Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (01.01.08-06.01.08)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #177


НОВОСТИ с 01.01.08 по 06.01.08 (4)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1560] Мастер-класс Барта Шнеемана
[1559] Полный каталог сочинений для виолончели
[1558] Канон Иоганна Пахельбеля в различных темперациях
[1557] "Волшебная флейта" в Мариинском театре
[1560] Мастер-класс Барта Шнеемана
06.01.2008
[Рисунок: Барт Шнееман] 10 января в Московской государственной консерватории пройдет мастер-класс выдающегося нидерландского гобоиста, профессора Гаагской консерватории Барта Шнеемана.

Активные участники имеют шанс попасть на концерт Барта Шнеемана с оркестром "Kremlin" в Оружейной палате 11 января. Мастер-класс начнется в 11 часов в Конференц-зале (корпус Рахманиновского зала).

Вход свободный.
Филипп Нодель
[1559] Полный каталог сочинений для виолончели
05.01.2008
В Нидерландах в конце ноября прошлого года был издан "The Cellist's Companion: Comprehensive Catalogue of Cello Literature", то есть полный каталог виолончельной литературы. 700-страничное издание - плод 35-летней работы составителей (Henk Lambooij, Michael Feves) и содержит ок. 45 тысяч названий сочинений свыше 15 тысяч композиторов. Авторы стремились каталогизировать все произведения, написанные для виолончели - с тех пор как этот инструмент стал использоваться как сольный, т.е. более чем за три века. Для составления каталога использовались все доступные источники - от печатных публикаций партитур до журнальных обзоров 19-го века.

Каталог окажется чрезвычайно ценным не только для виолончелистов, но и для преподавателей, музыковедов, журналистов, составителей концертных программ - для всех, кто интересуется мировым виолончельным репертуаром.

Официальный сайт издания: www.cellocompanion.com (там же можно заказать каталог).
Алексей Зубов
[1558] Канон Иоганна Пахельбеля в различных темперациях
04.01.2008
"Канон ре мажор" (из "Канона и жиги ре мажор для трех скрипок и бассо континуо) выдающегося немецкого композитора Иоганна Пахельбеля (1653-1706), хорошо известен, пожалуй, всем без исключения любителям музыки - не только "классической", но и "любого направления" (рок, фолк, джаз и т.п.). Wikipedia называет эту маленькую пьесу "a universally recognized cultural item" в статье об И. Пахельбеле.

На странице The "Warped Canon" автор - любитель микротональной музыки (или специалист по ней) - собрал очень большое количество MIDI-исполнений этого Канона в различных настройках и темперациях.

Исторических темпераций там представлено не слишком много - большую часть занимают "современные", выработанные теоретиками и практиками микротональной (или, как у нас иногда говорят - микрохроматической) музыки. Далеко не все из многочисленных вариантов заметно отличаются друг от друга - особенно потому, что выбрана вполне "диатоническая" музыка (см. комментарии автора на странице). Но, тем не менее, можно отметить несколько качественно отличающихся друг от друга "блоков".

Желающие могут, например, сравнить, как звучит канон Пахельбеля в
  • "современной" равномерной темперации (вот прямая ссылка на MIDI-файл на той странице: 12-TET);
  • классической Аароновой среднетоновой темперации на 1/4 коммы (1/4-comma в разделе Meantone Temperaments);
  • "первой истинной темперации" Андреаса Веркмейстера, называемой сейчас Werckmeister III.
При необходимости нужно инициализировать MIDI-секвенсор (см. инструкции в начале упомянутой страницы).

Для любознательных приведу краткое объяснение некоторых приведенных на странице темпераций:
- n-TET - это n-Tone Equal Temperament (т.е. деление октавы на n равных частей; 12-TET - это "обычная" 12-ступенная равномерная темперация).
- p-limit JI, где p - простое число, - это p-limit Just Intonation, т.е., чистая интонация (разомкнутая), все интервалы которой выражаются рациональными дробями, все простые делители числителя и знаменателя не превосходят p). Например, 3-limit JI - это "пифагоров строй" (по чистым квинтам), 5-limit JI - классический квинто-терцовый "чистый строй").
- Ааронова "1/4 comma-meantone", среднетоновая, "мезотоническая" - когда все квинты сужаются на четверть синтонной коммы, т.е. чтобы после 4-х таких квинтовых шагов получалась чистая терция (5/4).


Возможно, "чистому" сравнению звучания Канона Пахельбеля в разных темперациях несколько мешает различный выбор MIDI-"инструментов" в разных файлах, но всё равно - тем, кто не слишком большой "слухач" и кому все приведённые выше технические термины кажутся страшноватыми, можно предложить просто сравнить звучание как оно есть, и оценить различие "окрасок", "температур" настроек (нем. temperatur - темперация).
Алексей Зубов
[1557] "Волшебная флейта" в Мариинском театре
03.01.2008
Своеобразно отметит первые дни наступившего нового года Мариинский театр. В качестве новогодней (рождественской?) детской сказки им выбрана... опера Моцарта "Волшебная флейта". Эта опера будет представляться на сцене Концертного зала театра вплоть до 10 января.

"Над премьерой работали французский режиссер Ален Маратра, с блеском поставивший в Мариинском театре «Путешествие в Реймс» Дж. Россини и «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева. Музыкальный руководитель постановки —- Валерий Гергиев."

Подробности - в сообщении "Росбалта".
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное