Когда-то Тори Эймос была самой настоящей Женщиной-Вулканом, способной песней под аккомпанемент одного только фортепиано выдать столько страсти и огня, сколько некоторым группам, сотрясающим воздух истошно-громкими звуками и криками, не суметь выдавить из себя за всю свою карьеру. Обратили внимание на прошедшее время? Всё верно, сейчас энергии Женщины-Вулкана вряд ли хватит на что-то большее, чем вскипятить перед завтраком чай; да и то в качестве небольшой шалости, пока никто не смотрит. Судя по альбому “The Beekeeper”, Тори, наконец-то, нашла свое семейное счастье, и в это понятие для неё входит не только любящий муж и подрастающая дочка, но и непременные занавесочки в цветочек, горшки с геранью на подоконнике и симпатичный палисадник, огороженный аккуратным свежевыкрашенным заборчиком. Конечно, некоторым такая картинка в первую очередь напомнит фасад городка из «Синего
бархата» Дэвида Линча, за карамельной сказочностью которого в любой момент были готовы разверзнуться бездны отчаяния и порока, и раньше у Тори было в точности так же; за порой невыносимой красотой мелодий и аранжировок таились опасность, ярость и боль. Теперь же один фасад и остался – никаких демонов, никаких терзаний, только уютное сияние и лоск. Тори выписывает складные, точеные, румяные песенки и любовно покрывает их лаком до тех пор, пока они не превращаются в безжизненные сувениры. Время от времени она позволяет себе маленькие шалости (тот самый чайник перед завтраком) в память о былых временах – то завоет растревоженной гарпией в финале “Barons Of Suburbia”, то позволит себе поэкспериментировать с томным соул-фанком в “Witness”, то насытит заглавную “The Beekeeper” постукивающим электронным битом. Нет, “The Beekeeper”
ни в коем случае не назовешь «плохим» альбомом – на нем полно отличных песен, таких, как “Parasol”, “General Joy” или “Marys Of the Sea”. Просто он слишком гладкий, слишком ровный, слишком безопасный. И слишком длинный – для 19 песен на 78 минут в нем происходит чертовски мало интересного. Конечно, чисто по-человечески за Тори и ее тихое семейное счастье можно (и, наверное, даже нужно) порадоваться – вот только в артистическом плане оно обернулось самым пресным и скучным ее альбомом.
Shivaree
“Who’s Got Trouble?”
2005, Zoe Records
«Пожалуйста, заберите меня отсюда», поет в первой же песне девушка с фантастическим именем Амброзия Парсли, и в ее хрупком голосе слышна звонкая искренность комсомолки, волею случая затянутой в сладостную пучину порока. «Я должна постараться быть хорошей», убеждает она сама себя чуть позже, однако все напрасно – тягучий хмельной декаданс, царящий вокруг нее на этом альбоме, затягивает все глубже. Вся прелесть группы Shivaree построена на этом контрасте между полуночным, явственно отдающим блюзом звучанием поп-кабаре, в котором пристало бы петь хриплоголосым прожженным парням вроде Тома Уэйтса или Марка Ланегана, и чистым девичьим голосом Амброзии, этакой Алисы в квартале Красных фонарей. Впрочем, ей ничего не стоит перевоплотиться в коварную соблазнительницу с сигаретой в тонком мундштуке (“I Close My Eyes”), или в отвязную певичку в манто и чулках
в крупную сеточку (“Someday”). Музыканты ловко оттеняют все эти метаморфозы, то поддавая жару духовой секцией, то вписывая в композицию протяжные скрипки. В завершающей альбом предрассветной балладе “I’ll Go Quietly”, вещи, кстати говоря, редкой красоты, появляется даже банджо. По существу, альбомы вроде “Who’s Got Trouble?” должны продаваться в комплекте с бутылкой отменного виски – воздействие этой крепкой, настоявшейся музыки вполне сравнимо с эффектом от хорошего виски.
Basement Jaxx
“The Singles”
2005, XL Records
Сначала – плохие новости. Этот сборник синглов электронно-танцевальной команды Basement Jaxx по идее должен быть двойником – на одном сами синглы, а на другом би-сайды и прочие редкости. Так вот – второго диска нам не досталось. Хорошие же новости заключаются в том, что синглы Basement Jaxx хороши на диво. Парни выгодно отличаются от своих собратьев по танцевальному цеху необычайно высоким градусом позитивного безумия, свойственного их творчеству. Атмосфера отвязного, слегка шизофренического веселья устанавливается на альбоме с первых же секунд “Red Alert”, в которых разноголосый хор увлеченно скандирует какую-то веселую бессмыслицу, и дальше эта атмосфера поглощает слушателя с потрохами. Basement Jaxx на удивление ровно выдерживают эту экстатическую интонацию пароксизма веселья, не сбавляя напора ни на мгновение. Большая часть вещей записана с участием приглашенных
вокалистов, и почти все они выдают такие вокальные партии, что невольно задумываешься о том, не подключают ли Basement Jaxx своих гостей в студии к оголенным электрическим проводам. Один из таких треков так и называется – “Plug It In” («Подключай»); вы ни за что не поверите, однако исполняющий эту бронебойную вещь человек по имени Джей-Си Чавез является участником группы ‘NSync. Однако лучший пример – речитатив Сларта Джона в “Jump N Shout”, когда кажется, что в то время, как сами Basement Jaxx накручивают своему эйсид-хаусу хвост точно так же, как когда-то поступали с рок-н-роллом крестные отцы панка The Stooges, бедного рэппера попросту порвет на кусочки от бушующей вокруг и внутри его энергии. Считайте данный сборник инструкцией по тому, как, попав в самый центр торнадо, не только выжить, но и получить дикий кайф.
Madredeus
“Faluas Do Tejo”
2005, EMI
Португальцы Madredeus, возможно, умеют делать только одну вещь, однако делают они ее неизменно превосходно. И зовется она «фадо» - национальная португальская музыка, в основе которой, как говорят сами португальцы, лежит некое человеческое чувство, именуемое “saudade” – что в переводе означает «тоска по несбыточному и безвозвратно ушедшему». Звучит волшебно, не так ли? Также звучат и Madredeus. Легкими, изящными мазками они вырисовывают невесомые песни-облака, слегка присыпают их солью Атлантики, и затем бережно передают их вокалистке Терезе Сальгейро, уносящей их своим ангельским голосом куда-то в поднебесье. Делается это чудо с помощью двух акустических гитар и некоторого скромного количества клавишных. Тот самый случай, когда ни в каких инновациях и экспериментах попросту нет нужды – эта музыка прекрасна вполне обычной, общедоступной красотой.
Что ничуть не умаляет ее достоинств.
De Phazz
“Natural Fake”
2005, Universal Music
Очередная порция саундтрека для благообразной скуки от De Phazz. На новой пластинке они делают все тот же нежно-покачивающий коктейль из трип-хопа, легчайшего, как перышко, фанка, хлопьев джаза и кусочков латинской музыки. На “Natural Fake” группа делает чуть больший крен в ритмичную, фанковую составляющую. Выражаясь образно, если на прежних альбомах они писали музыку для бездумного валяния на пляже какого-нибудь чрезвычайно навороченного курорта, то под содержимое “Natural Fake” следует медленно переместиться в бар того же курорта. В остальном – все та же благообразная скука.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение» ∙ пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83; ∙ Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74 ∙ Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.