Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рок Восточной Европы

  Все выпуски  

Рок Восточной Европы. Рецензии


РОК ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
информационный рок-альманах

Выпуск № 5/Сентябрь 2008

РЕЦЕНЗИИ


| Bijelo Dugme - Kad Bi’ Bio Bijelo Dugme (1974)
Босния и Герцеговина

1. Kad Bi Bio Bijelo Dugme (G. Bregović) (10'30)
2. Blues Za Moju Bivšu Dragu (G. Bregović) (6'25)
3. Ne Spavaj Mala Moja Muzika Kad Svira (G. Bregović) (2'28)
4. Sve Ću Da Ti Dam Samo Da Zaigram (G. Bregović) (4'02)
5. Selma (G. Bregović - V. Dijak - G. Bregović - V. Pravdić) (6'09)
6. Patim Evo Deset Dana (G. Bregović) (4'52)

Общее время: 34'26'' (LP)

Željko Bebek - вокал; Goran Bregović - гитара; Zoran Redžić - бас-гитара; Vlado Pravdić - клавишные; Goran «Ipe» Ivandić - ударные.

1974: Jugoton LSY-63016 (LP), Югославия
1997: Hi-Fi Centar CDD 10147 (CD), Сербия
Альбом переиздан с 2-мя дополнительными дорожками: Ne Spavaj Mala Moja Muzika Kad Svira – Live (G. Bregović)/Selma – Live (G. Bregović - V. Dijak - G. Bregović - V. Pravdić)

Едва ли не самый известный альбом от самой известной рок-группы бывшей Югославии. Его обложка стала началом серии эпатажных, полуэротических снимков, что красноречиво доказывало, как ужасно "притеснялась" рок-музыка в Югославии. Первый крупный успех в родном Сараево, а потом и во всей Югославии пришел с композицией "Kad Bi Bio Bijelo Dugme", которая дала название не только альбому, но и группе, так как была написана еще годом ранее в составе кратковременного проекта JUTRO. BIJELO DUGME же нельзя назвать группой, полностью свободной от музыкальной моды, но еще более она зависела от меняющегося настроения Горана Бреговича (Goran Bregović). До того, как заклеймить все, что касается своего раннего творчества (некоторые критические замечания весьма объективны), он успешно справлялся с ролью "рок-звезды" и вывел ансамбль в лидеры по популярности. Но мы забегаем вперед, а пока на альбоме Kad Bi’ Bio Bijelo Dugme правят бал молодость, изрядное количество выпитого и девчонки с какого-нибудь ночного сараевского клуба.. В музыкальном отношении, здесь прослеживается несколько запоздалая реакция на классический рок-н-ролл, буги и ритм-н-блюз, властвовавших в 60-е годы. Наиболее интересной является опять-таки заглавная 10-минутная композиция, в которой прослеживаются ранне-флойдовские мотивы, и она имеет жесткое, сырое звучание с использованием органа Хаммонда. Номер под названием "Blues Za Moju Bivšu Dragu" является прекрасным блюзом с классическими гитарными рифами, а "Ne Spavaj Mala Moja Muzika Kad Svira" - просто стилизация под берриевский "Rock’n’Roll Music". Вторую сторону виниловой пластинки открывает еще один убойный хит с альбома - ритм-н-блюз "Sve Ću Da Ti Dam Samo Da Zaigram". Среди бескопромиссно резких и ритмичных рок-н-роллов выделяется драматическая баллада "Selma" с замечательным вокалом Желько Бебека (Željko Bebek). Начинаясь на фоне одиноко звучащего пронзительного органа товарища Хаммонда, она постепенно перерастает в песню с сильным эмоциональным накалом. Наконец, завершает (и вершает) альбом прогрессивная "Patim Evo Deset Dana" с взрывной ритмикой и гитарными рифами а-ля DEEP PURPLE.

Оценка: 4.5 из 6


| Stern-Combo Meissen - Live (1996)
Восточная Германия

1. Finlandia (Sibelius/arr. SCM) (13'53)
2. Kampf Um Den Südpol (SCM/Demmler) (9'10)
3. Wenn Ich Träume (SCM/Demmler) (5'29)
4. Rhapsody In Blue (Gershwin/arr. SCM) (24'47)
5. Happiness Is Just Around The Band (Brian Auger) (10'22)

Общее время: 63'41''

Martin Schreier - ударные, вокал; Michael Rehm - ударные, вокал; Alexander Procop - бас-гитара; Norbert Jäger - перкуссия, вокал; Thomas Kurzhals - клавишные; Reinhard Fißler - лид-вокал; Eghard Schumann - клавишные.

