Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (25.10.10-31.10.10)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #231


НОВОСТИ с 25.10.10 по 31.10.10 (2)

Не всем же быть музыкантами - надо кому и слушать
Иван Шмелев
"Музыкальная история" (1932)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1831] Анонс: 7 ноября - Регер и Рахманинов, "два силуэта одной эпохи"
[1830] Анонс: Л. Голуб и О. Ивушейкова в МЗК 4 ноября
[1831] Анонс: 7 ноября - Регер и Рахманинов, "два силуэта одной эпохи"
31.10.2010
7 ноября 2010 года в Прокофьевском зале Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки состоится камерный концерт, в котором прозвучат сочинения Макса Регера (1873–1916) и Сергея Рахманинова (1873–1943).

Как, на первый взгляд, ни удивительно, музыкальное бытие немецкого и русского мастеров имеет немало пересечений, позволяющих им "подать друг другу руку" в одной концертной программе. Ровесники (а Регер менее чем на полмесяца старше Рахманинова), они провели молодые годы в атмосфере, знаменующей закат романтической эпохи, а позже решали одну и ту же задачу поиска нового, постромантического пути. Даже их литературные интересы обнаруживают многозначительную перекличку (вполне возможно, не единственную). Известно, с каким почтением относился Рахманинов к творчеству Льва Толстого. "Не забудьте прочесть “Воскресение” Толстого", – напоминал Регер одной из своих корреспонденток в 1900 году, вскоре после выхода романа на немецком языке.

Обоим музыкантам в равной мере были присущи три профессиональные ипостаси: композитор, дирижёр и пианист. Как дирижёр Макс Регер, в частности, несколько лет руководил знаменитой Майнингенской капеллой (его предшественниками на этом посту были Г. фон Бюлов и Р. Штраус). В качестве пианиста он принимал участие в многочисленных камерных концертах в Германии и других странах. Именно в одном из таких вечеров, в Мюнхене 27 октября 1906 года, совместно с певицей Гертруд Фишер-Марецки он исполнил романс "Сирень" Рахманинова.

В названных трёх ролях выступал Регер и во время своего единственного визита в Россию, в Санкт-Петербург, в декабре 1906 года. Тогда под его управлением прозвучала его собственная Симфониетта ор. 90 (это событие описывает в "Автобиографии" С. Прокофьев), а при его участии как пианиста прошли исполнения Вариаций и фуги на тему Бетховена ор. 86 и Интродукции, пассакалии и фуги ор. 96 для двух фортепиано, Сюиты в старинном стиле ор. 93 для скрипки и фортепиано и других сочинений, а также Пятого Бранденбургского концерта И. С. Баха. Инициатором этой гастрольной поездки, "приглашающей стороной" и партнёром Регера по музицированию стал никто иной, как двоюродный брат и один из учителей Рахманинова Александр Зилоти.

В начале ХХ столетия Регера и Рахманинова – композиторов, не питавших особой привязанности к программной музыке для оркестра, хотя и оставивших несколько её замечательных образцов, – объединил именно жанр симфонической поэмы. В 1908–1909 годах возник рахманиновский "Остров мёртвых" ор. 29, "живописной предпосылкой" для которого послужило знаменитое полотно Арнольда Бёклина, в 1913-м – регеровское произведение с тем же названием, входящее в цикл "Четыре симфонические поэмы по А. Бёклину" ор. 128. Вслушивание в музыку поэм открывает и более глубинную их общность.

Два силуэта одной эпохи

Макс Регер
Серенада для флейты, скрипки и альта ор. 141а
Песни из цикла "Простые напевы" ор. 76
Вальсы для фортепиано в четыре руки ор. 22

Сергей Рахманинов
Andante из Сонаты для виолончели и фортепиано ор. 19
Романсы из ор. 4 и 21
Шесть пьес для фортепиано в четыре руки ор. 11

Евгений ЯКОВЛЕВ, флейта
Заслуженный артист Республики Крым Алексей ГУЛЯНИЦКИЙ, скрипка
Василий КУХАРЕНКО, альт
Екатерина ГОДОВАНЕЦ, сопрано
Анна КРИВЦОВА, фортепиано
Виктор ШПИНИЦКИЙ, фортепиано
Георгий ГУСЕВ, виолончель
Алексей СЫЧЁВ, фортепиано

Начало в 19.00
Алексей Зубов
[1830] Анонс: Л. Голуб и О. Ивушейкова в МЗК 4 ноября
31.10.2010
4 ноября в Малом зале Московской консерватории засл. артистка России Людмила Голуб (орган) и Ольга Ивушейкова (флейта) представят весьма оригинальную программу. Первое отделение концерта посвящено музыке "отца и сына Бахов" (И. С. Баха и К. Ф. Э. Баха), второе ("Год за годом") - творчеству композиторов XX века.

В программе:

I отделение. "Bach Vater und Sohn"
И. С. Бах
– Хоральная прелюдия «Wachet auf, ruft uns die Stimme», BWV 645
– Соната для флейты и basso continuo ми мажор, BWV 1035
– Пассакалья, BWV 582
К.Ф.Э. Бах
– Соната соль минор для органа, Wq 70
– Три маленькие пьесы (из "30 пьес для музыкальных шкатулок (часов с органчиком) или шарманок", Wq 193)
– Соната для флейты и basso continuo соль мажор («Гамбургская»), Wq 133

II отделение. "Annum per Annum"
А. Пярт. Annum per Annum ("Год за годом")
М. Кагель. "Rrrrrrrr" (радиофантазия)
Л. Берио. Секвенция для флейты соло
Д. Лигети. Volumina ("Объёмы")

Начало в 19 часов.

См. также Анонс концерта на сайте Московской консерватории.
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное