел о том, что в далеком 1983 году он встретил Евронимуса, вместе с которым был создан MAYHEM.
Некро Батчер вспоминает: "Решение создать группу пришло внезапно, но единого мнения насчет музыки у нас не было. Мы всегда были как кошка с собакой с Ойстейном в этом вопросе. У нас был только один общий интерес - группа, а во всем остальном мы были абсолютно непохожи. В то время, пока я ширялся со своими приятелями, он сидел дома и писал стихи. Он всегда был тихоней и друзья у него были такие же? Они слушали Брайана Ино и все такое. Мне же это было совершенно неинтересно".

Постоянно меняющийся состав не позволял MAYHEM выступать часто, зато студийная работа шла полным ходом. Группа записала несколько демо-кассет, которыми музыканты обменивались с другими группами и продавали по почте. "Вот так мы держали связь с нашей публикой", - комментирует Некро Батчер. "Тогда это был нормальный способ распространения записей. Мы поделили мир между собой. Я рассылал записи в Австралию и Америку, Ойстен в разные непонятные страны типа России и Китая".

Помимо музыки, Евронимус также был активистом компартии. И это часто приводило к ссорам внутри группы?
"Любое общение с Евронимусом превращалось в очень длинные письма", - рассказывает Борд Эйтин, бывший барабанщик группы EMPEROR. В 1987 году 13-летний Эйтин жил почти в полной культурной изоляции в поселке с населением в 500 человек в 500 километрах от Осло. Именно в то время он начал переписываться с Евронимусом. "Он был полон энтузиазма выпускать музыку для людей и рассылать ее в те страны, где такой музыки не было, особенно на Восток".
Кстати, именно почтовая переписка привела молодого шведского музыканта Дэда в MAYHEM после того, как его собственная группа под названием MORBID распалась в 1988 году. В детстве Дэд очень сильно болел и не раз оказывался на грани смерти. Эти моменты своей жизни он хорошо запомнил, впоследствии они нашли отражение в потусторонней лирике, которую Дэд написал для альбома "De Mysteriis Dom Sathanas". Ходят слухи, что Дэд держал в банке труп вороны и часто дышал из нее перед тем, как выйти на сцену. Он также использовал белый грим, имитирующий бледность больных чумой.
Некро Батчер: "Ничего общего с гримом Элиса Купера или KISS это не имело. Дэд на самом деле хотел быть похожим на труп, а не просто потому что это круто. Именно он назвал этот раскрас термином "корпспэйнт".
Когда Дэд впервые приехал в Норвегию, Некро Батчер позаботился о том, чтобы их новому вокалисту было где жить. Евронимус, напротив, изо всех сил сделать существование Дэда как минимум некомфортным. "Он постоянно пытался вывести из себя Дэда", - говорит Некро Батчер. "Он постоянно твердил Дэду, что он нам не нравится и вообще должен убить себя".
?а потом, одним весенним днем 1991 года Дэд сделал это. Он разрезал себе все руки мясницким ножом, а потом вышиб себе мозги из ружья. В его предсмертной записке был какой-то нездоровый юмор: "Извините за кровь. Давайте начнем вечеринку". Евронимус, который первым обнаружил труп, по каким-то причинам сначала сфотографировал это дело прежде чем сообщить полиции о случившемся.
Некро Батчер: "Ойстейн позвонил мне на следующий день и сказал: "Дэд наконец-то сделал что-то крутое. Он убил себя". А когда я спросил, что он имеет ввиду, он ответил: "Расслабься, я все сфотографировал". Я был шокирован и очень огорчен. А Евронимус думал только о том, где бы использовать эти снимки. Тогда я сказал ему: "Даже не звони мне пока не уничтожишь эти фотографии".
Несколько лет спустя зловещая фотография мертвого Дэда, лежащего в крови в грязной комнате, попало на обложку бутлега группы MAYHEM, который записали в Южной Америке. К тому времени, уступивший место басиста Варгу Викернесу, Некро Батчер разрешил поместить на обложке эту пророческую для Евронимуса фотографию.
Некро Батчер: "Я думаю, Ойстейн был шокирован самоубийством Дэда. Возможно, он сфотографировал это, чтобы поверить в реальность случившегося, типа: "если мне это не приснилось, значит и другие смогут это увидеть".
"Потом были большие изменения в идеологии", - говорит Борд Эйтин, который считает, что смерть Дэда стала поворотной точкой в развитии black metal, после которой все стали помешаны на сатанизме и зле.

