Болтаемся в космосе, копируем, но неудачно и шагаем в верном направлении
Stereolab «Fab Four Suture» 2006, Too Pure
Альбом номер десять, полёт нормальный – трудяги ретро-футуристической авангардной поп-музыки Stereolab по-прежнему
витают где-то в своём собственном космосе, вместе с попискивающими спутниками и первыми собачками-космонавтами, вырезанными
из научно-популярных журналов 60-х. В разноцветном калейдоскопе их музыки можно разглядеть солнечную психодеолическую попсу
60-х, совмещенную с гипнотическим пульсациями винтажного краут-рока в духе Neu и Faust и разбавленную космическими звуковыми
эффектами, капелькой стерильного фанка и элегантной томностью, свойственной лучшим образцам босса-новы. Пожалуй, такую музыку
вполне могли бы исполнять андроиды с белоснежной пластиковой кожей и идеально уложенными прическами, каких можно было легко
встретить на борту звездолёта в каком-нибудь умилительном научно-фантастическом фильме. Этот курс Stereolab взяли еще лет
12 назад, на альбоме “Mars Audiac Quintet”, и с тех пор упорно движутся всё в том же направлении. Так что смотреть
на “Fab Four Suture” можно двояко – либо как на еще одно подтверждение того, что Stereolab четко ухватили
самую суть собственной формулы и продолжают ее разрабатывать, либо как на очередное повторение пройденного. Как это ни смешно,
но и та, и та версия одинаково справедливы – так что решать судьбу этой пластинки поклонникам придётся каждому для
себя.
Gary Numan «Jagged» 2006, Metropolis
Некогда пионер, а ныне ветеран синти-поп движения Гэри Ньюман в своё время воспринял очень близко к сердцу тот факт, что
многие индустриальные и готические команды, массово народившиеся на свет в конце 80-х, часто упоминали его в качестве идейного
вдохновителя. Настолько близко, что сам решил переключиться на такой вот готический индастриал, что и проделал шесть лет
назад на альбоме “Pure”. “Jagged” – первый альбом оригинального материала Ньюмана с тех времён,
и на нём он продолжает работать всё в том же режиме, который можно было бы условно обозвать «меланхоличный Nine Inch
Nails». Мрачные синтетические подложки ползут мурашками по коже, обработанные до неузнаваемости гитары жужжат, словно
загадочные механизмы какого-то пугающего подземного комплекса, а голос Гэри парит над этим звуковым потоком не успокоившимся,
но давно смирившимся с этим призраком. При всём уважении к артисту, отказывающемуся почивать на лаврах и неустанно ищущему
новые звуковые формы выражения, монохромный кибернетический кошмар Гэри Ньюмана получается немного недоделанным. Тот факт,
что основные артисты выбранного Ньюманом направления отстрелялись своими главными альбомами с десятилетие назад, заметно
снижает потенциал “Jagged” – будь он записан в 1996 году, его всё равно было бы никак не поставить на одну
полочку с “The Downward Spiral” Nine Inch Nails или “Antichrist Superstar” Мэрилина Мэнсона. Да и
потом, негоже артисту-ветерану копировать звучание своих молодых, и к тому же не самых выдающихся последователей –
зачем вступление альтернативной версии “Fold” звучит нота в ноту с заходом знаменитой композиции Filter “Hey
Man Nice Shot”?
Korn «Live & Rare» 2006, Epic
Дорогие фанаты группы Korn, сделавшие стойку на название этого диска – отбой. Если вы настоящие фанаты, то всё то
богачество, что представлено на этом диске, у вас давно уже есть. Даже для меня, совсем не фаната, тут не было никаких сюрпризов.
