Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Viva-raphael

  Все выпуски  

Viva-raphael «Другая часть нового мира»


«Другая часть нового мира»


Как взглянуть на мир с чужой точки зрения

Мы продолжаем рассказывать о мероприятиях «Перекрестного года испанского языка и литературы на испанском языке в России 2015-2016 гг.»

Выставка, о которой сегодня пойдет речь, проводится в Московском музее современного искусства (ММСИ) и носит название «Другая часть нового мира». 

Этот проект подготовлен совместно ММСИ и Мадридским центром искусства «Второе мая» (CA2M) при содействии Посольства Испании в Российской Федерации и при поддержке Института Сервантеса в Москве. Два куратора выставки – Ферран Баренблит и Елена Яичникова - представляют разные страны и разные музейные культуры: в стенах ММСИ выставлены произведения из собрания CA2M и собрания Фонда «АРКО», цель которых - ознакомить публику с современным искусством испаноязычного мира.

Но есть и новое, что их объединяет: это отношение к художественным приемам, которые используются для отражения актуального видения окружающего мира.

Применение широкого спектра нетрадиционных изобразительных средств не позволяет однозначно охарактеризовать жанр представленных произведений, что не мешает наслаждаться зрелищным разнообразием двумерных и трехмерных экспонатов – фотографий, коллажей, видеозаписей, предметных композиций и объемных инсталляций.

Впечатляет своей простотой «тересита» - сплетенный из платков и простыней (почему-то красного цвета – вероятно, это намек на кровь) канат для побега из тюрьмы, созданный на этот раз руками не заключенных, а художников.

Очень интересен ролик «Катание на скейте в Карабанчеле», снятый группой «El perro» в мадридской тюрьме. Наши читатели знакомы с ней по концерту для заключенных, которой Рафаэль устроил в тюремном театре в январе 1998.

"На этом снимке вы видите певца Рафаэля по время приезда в  мадридскую тюрьму Карабанчель, где он дал концерт в тюремном театре, который был полон.

Певец, сопровождаемый его оркестром и его прожекторами, его хорами и аудиотехникой, устроил пробежку по своим самым известным песням, которым заключенные подпевали хором. Появление артиста в тюрьме было идеей падре Гарральда, который попросил его об этом как о рождественском подарке, и Рафаэль сразу же согласился на эту просьбу.

 10.01.1998
АВС"

Теперь же эта тюрьма предстает перед нами открытой и частично разрушенной. С улицы в нее врываются скейтбордисты, на полной скорости проезжающие по коридорам бывшего узилища (можно усмотреть в этом аллюзию на перемены, разрушающие оковы прошлого, и сразу приходит на память пушкинское «темницы рухнут, и свобода нам примет радостно у входа»).

Обращает на себя внимание профессионализм исполнителей, а также операторское мастерство - очень динамичное движение заснято в нескольких ракурсах, с использованием различных техник подачи изображения.

Авторский взгляд на окружающий мир позволяет увидеть некоторые вещи в неожиданном свете. Ибон Арранбери предлагает вниманию зрителя сделанный с высоты снимок пиренейских гор, пики которых действительно напоминают волны. Иллюзия полная, так как фотография выполнена в черно-белом варианте и несоответствие цветов, которое бросалось бы в глаза, нивелировано монохромностью снимка.

Вильфредо Прието обыгрывает название знаменитого коктейля «Куба либре (свободная Куба), вылив на пол классические ингредиенты этого напитка - колу и ром, но не позволив им соединиться, так что они превращаются в символы американского образа жизни и Кубы, декларируя независимость острова свободы от северного соседа.

Эмоциональное воздействие представленных произведений охватывает весь спектр человеческих чувств. Тяжелое впечатление производит турецкий ролик, в котором группа подростков, в безнадежной борьбе за будущее своего района переходящих от исполнения бесконечной песен протеста в стиле рэп к практическим действиям, избивает и сжигает полицейского. Хотя, надо отметить, панорамные съемки города, так же как и пылающего живого факела, выполнены на хорошем уровне.

Забавно выглядит лицо, складывающееся из пятен гнили (возможно, чуть подрисованных бразильским автором Тонико Лемосом Ауадом) на связке бананов (естественно, представленной не вживую, а на фотографии). 