1996: Barba Rossa EdBa 01308-2 (CD), Германия

Конечно, страны под названием "ГДР" уже не существует, давно почил Эрих Хонеккер, но музыка осталась и стала именоваться термином "ostrock", который, как бы конкурируя с "krautrock", собрал под себя весь восточногерманский рок. В 1997 году название компании "BarbaRossa Records" стало известно в связи с нелегальным выпуском альбома Das Deutsche Album группы OMEGA, что являлось всего лишь желанием срубить немного деньжат на скромненьком немецком наследии легендарной группы. Насколько я знаю, даже незабвенная "Мелодия" в конце 80-х приторговывала полулегальными копиями альбомов западных "звезд". Видимо, она посчитала, что украсть у капиталистов - это не преступление. Однако, в 1996 году компания "BarbaRossa Records" выпустила альбом-откровение в творчестве не менее легендарных STERN-COMBO MEISSEN. Пластинка на 80% состоит из нового, ранее не издававшегося материала, кроме "Kampf Um Den Südpol", открывавшей первый официальный альбом в 1977 году. Как и легендарный первенец группы, компакт-диск также состоит из "живого" материала, записанного в июле 1976 года в городке Фюрстенвальде. Но что такое 1976 год для группы, история которой начинается в начале 60-х годов? Где-то, наверняка, пылятся архивы с записями начала 70-х, в том числе с Вероникой Фишер (Veronika Fischer) и Ниной Хаген (Nina Hagen). Итак, пластинка состоит пополам из обработок классики, в том числе и роковой, и собственных композиций. Конечно, самыми яркими, серьезными и развернутыми полотнами представляют собой обработка симфонической поэмы "Finlandia" Яна Сибелиуса и очередная версия знаменитой "Rhapsody In Blue" Джорджа Гершвина. Здесь нужно отметить, что эти мейсенцы не используют соло-гитару вообще и, благодаря грамотному перераспределению ролей клавишников, создают богатые и монолитные произведения. Хотя собственные композиции лежат немного в другой плоскости спейс-прог-рока, тоже весьма интересны, но "Wenn Ich Träume" в некоторых местах предвосхитила довольно слабый, откровенно попсовый альбом Der Weite Weg (1979). Неожиданный финал в виде великолепной джаз-роковой "Happiness Is Just Around The Band" Брайана Огера (Brian Auger) добавил массу жизнерадостных эмоций и новых впечатлений о группе в целом.

Оценка: 5 из 6


| Skorpió - Azt Beszéli Már Az Egész Város (1985)
Венгрия

1. Azt Beszéli Már Az Egész Város (Frenreisz Károly)
2. Ha Elveszítenélek (Frenreisz Károly)
3. Ne Félj (Pálvölgyi Géza - Papp Tamás)
4. Éjfél Után (Frenreisz Károly - Szûcs Antal Gábor)
5. Anyám Jó Fiad Leszek (Frenreisz Károly - Papp Tamás)
6. Érinted A Két Kezem (Pálvölgyi Géza)
7. Húzzatok El Életembõl (Frenreisz Károly - Szûcs Antal Gábor)
8. Mint A Lavina (Szûcs Antal Gábor)
9. Karib Éjszakák (Pálvölgyi Géza - Papp Tamás)

Frenreisz Károly - бас-гитара, вокал; Szûcs Antal Gábor - гитара, вокал; Pálvölgyi Géza - клавишные; Papp Tamás - ударные.

1985: Hungaroton-Favorit SLPM 17949 (LP)

Чего греха таить, к моменту выхода этого альбома Карой Френрейс (Frenreisz Károly) сотоварищи пребывал в состоянии творческого кризиса. Напомню, что перед тем, как восстать в третий (но не последний!) раз, команда разваливалась дважды из-за параллельных проектов ее амбициозных участников, которые всегда носили кратковременный характер. Похоже, и сам Френрейс не всегда знал, чего он хотел, появляясь в разных ипостасях с 1974 года (последняя, образца начала 80-х годов, имела вид энергичного трио "новой волны" с вездесущим гитаристом Тибором Татраи (Tátrai Tibor)). Итак, под знамена альбома Azt Beszéli Már Az Egész Város ("Об этом говорит уже целый город") собрались старые и новые участники. В числе первых оказался вернувшийся из группы DINAMIT (о ней в другой раз) гитарист Габор Антал Сючь (Szûcs Antal Gábor), а в числе вторых клавишник Геза Палвёлдьи (Pálvölgyi Géza) из арт-роковой группы EAST. Результат - это более богатое меню, чем на любом альбоме периода 1978-81. В то же время, возможно, это самый мягкий альбом в их творчестве вообще. Клавишник Палвёлдьи работает в очень мягком, я бы даже сказал, лиричном ключе, что привело к появлению добротных мелодий и баллад, вроде "Ne Félj" и "Érinted A Két Kezem". Однако, это не касается энергичного заглавного номера, явно создававшегося с оглядкой на шлягер (обожаю это слово) 1982 года "Zenevonat" группы LOKOMOTIV GT и ставшего самым крупным хитом с этого альбома. Гитарные рифы Сюча обеспечивают, как и прежде, жесткую, хард-роковую составляющую, наиболее выраженную в агрессивных "Éjfél Után" и "Húzzatok El Életembõl". На второй стороне выделяется просто неплохая, гармоничная песня "Mint A Lavina", как и почти весь альбом, в стиле синти-поп, и инструментальная подтанцовочка в карибском стиле "Karib Éjszakák". Так или иначе, но альбом оказался незамеченным в свое время, поскольку ничем особенным не выделялся, и стал причиной очередного молчания со стороны группы.

Оценка: 4 из 6


Использование материалов и распространение возможны только с разрешения автора.
Все замечания, вопросы, пожелания направлять по адресу: rockzenekar@gmail.com

В избранное