Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Viva-raphael

  Все выпуски  

Viva-raphael Евгений Понасенков встретился с молодежью


Евгений Понасенков встретился с молодежью


Мастер-класс классного мастера

 

Державный зал РГСУ на днях превратился в учебный класс, в котором мастер на все руки Евгений Понасенков устроил для студентов отделения музыкального театра мастер-класс…

Чего же? Да всего сразу – режиссерского, вокального и актерского мастерства, затронув по ходу спектакля культурологическое вопросы и дав ряд советов в качестве имиджемейкера, костюмера, психолога, методиста…

Такой универсальный виртуоз, как Понасенков, способен заменить собой театральное училище, институт кинематографии и консерваторию, а любое его выступление – это настоящее театральное действо, шоу одного актера, которое, в данном случае, было развернуто благодаря участию нескольких смельчаков, не побоявшихся выйти на сцену, чтобы на несколько минут отдаться в руки практика-профессионала и получить ряд конкретных, чисто личных советов, основанных на их индивидуальных особенностях - физических, эмоциональных, вокальных.

Евгений вел себя как режиссер, проводящий кастинг, и указывал каждому кандидату на его недостатки, но при этом объяснял, что можно и нужно сделать, чтобы устранить либо затушевать их. Например, обеими руками помогал юной певице (предварительно деликатно осведомившись, является ли она совершеннолетней) почувствовать дыхание, чувства и голос, резонирующий на уровне бедер. На пальцах (в прямом смысле слова) показывал застенчивому вокалисту, как накачать энергию, и даже слегка приоткрыл завесу над методикой ницшеанского отношения к публике, помогающую добиться уверенности в себе и отчасти забыть о нервах на сцене.

С большим тактом отметил, что надо очень ответственно относиться к выбору произведений для показа и не только видеть разницу между настоящим и подделкой (так как искусство пения подразумевает кроме присутствия голоса и способности брать верные ноты еще и наличие вкуса), но и уметь попадать в собственный репертуар, так как при исполнении вещи необходимо вжиться в образ, найти соответствующие эмоции и петь так, словно знаешь нечто, чего не знают слушатели.

Евгений так же деликатно намекал неподобающе одевшимся артистам, что костюм должен соответствовать представляемым произведениям, а также скрывать недостатки и подчеркивать достоинства фигуры, создавая цельный имидж, а то, что выпадает из образа, но поддается коррекции, лучше исправить заранее (например, не стоит выходить на сцену в не самой чистой

обуви, даже если это не полноценное святилище муз, а актовый зал в учебном заведении). И в качестве общего совета по развитию эмоционального чутья рекомендовал всем самостоятельно читать поэзию хороших авторов (в частности, его любимую Цветаеву), а также слушать ее в интерпретации великих актеров.

Говоря о технике пения, Евгений отметил необходимость научиться «петь из любого положения», как делали Мария Каллас и Пласидо Доминго, и с энтузиазмом показывал, как это делается на практике, пытаясь, добиться того же от добровольца, стоявшего на сцене. А в качестве метода, помогающего начинающим певцам осваивать вокал, рекомендовал учиться петь на итальянских вещах, так как звуковой строй этого языка способствует раскрытию голосового богатства (сей факт мы неоднократно наблюдали на сольных выступлениях Евгения, в которых превалируют произведения итальянских авторов, исполняемые, естественно, на языке оригинала). И мягко посоветовал тем, кто еще не добился безупречного британского произношения, воздержаться от исполнения произведений англоговорящих авторов.

Но главная идея, красной нитью проходившая через весь вечер, заключалась в том, что петь надо с радостью, потому что пение – это каждый раз праздник. Позитивный настрой раскрепощает физически, снимает зажатость звука, раскрывает резонаторы, голос приобретает объемность, полетность… а лицо певца – приятное выражение. И только в таком состоянии артист способен дарить радость и эстетическое наслаждение своим слушателям, обогащая их духовный мир.

Евгений отметил, что одна из важнейших составляющих искусства - это энергия, и поделился любопытными практическими приемами, помогающими повысить ее уровень перед выходом на сцену – согреть ладони в горячей воде, растереть руки, сжать фаланги пальцев, особым образом потопать по полу… и сам с большим азартом артистично проделывал все это, стоя рядом с вокалистом, который пытался повторить его движения. Может быть, не совсем удачно («я не волшебник, я только учусьььь»), но с желанием понять и суметь. Разумеется, юные артисты чувствовали себя несколько скованно – ведь стоять перед даже дружелюбно настроенной аудиторией в качестве демонстрационного материала не так просто, и хотя Евгений постоянно повторял «ты же актер\актриса», некоторые явно смущались, забывая слова, сбиваясь с нот, смотрели в пол, не в силах взглянуть в публику. Конечно, трудно петь, глядя в глаза мэтру, и быстро входить в ситуации предложенных им этюдов, как того требовал Евгений, но театральное искусство и подразумевает умение надеть на себя чужой образ и чувства и жить ими… пока звучит произведение. И также быстро выходить из него, чтобы перейти к следующему, словно каждая песня или ария – это трехминутная трагедия или комедия, которые постоянно сменяют друг друга в мире театра и театре мира.

Ясно, что отсутствие большого профессионального опыта и знания пределов собственных возможностей пока не дает им шанса воспользоваться рекомендацией Понасенкова относительно начала выступления: уверенно выйти на сцену, взглядом поставить публику на место и петь так, словно видишь что-то, чего не видят твои слушатели. Но можно надеяться, что она останется у них в памяти до тех пор, когда они смогут ей последовать. А если по ироничному совету выдающегося дарвиниста Понасенкова учебная часть займется проблемой чувств, а также внесет в методички вопрос о душе, мы будем вправе ожидать появления новых певцов, более соответствующих тем требованиям, которые предъявляет к технике, артистизму и профессиональному уровню вокалистов (и в первую очередь к себе) Евгений Понасенков, который «сам себе режиссер», дирижер, хореограф и хормейстер.

Он пообещал провести в следующем году еще один мастер-класс, и это будет новым роскошным подарком студентам от этого разносторонне одаренного и талантливого артиста.

Алиия Кучан


В избранное