Или вновь изготовленные предметы доколумбовой эпохи, заботливо снабженные музейными бирочками с номерами, навечно забытые автором в камере хранения музея, чтобы иметь возможность хвастаться тем, что его творения находятся в этом храме искусства. 

 «Я убил ее, потому что она меня обманула –
мне рассказали об этом мои друзья. 39 лет
»

Наводят на печальные размышления фотографии мексиканских кинотеатров, на рекламных панелях которых авторской волей вмонтированы тексты записок самоубийц

«Из-за постоянного прессинга со стороны моей семьи»

Снимки Ани Мендьеты «Без названия» благодаря своей лаконичности позволяют увидеть в них человеческую фигуру, фаллический символ, лист, сердце и все, что еще подскажет фантазия заинтересованному зрителю.

И еще больше простора для воображения оставляют белые листы бумаги, надломленные в нескольких местах.

На этой выставке зритель также имеет уникальную возможность оказаться в прямом смысле внутри произведения, войдя в напоминающее ярмарочный шатер (чему способствует ярко-желтый цвет боковых поверхностей) помещение, вдоль которого тянется нечто вроде барной стойки, с одной стороны заваленной символами процветания и потребительства: банки от кока-колы, потрепанные (так и хочется сказать «бухгалтерские») книги, огромное количество пищевой фольги, скрученной самым причудливым образом и пачки от сигарет Мальборо, складывающиеся на стене в слово CAPITALISM, венчающее все это изобилие вторсырья.

Посетитель выставки может оказаться и на стройке, прямо среди рабочих, в помещении, напоминающем 3D кинотеатр. Или склониться над рабочим столом, на котором электронное изображение руки (которую при некоторой фантазии можно принять за собственную) передвигается по столу, перетасовывая модули. Можно также побывать в архиве, ящики которого нарисованы на стенах (причем некоторые из них даже вполне реалистично открыты), при этом часть из них снабжена настоящими деревянными ручками.

И в углу стоит трехмерная конструкция из каталожных ящичков, увенчанная развесистым нечто – то ли грифы скрипок, то ли вешалки, то ли остовы кораблей, напоминающая по конфигурации морской маяк. Или, если хотите, памятник Колумбу в Барселоне.

Привлекает внимание продуманность компоновки экспонатов. Из многообразия отобранных для выставки произведений организаторы сумели в некоторых случаях создать инсталляции второго уровня, пространственно соединив тематически перекликающие произведения. Например, напротив рукодельной веревки для побега располагается экран, на котором демонстрируется закольцованный ролик, показывающий изнутри мадридскую тюрьму, а перед фотографией «Море в Пиренеях» прямо на полу располагаются словно выплеснувшиеся за пределы картины лужицы. Реалистичная цветная фотография автомобиля, несущегося по загородной дороге, соседствует с планшетом «Путь Клаудии» - четырнадцатью арабесками, выполненным изящными карандашными штрихами.

Деловые молодые люди с видеостенки взирают на расположенную напротив подборку газетных вырезок – коллаж, имитирующий бегущие по экрану строки с данными о количестве рабочих, служащих, трудящихся и безработных (аналогичный коллаж на шести планшетах я видела в мадридском музее Королевы Софии). Не маркированный конкретным местом или датой, он может символизировать вечные перемены, которые постоянно происходят во всех точках земного шара.

Выставка, безусловна, интересна широтой представленной географии экспонатов, зрелищностью и актуальностью используемых средств самовыражения, многообразием и нетривиальностью творческого подхода к решению проблем, волнующих авторов. Знакомя российских любителей изобразительного искусства с самобытными произведениями современного испаноговорящего мира, она способствует росту взаимопонимания и вносит свой вклад в укрепление культурных связей между Россией, Испанией и Латинской Америкой, и мы рекомендуем нашим читателям посетить ее.

Алисия Кучан

Экспозиция открыта по адресу:

ул. Петровка, д. 25, до 28 ноября

Все дни без выходных 
с 12:00 до 20:00,
в четверг с 13:00 до 21:00


В избранное