Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (06.10.08-12.10.08)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #197


НОВОСТИ с 06.10.08 по 12.10.08 (8)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1658] "Золотой лев" для Гельмута Лахенмана
[1657] Опять про Алконоста и Сирина
[1656] Режиссёр Э. Някрошюс не знает правил музыкального театра
[1655] Стартовал VIII фестиваль "Ars Longa"
[1654] Алконост и Сирин замечены в Большом театре. Съёмки скрытой камерой
[1653] Смелая педаль и высшее знание Андрея Гаврилова
[1652] Моцарт. Маленькая интернет-библиотека
[1651] Еще одно гобойное событие недели: Алексей Огринчук в КЗЧ 10 октября
[1658] "Золотой лев" для Гельмута Лахенмана
12.10.2008
[Рисунок: Гельмут Лахенман (specialradio.ru)] Культовый современный композитор Гельмут Лахенман (р. 1935) награжден "Золотым львом" на 52-м Венецианском музыкальном биеннале, сообщает SpecialRadio.ru. Жюри оценило его прижизненные заслуги, высоко ценящуюся и спорную музыку, "открывающую новый мир звука и расширяющую границы восприятия".

Ссылка по теме: Helmut Lachenmann. The 'beautiful' in music today.
Алексей Зубов
[1657] Опять про Алконоста и Сирина
12.10.2008
[Рисунок: Китеж в Большом театре (gzt.ru)] "...В «Сказании о невидимом граде Китеже» уже во время первого антракта зрители пытались объяснить друг другу, что происходит на сцене. Почему в Малом Китеже артисты миманса носят большие доски, наподобие дверей? Что за готические химеры маячат на заднем плане? Оказалось, миманс символизирует птиц, доски - крылья, а под обличием химер скрываются райские птицы Сирин и Алконост, раньше времени появившиеся на сцене. Опера, которую композитор Римский-Корсаков называл мистерией, а исследователи - и вовсе «русским Парсифалем», в интерпретации Някрошюса превратилась в недобрую сказку."

Читать целиком не слишком внятный отзыв в Газете-gzt.ru о прошедшей премьере "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" в Большом театре.
Алексей Зубов
[1656] Режиссёр Э. Някрошюс не знает правил музыкального театра
10.10.2008
Итак, сегодня состоялась долгожданная премьера новой постановки оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.А.Римского-Корсакова на Новой сцене Большого театра.

Режиссер-постановщик спектакля – Эймунтас Някрошюс, художник-постановщик – Мариус Някрошюс, художник по костюмам – Надежда Гультяева, дирижер-постановщик – Александр Ведерников. Спектакль является совместной постановкой ГАБТа с оперным театром г. Кальяри (Италия), где премьера состоялась 24 апреля.

Intermedia.ru публикуют следующий репортаж со вчерашнего прогона спектакля.
* * *
Представители прессы присутствовали на втором предпремьерном прогоне спектакля, поэтому слушали второй состав исполнителей, в который вошли сопрано Елена Евсеева (Феврония), тенор Виталий Таращенко (Гришка Кутерьма), тенор Роман Муравицкий (Княжич Всеволод), бас Петр Мигунов (Князь Юрий) и др. В первом составе эти партии исполняют соответственно Татьяна Моногарова, Михаил Губский, Виталий Панфилов и Михаил Казаков.

«Китеж» – третья по счету работа Эймунтаса Някрошюса в Большом театре. Ранее он ставил здесь «Макбета» Джузеппе Верди и нашумевших «Детей Розенталя» Леонида Десятникова. По словам режиссера, работать ему было тяжело. Ему досталось сложное произведение, перенасыщенное смыслами еще на уровне либретто, не говоря уже о смыслах чисто музыкальных. Но режиссер, привыкший жестко повелевать артистами в драматическом театре, здесь намеренно выступал, по собственному признанию, на вторых ролях, принимая во внимание абсолютно все замечания и объяснения дирижера и певцов. «Музыкальный театр предъявляет свои правила, которых я не знаю, – сказал Някрошюс. – Но я понимаю, что главное – это музыка. А режиссер – на третьем-четвертом месте, у него не доминирующая роль в опере».

