Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Viva-raphael

  Все выпуски  

Viva-raphael Музыкальная пауза в середине недели с Ириной Сапуновой


Из истории симфонических оркестров без дирижера

«Бог говорит мне, как надо играть эту музыку, а вы должны играть ее так, как хочет он.»

(Артуро Тосканини (1867–1957), итальянский дирижер)

Сегодня невозможно представить симфонический оркестр без дирижёра! Но так было не всегда.

Раньше, когда оркестры были небольшими, роль дирижёра выполнял музыкант, сидевший за органом или клавесином, иногда – первый скрипач оркестра – концертмейстер. Существовало несколько способов управлять игрой коллектива: взмах смычка, отстукивание ритма ногой, смычком или свёрнутой в трубочку нотной тетрадью или палкой (баттутой).

Позже появилась лёгкая и короткая палочка, которой дирижёр размахивал. При этом он стоял лицом к публике, а спиной - к оркестру. Первым дирижёром, который повернулся лицом к оркестру, был выдающийся немецкий композитор Рихард Вагнер.

С этого времени, примерно с середины XIX века, дирижирование стало особой музыкальной профессией. Исполнением музыки отныне управляли люди, специально посвятившие себя этой сложной и ответственной деятельности.

Музыкант становится дирижером, когда он доходит до определенного момента в своем развитии и когда ему хочется руководить процессом создания музыки. Тем не менее, оркестр без дирижера возможен, но в этом случае он, скорее всего, будет существовать как ансамбль. История классической музыки помнит Персимфанс (сокращение от Первый симфонический ансамбль), который существовал в Москве десять лет, с 1922 по 1932 год. Этот оркестр был создан по инициативе скрипача Льва Цейтлина и включал в себя многих известных музыкантов.

Профессор Лев Моисеевич Цейтлин.

Он исполнял достаточно серьезную музыку, например, Третью (Героическую) симфонию Бетховена или концерт для скрипки с оркестром того же композитора. Это событие началось на заре советской власти, когда тяга к новаторству ещё не запрещалась. Звуки оркестра звучали настолько слаженно и артистично, что профессионалы-музыканты уходили после концерта в полном недоумении - такова была сила привычки к обязательному присутствию дирижёра. Однако он не обязателен для небольших коллективов музыкантов и некоторых джазовых ансамблей, играющих в стиле Диксиленд.

Объяснение состоит в том, что музыканты могут быть объединены и при помощи децентрализованного метода управления. Для этого они должны иметь возможность визуального взаимодействия в процессе игры непосредственно друг с другом. Данное условие выполнялось при выступлениях Персимфанса. Струнные музыканты располагались по кругу частично спиной к зрителям, а духовые инструменты находились в его центре.

В результате каждый музыкант видел и слушал практически всех. Этот проект был создан на общественных началах по инициативе его участников, у каждого из них было основное место работы и они могли репетировать только в свободное время. Оркестр со временем стал очень популярен и имел большой успех, но тут появились завистники и стали появляться бюрократические проблемы, критические публикации в прессе, пытающиеся разоблачить «шарлатанов», не все готовы были смириться, что можно обойтись без дирижера.

 

На энтузиазме музыкантов оркестр смог просуществовать 10 лет. К тому же в 1932 году в стране сложилась другая идеологическая обстановка и такие эксперименты стали нежелательны. После этого были попытки создать нечто подобное, но такого профессионального уровня никто достичь не смог. Позже его пример переняли другие ансамбли, и сегодня оркестры без дирижёра успешно существуют в Праге, Нью-Йорке, Австралии и других уголках планеты.

В 2009 году возобновились концерты этого оркестра, поэтому можно сказать, что Персимфанс до сих пор существует. Проект "Персимфанс" инициирован Петром Айду – внуком скрипача Михаила Курдюмова, который в свою очередь был учеником Льва Цейтлина, основателя первого Персимфанса.

Далее >>> viva-raphael.com


В избранное