Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Звезда по имени ЦОЙ

  Все выпуски  

Выпуск № 31 - Плач по Цою


Информационный Канал Subscribe.Ru

К

З
В
Е
З
Д
А

П
О

И
М
Е
Н
И

Ц
О
Й
И Н О
Выпуск № 31
Плач по Цою
АРБАТ уже давно стал не просто одной из улиц столицы, но ее достопримечательностью, неотъемлемой частью. Жизнь его на редкость бурна и энергична. В ней найдется место всем, но для фанатов группы «Кино» и творчества Виктора ЦОЯ Арбат стал чуть ли не вторым домом.

ДВА раза в год — 28 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти Виктора, — сюда, в «переулок Цоя» (на карте — «Кривоарбатский»), съезжаются толпы «киноманов» со всей страны. И тогда стена, сверху донизу расписанная посланиями кумиру и получившая в народе его имя, утопает в цветах, а переулок наводняется фанатичной молодежью не самого адекватного поведения.

Среди пришедших почтить память Цоя существует традиция: надломить сигарету и положить ее к портрету кумира: «Покури с нами, Витя».

Затем с половины первого (час, когда случилась трагическая авария) и до самого вечера Арбат вибрирует песнями «Кино».

В Питере, на Богословском кладбище у могилы Виктора, происходит примерно то же самое. Несмотря на попытки милиции объяснить подросткам, что на кладбище похоронена масса других людей, сюда приезжает все больше и больше фанатов.

НЕСМОТРЯ ни на что, эти ребята наотрез отказываются признавать, что Цой ушел от нас одиннадцать лет назад:

— Цой жив в каждом из нас!

Каждый из «киноманов» находит свой путь к творчеству Цоя. Тут есть и простые «тусовщики», слушающие «Кино» «за компанию», и люди, для которых Цой — бог, а все, что с ним связано, свято.

— «Киноманом» стать нельзя, — говорит фанат с двухлетним стажем Саша, сидящий на асфальте, облокотясь о «святую стену». — Им можно только родиться. Родиться с частичкой души Цоя внутри. И эту частичку уже ничем и никогда не выбьешь.

ПОЧЕМУ же именно Цой, мрачный корейский парень, стал одновременно чуть ли не символом восьмидесятых и вневременным кумиром наших подростков? Люди, близко знавшие Цоя, рассказывают о нем как о вполне заурядном и даже закомплексованном человеке. Один из основателей группы «Кино» Алексей Рыбин говорил, что Цой всегда сомневался в качестве своих текстов, часто срывался и вообще был очень деспотичным лидером.

Но в массовом сознании Цой отпечатался абсолютно по-другому. Герой-одиночка, бросающий вызов миру, как в фильме «Игла». Его образ кинематографичен, сродни немногословным героям вестернов. Его музыка проста, даже примитивна — маниакальный низкочастотный ритм. Посредственный гитарист «Кино» Каспарян, очень слабый ударник Гурьянов воспринимаются как некий звуковой фон. Основа — басисты мирового класса — Тихомиров и Титов. Ритмическая пульсация сочных звуков бас-гитары, пробуждающая темные, почти первобытные инстинкты. «Сильные», «героические» тексты Цоя на бумаге распадаются на несколько довольно банальных «боевых» клише, работающих в конечном счете на создание образа загадочного «астрального воина»: «Как, шатаясь, бойцы о траву вытирали мечи…», «Весь мир идет на меня войной…», «Пожелай мне удачи в бою…», Трубадур эпической банальности. Собственно говоря, сочетание специфического образа, простой, но «цепляющей» музыки и героической патетики поздних текстов Цоя сформировали в сознании слушателя масштабную мифологическую фигуру, не потерявшую актуальность в наши дни.

Сергей СОЛОВЬЕВ, кинорежиссер:

— У ЛЮБОГО талантливого человека есть «звезда во лбу», но Витина «звезда» — это было что-то невообразимое. Я не могу сказать, что знал Цоя хорошо. Но я знал его с той стороны, с которой его мало кто знает. Феномен Витиной популярности — это то, что не объясняется. В этом смысле Витя, без сомнения, входит в плеяду Высоцкого. Они очень похожи. Цой был просто чокнут на кино. У него страшно загорались глаза даже при виде киномеханики. Он феноменально сыграл Базарова в студийной постановке «Отцов и детей», о которой, наверное, никто и не знает. Он уже тогда был в своем образе: смоляные взъерошенные волосы, черное пальто. А после «Ассы» кто-то спросил меня: «И где ты взял этого комсомольца XXI века?» Видно, что-то в нем было и от Павки Корчагина…

Юрий АЙЗЕНШПИС, продюсер:

— ВИКТОР ЦОЙ по-прежнему популярен, и в этой популярности есть какая-то загадка. Да, песни его честные, актуальные и тогда и сейчас, но мне кажется, что это не главное. Он был обаятельным, скромным и бесконечно человечным. Обладал умением притягивать к себе людей, но притягивал выборочно, многие им были недовольны. Когда я с ним встречался, у меня возникало впечатление, что я иду к какому-то мифическому герою. Я буквально физически ощущал ореол звездности, величия. И это при том, что я — много повидавший, опытный человек, общавшийся со звездами мирового масштаба… А уж когда Витя выходил на сцену, он казался просто недосягаемым, заоблачным. Ни в ком больше я не видел такой силы и такой энергии.

Алексей ЦЫГАНОВ, Константин КУДРЯШОВ
"Аргументы и Факты" - 15 августа 2002 года

Архив рассылки: http://subscribe.ru/archive/culture.music.rock.kino
Автор и ведущий рассылки - Анянов Юрий
E-mail: anyanov@dina.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное