Слушаем Голос, смотрим бездне в глаза, кушаем жареное и разбираемся с ремиксами
Alison Moyet «Voice» 2004, Sanctuary Records
Не зря новый диск Элисон Мойет назван просто – «Голос». Потому именно он и является главным украшением этой почти что по-академически сдержанной пластинки. С помощью небольшого симфонического оркестра Элисон предлагает слушателям свои прочтения классических вещей Мишеля Леграна (“Windmills Of Your Mind”), Джорджа Гершвина (“The Man I Love”), Чета Бейкера (“Almost Blue”), Жака Бреля (“La Chanson Des Vieux Amants”), Берта Баккарака (“God Give Me Strength”) и прочих классиков интеллигентной эстрадной песни. Получается черно-белая музыка с отчетливым привкусом ретро, неторопливые колыбельные для утопающих в сигарном дому роскошных клубов. Большой Стиль в лучшем виде – ни единого лишнего звука, ни одного проходного трека. Взрослая, собранная, холодно-прекрасная пластинка.
Neurosis «The Eye of Every Storm» 2004, Neurot Recordings
Если долго и пристально всматриваться в непроглядную тьму, то вскоре начнешь различать в ней движение неких туманных форм, которые станут вздыматься перед тобой из ниоткуда, словно непостижимо гигантские чудовища с многокилометровыми щупальцами из творчества Говарда Лавкрафта. И если кому-то вдруг придет в голову найти подходящий саундтрек для этого таинственного и неуловимого, но в то же время величественного движения, то группа пост-апокалипсического металла Neurosis подойдет для такого дела, как нельзя лучше. Их протяжные и монументальные гитарные риффы можно сравнить разве что с силами природы – не зря, видимо, альбом назван «Центром каждого шторма». Свойственные Neurosis сочные, иссиня-черные гитарные партии творят невероятное - колышутся лавой в начале “No River To Take Me Home”, чтобы ближе к финалу взорваться огромным вулканом, ползут неумолимо набирающей
силы снежной лавиной в “Left To Wander”, неожиданно отступают на задний план в середине “Burn”, оставляя тихий голос вокалиста наедине с самим собой, только чтобы через какое-то время разорвать призрачное спокойствие чудовищной грозой. Под чутким руководством легендарного продюсера Стива Альбини, на чьей совести альбомы Pixies, Nirvana, PJ Harvey, Helmet, Jesus Lizard, McLusky и многих других, Neurosis выстраивают свой мощный саунд на четко очерченных контрастах – благодаря кристально-чистому звуку каждого инструмента моменты затишья кажутся погруженными в звенящую от накала эмоций тишину, а когда затишье вдруг сменяется бурей гремящих инструментов, эффект создается почти апокалиптический. Любопытствующих отсылаем ко второй половине 12-минутного эпоса “Bridges” – там эффект от вступления в дело тяжелых гитар ощущается почти физически. “The
Eye of Every Storm” – темная, страшная пластинка, затяжной прыжок в черноту бездны без возможности вернуться назад. Путешествие только для самых смелых путников.
Elvis Costello and The Imposters «Delivery Man» 2004, Lost Highway
Судя по всему, атмосфера города таки подействовала на Костелло должным образом, потому что в результате “Delivery Man” получился альбомом хорошенько прожаренного кантри-рока. Сам автор и исполнитель утверждает, что альбом сей концептуален и рассказывает историю жизни заглавного героя, An American Delivery Man (то бишь, обычного американского курьера, мальчика на побегушках). Разумеется, этот момент проясняется исключительно после тщательного вникания в текст, чем вряд ли станет заниматься кто-нибудь из русских слушателей. Но, несмотря на то, что центральная история повествования остается за кадром, альбому и без нее есть, чем похвастаться. Похоже, что весь материал был записан по принципу «вживую в студии», благодаря чему весь альбом исполнен сыроватого и разнузданного драйва. Костелло и его группа ловко лавируют между зажигательными роковыми вещами, от которых
ноги сами торопятся притопывать в ритм (“Button My Lip”, “Bedlam”) и тягучими балладами, часто исполненными в сопровождении рыдающей слайд-гитары (“Country Darkness”, “Heart Shaped Bruise”). В лучшем, самом развязном номере альбома “Needle Time” Костелло сотоварищи вызывают дух Тома Уэйтса и вместе с ним устраивают масштабную пятиминутную вакханалию с совершенно взрывным финалом, в котором, судя по звукам, музыканты падают замертво на свои все еще подключенные к микрофонам инструменты.