Два месяца спустя Евронимус переехал в Осло. Он открыл магазин под названием Helvete (в переводе - "Ад"), который некоторое время спустя превратился в лэйбл Deathlike Silence Productions. Черные стены магазина украшали средневековые доспехи и оружие, пластинки и плакаты. В проем окна был помещен могильный камень, сделанный из полистирола. Так Евронимус начал создавать образ - воплощение древнего зла. Промо-фотографии того времени запечатлели Евронимуса в черном плаще с рапирой. Корпспэйнт тоже претерпел изменения по сравнению с грубым вариантом Дэда, он стал более? изысканный что-ли. В общем, вид у него был, как у персонажа какого-нибудь немецкого экспрессионистского фильма.
Эйтин, который около года проработал в этом магазине, о Евронимусе: "Мне кажется, он понял, что имеет власть влиять на людей так как ему нужно. Если у вас есть группа приверженцев, вы начинаете создавать собственные правила, в том числе и правила морали, свою философию. Это основной способ создания массового психоза. Многие говорили, что у них общее неприятие христианства и конформизма в Норвегии, но мне кажется, что все эти люди просто встретились в не то время в не том месте".

?И тут появляется Варг Викернес. "Никто не знал, кем он был, когда первый раз зашел в Helvete", продолжает рассказ Эйтин. "Он появился из ниоткуда, этот молодой серьезный человек из Бергена. Варг даже не пил ничего алкоголесодержащего, только молоко. Он вообще всегда держался поодаль от всей этой тусовки". (Некро Батчер отметил, что Евронимус также не пил ничего до того, как переехал жить в Осло, но потом он обнаружил, что пиво вполне себе ничего на вкус).
Евронимус взял Викернеса, который был на 5 лет моложе, под свое крыло. Он пригласил играть Варга на место басиста в MAYHEM, а также предложил издать музыку BURZUM - собственного проекта Варга. "Викернес был очень плодотворный человек и такой же энтузиаст как и сам Евронимус", - говорит Эйтин. "Он смог записать два альбома за год, в то время как Евронимус пытался закончить дебютник группы MAYHEM".

Как и ожидалось, их дружба вскоре превратилась в соперничество. Уже упомянутое интервью с Варгом, в котором он взял на себя ответственность за сожженную церковь создало Викернесу славу в андерграунде, фактически превратив его в лидера black metal сцены.
Эйтин: "Звучит глупо, но я думаю, что между Варгом и Евронимусом было какое-то соревнование на предмет того, кто из них самый злой и истинный. В результате ситуация получилась очень напряженная, особенно для Еврониумса, который хотел выйти на коммерческий уровень со своей музыкой".
Эйтин, кстати, тоже участвовал в необъявленном конкурсе на самого злого и истинного блэкушника. В августе 1992 года, приехав с родителями в Лиллехаммер, он убил человека, который предложил ему заняться сексом в Олимпийском Парке. Эйтин нанес 37 ударов карманным ножом. Труп обнаружили на следующий день. Эйтина не могли поймать целый год, несмотря на то, что про убийство знали все работники магазина Helvete. Возможно, такая безнаказанность вдохновляла на новые подвиги.
Эйтин после 8 лет тюрьмы как-то сказал: "Разрушительная сторона black metal состояла в том, что криминал не был чем-то предосудительным. Для Евронимуса это было невыносимо. Я думаю, он изо всех сил старался быть причастным к андерграунду, но пока что он держался на заднем плане".
Евронимус и вправду чувствовал себя неуверенно. Его статус в андерграунде падал. Казалось, что он хотел сделать что-то по настоящему злое и истинное, но просто не знал что и не умел быть по-настоящему злым. Вместо этого, он продолжал свою порочную практику, которая уже привела к смерти Дэда. "Ойстейн часто угрожал людям смертью", - рассказывает Некро Батчер. "Это была его естественная реакция на любой негатив. Но он и сам к этому никогда не относился серьезно. Когда дружба с Варгом сошла на нет, он как обычно пригрозил убить его. Ойстейн сказал ему: "Я пошлю кого-нибудь пытать тебя? пока ты не умрешь". Но Варг Викернес воспринял это на полном серьезе. Возможно он подумал, "лучше я его, чем он меня"?
Хотя последнее заявление - это всего лишь предположение, озвученное Некро Батчером, оно придает правдоподобности заявлению Варга, что он убил Евронимуса в целях самозащиты.