Этот сборник вообще отличается какой-то тотальной недоделанностью – для сборки раритетов на нём слишком мало настоящих
редкостей, а для полноценной живой записи он слишком короткий. Ни два ни полтора, короче говоря. Более того, самая поздняя
из представленных на этом альбоме запись была сделана два года назад, а концерт в клубе CBGB’s, семь треков с которого
являются основным материалом этой пластинки, проходил в 2003 году. Объяснение всем этим странностям простое – контракт
Korn с лейблом Epic истёк больше года назад, и теперь лейбл пытается срубить деньжат на оставшихся в его распоряжении записях
группы. Из редкостей здесь – живая кавер-версия “Another Brick in the Wall” Pink Floyd, исполнение песни
“One” с концерта “MTV Icon”, посвященного группе Metallica, песня “Proud” с саундтрека
к фильму «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и дурацкая песенка “Earache My Eye”, бывшая скрытым
треком на альбоме “Follow the Leader”. Из концертных записей особый интерес представляют две песенки с «Вудстока»
образца 1999 года, “My Gift to You” и “A.D.I.D.A.S.” – правда, этот концерт целиком выпускали
на видео, так что, повторюсь, у фанатов всё это уже должно быть.
Tractor Bowling «Шаги по стеклу» 2006, Moroz records
Хотя Tractor Bowling и является одной из наиболее известных отечественных альтернативных команд, они в то же время принадлежат
к, наверное, самому неприятному их классу – к тому, у кого практически в каждой песне отчетливо слышно творчество западных
групп, на которых они ориентируются. Так, в заглавных «Шагах по стеклу» невозможно не услышать группу Evanescence,
а в следующей за ней «Или любовь?» моментально узнается группа Slipknot, вплоть до открывающей песню барабанной
сбивки. Порой копирование идолов доходит до совсем уж откровенного уровня – песня «Солгу» некоторыми своими
местами напоминает не просто группу Soulfly, а вполне конкретную ее песню “Jump the Fuck Up”. Иногда группе всё
же удаётся сколотить пару-тройку удачных вещей – весьма неплохи мрачные номера «В каждом из нас» и «Улица
отчаяния», в середине которой есть отличный кусок, где голос вокалистки Лу исполняет сразу несколько различных партий,
неплохо удалась и более спокойная и почти балладная вещица «Вас больше нет». В целом же Tractor Bowling отчаянно
не хватает собственного голоса – играть мощно и громко они уже умеют, но привнести в эту мощь что-то уникальное и только
своё силёнок пока не хватает.
Братья Грим «Иллюзия» 2006, Мегалайнер
«Братья Грим», похоже, решили не тратить времени даром и быстренько сообразили второй альбом. Более того,
не грех подумать, что они внимательно читали критиков (вроде меня), обвинявших их дебютный альбом в однообразии – многоплановость
«Иллюзии» по сравнению с предыдущей пластинкой кажется едва ли не арт-роком. На альбоме тут и там всплывают дудки,
«Кеды» начинаются с клавишного вступления, за которым вполне могла бы последовать песня Rammstein, а в завершающей
«Ветер – зной» звучит соло не только на ударных, но и на вибрафоне. С песнями дело обстоит тоже получше
– что «Орбиты», что «Дыхание» в разы лучше любой вещи на первом альбоме. Вообще при прослушивании
«Иллюзии» возникает ощущение, что братья-близнецы Боря и Костя где-то тайком подключились к тому источнику мелодического
вдохновения, что питал когда-то всю советскую эстраду в самом классическом ее воплощении. Вещи вроде «Амстердама»
или «Пчелы» вполне могли бы исполнять кто-нибудь вроде «Весёлых ребят» (за вычетом вполне современных
по духу текстов, разумеется), и это было бы вполне в тему. Порой «Братья Грим» даже вспоминают, что где-то в
названии их музыки прячется словечко «рок», и дают этого самого рока – в неожиданно резкой секции в середине
«Дыхания», в мощном припеве «Перепелицы». В общем, неожиданно сильная пластинка от коллектива, казавшегося
дурацкой однодневкой. Где-то в будущем «Братьев Грим», похоже, ждёт по-настоящему мощный альбом. «Иллюзия»
– ещё не он, но шаг в верном направлении.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение» ∙ пр. Мира, 89, тел. (3912)
22–23–83; ∙ Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
(3912) 34–84–74 ∙ Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.
(3912) 54–13–31
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория
новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале
"Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.