Afro Celt Sound System «Pod» 2004, Real World Records
На ниве скрещения тугих фанковых ритмов и элементов этнической музыки исправно трудится не один десяток коллективов, так что Afro Celt Sound System никакого велосипеда не изобретают. Однако вопрос «как» в случае с творчеством ACSS куда важнее, нежели вопрос «что». Говоря кратко, дело свое эти «афро кельты» делают весьма зажигательно. “Pod” – животное довольно своеобразное, сборник вещей из разных периодов карьеры группы, перемикшированных либо самыми членами группы, либо дружественными им музыкантами других электронных коллективов. Альбом спаян в единое звуковое полотно, а треки подогнаны друг к другу так ловко, что зачастую понять, что трек уже закончился, а вместо него начался следующий, можно, только пристально наблюдая за счетчиком. Расслабленная идиллия “Persistence Of Memory” оборачивается заводной танцевальной “Further
In Time”, выполненной в стиле «группа Underworld на пикнике»; фестиваль полиритмичной перкуссии “Full Moon Low Tide” перетекает в чувственную “Release”, спетую Шинейд О’Коннор. “Pod” чрезвычайно хорош в качестве отправной точки знакомства с Afro Celt Sound System. К тому же, после него гарантированно захочется еще.
Mum «Please Smile My Noise Bleed» 2001, Morr Music
Погодите, не стоит бросать недоуменные взгляды на дату выпуска этого альбома – Иванов-Ножиков не повредился умом (пока), просто наши магазины по необъяснимым причинам продают этот альбом, как запись 2004 года. А игнорировать его только потому, что он не является новинкой, было бы по меньшей мере несправедливо. К тому же у “Please Smile My Noise Bleed” весьма любопытная история. Выпустив свой первый альбом, великолепный “Yesterday Was Dramatic – Today Is OK” волшебные исландские электронщики Mum записали две новые песни и затем передали их Томасу Морру, главе лейбла Morr Music. Морру песни понравились, и он пригласил некоторых из приписанных к его лейблу артистов поколдовать над ремиксами. В результате получился “Please Smile My Noise Bleed”, альбомчик из двух песен и шести ремиксов на них. Две оригинальные песни, “On The Old Mountain
Radio” и “Please Sing My Spring Reverb” выполнены в обычном для Mum стиле – нежно похрустывающая, словно мышиный выводок за плинтусом, электронная перкуссия и сказочные мелодии из запылившейся музыкальной шкатулки на комоде. Ремиксы в основном движутся тем же путем, создавая нежно-потрескивающие эмбиентные конструкции, правда, не забывая делать чуть более сильный акцент на ритме. В версии “Please Sing My Spring Reverb” пера англичан Isan появляются бухающие ударные и низкочастотные гудения, Phonem делают из беззаботности Mum страшную сказку с прячущимися по углам тенями и ломаным джангловым ритмом, а Бернард Фляйшман украшает свою версию призрачными голосами напевающих что-то себе под нос детишек. Удивительно в этом альбоме то, как гладко и цельно он звучит, несмотря на то, что на 70 процентов состоит из ремиксов одной и той же вещи. Этот факт можно считать
признаком не только удивительного композиторского таланта самих Mum, но и тщательностью подхода создателей ремиксов. В конце концов, для электронной музыки большая редкость – звучать так живо и органично, как на этом альбомчике.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение» ∙ пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83; ∙ Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74 ∙ Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.