Оперу Римского-Корсакова он воспринял как омузыкаленную красивую легенду, вневременную и вечную. Поэтому его не интересовал выбор между историческим соответствием и актуализацией. Аскезе в мизансценах, сводимой к некоему набору символических жестов и самых простых человеческих реакций, отвечает и аскеза сценографическая. То это деревянные ульи в лесу, то снопы-колокола, то соляные столпы, оборачивающиеся изнутри иконостасом на днищах лодок. Однако аскеза не равняется смысловой простоте. Братья Някрошюсы (режиссер и художник), нагружая «видеоряд» многочисленными символами спорной надобности, явно рассчитывают найти в зале отзывчивых, культурологически подкованных слушателей с высокой способностью к творческому мышлению.

В то же время, стараясь насытить спектакль исконно русским духом, которым пропитана опера Римского-Корсакова, постановщики избегали прямых стилизаций, пользуясь богатым арсеналом средств ассоциативной изобразительности. Так, в костюмах древних русичей или татар Золотой Орды просматриваются некоторые национальные черты, однако эти костюмы сложно назвать национальными в полном смысле слова. Задник, появляющийся во втором действии и сохраняющийся до конца спектакля, напоминает разом и иконописный абрис Богородицы (ее наместницей на земле символически выступает Феврония), и очертания православного храма. Ритуальность, причастность к священнодействию зритель ощущает каждую минуту. В последнем акте одеяния жителей Большого Китежа, олицетворяющего собой ныне Небесный Иерусалим, украшены настоящими портретами, позаимствованными из старинных семейных альбомов. Первая ассоциация – с невинно убиенной царской семьей, члены которой так же, как герои оперы, были признаны великомучениками и причислены к ликам святых.

Однако Някрошюс, в отличие от многих постановщиков, не акцентирует свое внимание лишь на столкновениях света и тьмы и неизбежности победы первого (в этой опере и без режиссерских идей переизбыток света). Он занят истинной человеческой сущностью – и самой Февронии (которая, наверное, лишь у одного Някрошюса посмела поднять на Гришку руку), и всего китежского народа (как и любого другого), который получил божье спасение не благодаря святости, а вопреки своей обыденной греховности. Эти люди фальшиво приветствуют новую княгиню, науськивают на нее вредителя Гришку, посягают и на земную природу, жестоко мучая медведя (тут – в человеческом облике), и на райские кущи, издеваясь над птицами Сирином и Алконостом, упрятанными в клетку. То есть вообще ничего хорошего не заслуживают. Но, тем не менее, как все «нищие духом», они все же получают уготованное им.
Татьяна Давыдова
* * *
Кстати говоря, забавные существа, упомянутые в нашей недавней новости #1654, действительно оказались Алконостом и Сирином - в том виде, как они появлялись в Китеже. В 4-м акте оперы (в раю) Сирин и Алконост предстают в обличьи прекрасных дам в роскошных одеяниях и с нимбами.

См. также видео на YouTube: "Сказание о граде Китеже" - за день до премьеры (репортаж в передаче "Билет в Большой" телеканала "Культура" 9 октября 2008 года).
Алексей Зубов
[1655] Стартовал VIII фестиваль "Ars Longa"
10.10.2008
[Рисунок: VIII фестиваль 'ArsLonga' (cultradio.ru)] Сегодня в Москве стартовал очередной молодежный музыкальный фестиваль - VIII фестиваль ArsLonga: Он открылся в Рахманиновском зале консерватории концертом под названием "В круге Шнитке".