10 августа 1993 года в 4 часа утра Викернес подошел к дому Евронимуса. Евронимус открыл дверь, и Варг сразу же набросился на него. Евронимус бросился бежать, но Варг догнал его на лестнице и нанес 24 ножевых раны в грудь, спину и голову.
Естественно, Варг был арестован и посажен в тюрьму. Особых трудностей в доказывании вины не было, так как соучастник Варга, Снорре Руч, дал детальные показания. Фотографии убийцы долгое время занимали первые полосы местных газет, пока шел судебный процесс. Помимо убийства Викернесу приписали незаконное хранение оружия (полиция нашла 150 килограмм взрывчатки в его доме). Приговор - 21 год тюрьмы, максимальный срок по норвежскому законодательству.

Викернес отрекся от black metal и серьезно увлекся идеями неонацизма. На более поздних фотографиях у Варга даже прическа сделана под Гитлера.
В ноябре 2003 года, всего за 6 месяцев до освобождения, его отпустили на выходные домой. Выходные кончились, но Варг не вернулся. Чуть позже его задержали в Осло и накинули еще год с лишним тюремного срока.

Сейчас Эйтин работает водителем в компании по переработке мусора. Его мнение насчет произошедших в начале 90-ых событий весьма мрачное и пессимистичное: "У нас не осталось надежды выйти сухими из воды. Преступления продолжались, но мы понимали, что когда-нибудь этому придет конец. Возможно, оно и к лучшему, что многих из нас посадили за решетку и таким образом вырвали из этого порочного круга".
Впрочем, вырвали не всех. Группа MAYHEM не отреклась от своего прошлого. "Я и Хеллхаммер на похоронах Ойстейна решили не бросать группу", - говорит Некробатчер. И они поступили правильно, так как альбом "De Mysteriis Dom Sathanas" был почти готов и его нужно было выпустить.
"Викернес записывал партии бас-гитары на этом альбоме, поэтому родители Ойстейна были против его релиза", - рассказывает Хеллхаммер. "Мне же показалось, что это будет символично - убийца и его жертва на одном альбоме. Я конечно пообещал переписать партии баса, но на самом деле я даже и не думал делать этого".

Итак, Аттила вернулся в MAYHEM. Круг замкнулся. Зимний тур 2004-2005 года завершился концертом в Трондхейме. Концертная площадка располагалась в каком-то студенческом здании, находившемся прямо напротив большого кафедрального собора Nidaros-Domen, чей силуэт изображен на обложке альбома "De Mysteriis Dom Sathanas". Хеллхаммер: "Мы использовали эту картинку, потому что это самая красивая церковь в Норвегии. Наверняка Викернес хотел бы ее поджечь".
Из-за красного занавеса появились два техника и пафосно расставили свиные головы по краям сцены, парочку из них насадили на микрофонные стойки. Все это происходило под оглушительный рев тысячи пьяных и жаждущих крови металлистов.
?Занавес поднялся, включилось освещение, залив красным светом сцену, стилизованную под бойню. 16 свиных голов лежали на гитарных усилителях и порталах. Аттила стоит в центре, разукрашенный под сатанинского козла. Черная тушь корпспэйнта, изображая рога, огибает его глазницы и уходит к вискам. В поднятой руке он держит устрашающего вида кинжал с двойными лезвиями и мрачным взглядом обводит толпу. Слова срываются с его уст в микрофон, превращаясь в невероятный поток многократно усиленного предсмертного хрипа. Вместе с ним MAYHEM похожи на группу, объявившей войну всему миру? и возможно даже самим себе.
В конце шоу Бласфемер снимает гитару, берет свиную голову и яростно бросает ее в публику? Всё.
Уже в гримерке Бласфемер плюется желчью в своих коллег: выступление не было достаточно идеально по его меркам. Между тем, публика спокойно расходится по домам, пресыщенная злом. Какой-то подросток в косухе радостно показывает своим товарищам трофей. Девочки окружили его, разглядывая свиную голову, для них это был незабываемый день?

обсудить материал на форуме






На сегодня все. Остальная информация на сайте Rockhell.spb.ru

Внимание! При использовании материалов рассылки ссылка на Rockhell.spb.ru обязательна.
Ведущий рассылки: Ad

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.rock.rockhell
Отписаться

В избранное