Завершится фестиваль ArsLonga 26 октября "Парадом пианистов" в Большом зале консерватории. Вместе с ГСО "Новая Россия" (дирижёр - Евгений Бушков) в нём выступят в качестве солистов Катя Сканави (1-й Концерт для фортепиано и оркестра Л. ван Бетховена), Рэм Урасин (1-й Концерт Ф. Шопена), Андрей Коробейников (1-й Концерт Д. Шостаковича), Иван Рудин (2-й Концерт С. Рахманинова).
Алексей Зубов
[1654] Алконост и Сирин замечены в Большом театре. Съёмки скрытой камерой
08.10.2008
Оперная Москва замерла в ожидании грядущей 10 октября на Новой сцене Большого театра премьеры оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. А. Римского-Корсакова в постановке модного, иностранного и современного режиссера Э. Някрошюса.

[Рисунок: Новый 'Китеж' в Большом театре. Райские птицы (видео)] На днях в Интернет была вброшена почти что инсайдерская видеозапись-репортаж с репетиции, сделанная, по всей видимости, скрытой камерой. На ней ясно идентифицируется пара чрезвычайно забавных и милых существ (предположительно - райских птиц Алконоста и Сирина), одного из которых дева Феврония берёт за клюв (хобот?). Впрочем, тут наверняка запечатлён просто рабочий момент репетиции.

Итак, посмотреть видеозапись можно на сервере YouTube:
Новый "Китеж" в Большом театре. Райские птицы (видео online).

См. также:
Алексей Зубов
[1653] Смелая педаль и высшее знание Андрея Гаврилова
07.10.2008
[Рисунок: Андрей Гаврилов и Кристоф Альтштедт (kommersant.ru)] "...гавриловский Бах был великолепно задуман -- говорящая агогика, тончайшая артикуляция, смелая педаль, прихотливая ритмика переливались всеми оттенками человеческого чувства и были равноудалены как от аутентично-клавирных канонов, так и от романтических догматов фортепианного барокко. Ради той же фактологии стоит признаться и в том, что на уровне реализации замысла господина Гаврилова поджидало фиаско с фальшивыми нотами в количестве, сильно превышающем допустимое, и грустными потерями текста. [...]

...весь баховский сет прозвучал с какой-то первородной музыкальностью, забытой в нашу эпоху бессмысленной и беспощадной мацуевщины."


Дмитрий Ренанский Ъ-рассказывает о прошедшем концерте А. Гаврилова в Санкт-Петербурге.
Алексей Зубов
[1652] Моцарт. Маленькая интернет-библиотека
06.10.2008
[Рисунок: Вольфганг Амадей Моцарт - прижизненный портрет (1783) - timesonlune.co.uk] На сайте enlightment2005.narod.ru, - пинако- и библиотеке так называемого "века просвещения", имеется раздел, посвященный В. А. Моцарту.

В этом моцартовском разделе можно найти электронные версии (сканированный и распознанный текст в формате PDF) следующих книг на русском языке:
  • Д. Шулер. Если бы Моцарт вел дневник... -- Будапешт, 1962
  • Е. И. Чигарева. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. -- М.: УРСС, 2000
  • В. А. Моцарт. Письма. -- М.: Аграф, 2000
Внимание! Данное сообщение - информационное и содержит ссылки на внешние по отношению к news.oboe.ru ресурсы. Лента новостей news.oboe.ru не несёт никакой ответственности за возможные нарушения авторских прав при публикации указанных изданий в сети Интернет.
Алексей Зубов
[1651] Еще одно гобойное событие недели: Алексей Огринчук в КЗЧ 10 октября
06.10.2008
[Рисунок: фестиваль Crescendo (classicalmusic.ru)] 10 октября, в ближайшую пятницу в Концертном Зале им. П. И. Чайковского в рамках Гала-концерта фестиваля "Crescendo" (худ. рук. Денис Мацуев), в числе других молодых солистов выступит Алексей Огринчук. Он исполнит премьеру Каприччио А.Понкьелли в версии для гобоя с оркестром.

В концерте примут участие Денис Мацуев (фортепиано), Алексей Огринчук (гобой), Сергей Крылов (скрипка), Сергей Антонов (виолончель), Сергей Накаряков (труба), Мирослав Култышев (фортепиано), Айдар Гайнуллин (баян).

Полная программа концерта на сайте Московской филармонии.
Филипп Нодель



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное