Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (10.12.07-23.12.07)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #175


НОВОСТИ с 10.12.07 по 23.12.07 (5)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1548] Необыкновенный концерт форума "Классика"
[1547] Премьера оперы "Сумидагава"
[1546] О Штокхаузене в "Майнити симбун"
[1545] Иноуэ Митиёси: все симфонии Шостаковича
[1544] Радио "гобой FM"!
[1548] Необыкновенный концерт форума "Классика"
23.12.2007
Уже по, можно сказать, сложившийся традиции, Форум "Классика" проводит в начале года свой фестиваль в Санкт-Петербурге. В некотором роде это уникальное событие - когда классико-музыкальные "форумчане" собираются на дружескую встречу, и, помимо прочего, просто играют друг для друга. А, между прочим - в программе выступления более чем солидных музыкантов, в том числе гобоиста Андрея Рубцова, который выступит вместе с Сусанной Каджоян (фортепиано) - неизменным модератором форума "Классика" и организатором его (форума) концертов в Санкт-Петербурге.

Смотрите подробности на сайте fest.forumklassika.ru!
Алексей Зубов
[1547] Премьера оперы "Сумидагава"
19.12.2007
В японском издании «Асахи симбун» опубликована статья о прошедшей 15 и 16 декабря мировой премьере оперы «Сумидагава», ставшей результатом сотрудничества композитора Сэндзю Акира и поэта Мацумото Такаси. Исполнение оперы состоялось в Малом зале Токийского культурного центра. Оба автора известны своим свободным отношением к условностям, разделяющим элитарную и массовую культуру. Так Мацумото Такаси наряду с переводом на японский язык слов «Зимнего путешествия» Шуберта в течение нескольких десятилетий является автором многих текстов песен ведущих японских поп-групп. Сэндзю Акира, в свое время являвшийся учеником Маюдзуми Тосиро (автор «Нирвана-симфонии» и др. сочинений, ставших поворотными для современной японской музыки) и Минами Хироаки, пишет как «чистую» академическую музыку, так и музыку к телесериалам, аниме и телепередачам, а также поп-музыку. Творческий союз Мацумото и Сэндзю можно считать продолжением поиска новых возможностей диалога между словами и музыкой, начатого в январе этого года Мацумото, когда тот выступил на сцене Токийского национального театра с пьесой «Тихо», где под аккомпанемент традиционной японской музыки (хогаку) им декларировались стихотворения, написанные в разговорном стиле. Являясь большим ценителем театра Но, Мацумото решил развить свою идею, обратившись к классической пьесе «Сумидагава». Автором оригинальной пьесы является Кандзэ Мотомаса (? - 1432), старший сын Дзэами. «Сумидагава» относится к категории пьес о «безумных женщинах». По сюжету, обезумевшая от горя мать проделывает путь из Киото до реки Сумида в поисках сына, похищенного работорговцами. Узнав на берегу о гибели своего ребенка за год до ее прихода, она начинает молиться на могиле сына, в результате встречаясь с духом умершего. О замысле нового прочтения «Сумидагава» говорит Мацумото: «Мне бы хотелось, не разрушая особую атмосферу, создаваемую в театре Но, привнести характерные для моей поэзии стилистически сниженные элементы разговорного языка. Несмотря на то, что считается, будто опера является чем-то неестественным для японцев, избегающих выражать свои эмоции напрямую, этот жанр может обрести новую жизнь, если попытаться использовать в нем все богатство и разнообразие приемов сдержанного выражения нетривиального по своей глубине содержания, что столь присуще театру Но». Сэндзю отмечает, что тексты Мацумото действительно мелодичны и легко ложаться на музыку. Также композитор говорит: «Стиль Мацумото, у которого тексты драм Но обретают второе дыхание, соответствующее духу современности, позволяет напрямую обращаться к сердцу слушателя. Отбросив идею о написании авангардного сочинения, главной своей задачей мы считали установление контакта с аудиторией». Для исполнения оперы в качестве солистов были привлечены молодые исполнители: сопрано Кобаяси Сара, тенор Накадзима Кацухико и баритон Вада Хидэки. Камерным ансамблем, в состав которого вошли музыканты Нового симфонического оркестра Токийской филармонии, симфонического оркестра «NHK» и др. коллективов, дирижировал сам Сэндзю Акира.

Источник новости:
http://www.asahi.com/culture/music/TKY200712130195.html
Павел Ступин
[1546] О Штокхаузене в "Майнити симбун"
18.12.2007
Мы уже писали ранее о кончине Карлхайнца Штокхаузена. Хотелось бы снова вернуться к теме, приведя выдержки из некролога, опубликованного в одном из ведущих японских изданий «Майнити симбун». В нем отмечается, что связь Штокхаузена с японской культурой никогда не прерывалась и носила многоплановый характер. Многие из более чем 200 оставленных композитором сочинений медитативны по своей природе и демонстрируют влияние на Штокхаузена традиции школы дзэн и буддизма в целом. Также, наряду с произведениями крупнейших композиторов Японии двадцатого века (Маюдзуми Тосиро, Такэмицу Тору, Исии Маки, Итиянаги Тоси, Ёсимацу Такаси и Хосокава Тосио), сочинение Штокхаузена «Хикари» (яп. «Свет»), которое было написано в 1977 г. по заказу Токийского государственного театра и чья премьера состоялась в том же году в Токио, относится к золотому фонду современного гагаку. В дальнейшем «Хикари» (для танцоров и оркестра гагаку) стало исходной точкой для написания гепталогии «Licht» и вошло в состав оперы «Dienstag» в качестве части под названием «Jahreslauf». По признанию самого Штокхаузена, кроме гагаку, большую значимость при работе над «Licht» для него обрела эстетика театра Но. В некрологе «Майнити симбун» также приводится комментарий композитора Итиянаги Тоси, которого пионерные работы Штокхаузена вдохновили на собственные эксперименты. Итиянаги отмечает новаторский характер музыки Штокхаузена и его харизматичность, сохранявшиеся на протяжении всего творчества, постепенно эволюционировавшего от написания электронной музыки к переосмыслению человеческого голоса и оркестра. Также Итиянаги приводятся воспоминания о первом посещении им дома Штокхаузена, совпавшим с похищением в Берлине корейского композитора Исан Юна корейской разведкой с его последующим вывозом в Южную Корею, обвинением в шпионаже и вынесением смертного приговора (Исан Юн был освобожден в 1969 г. под давлением западной общественности, в том числе благодаря и активной деятельности Штокхаузена). В памяти Итиянаги Штокхаузен остается вдумчивым человеком, музыка и творчество которого затрагивали острейшие социальные проблемы современности.

Источник новости:
http://mainichi.jp/select/person/news/20071208dde041060045000c.html
Павел Ступин
[1545] Иноуэ Митиёси: все симфонии Шостаковича
18.12.2007
В ноябре-декабре этого года в Японии прошла серия концертов в рамках проекта по укреплению японско-российской дружбы, посвященного в этом году исполнению всех симфоний Д. Д. Шостаковича. Последний концерт состоялся 9 декабря, когда в токийском концертном зале «Хибия кокайдо», где прошли все концерты серии, симфоническим оркестром «Новой японской филармонии» под управлением Иноуэ Митиёси были исполнены 8-я и 15-я симфонии композитора. Этот концерт, а также концерт от 5 декабря, когда Иноуэ дирижировал 11-й и 12-й симфониями в исполнении оркестра филармонии г. Нагоя, как и все остальные, были с большим энтузиазмом встречены публикой. В четырех из восьми концертов серии принял участие специально приглашенный Иноуэ в Японию Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, с которым японского дирижера связывает многолетняя творческая дружба. В репортаже о предпоследнем концерте говорится, что во время антракта концерта от 5 декабря также состоялась беседа Иноуэ Митиёси с классиком «новой волны» японского кинематографа режиссером Синода Масахиро («Двойное самоубийство», «Молчание» и др. фильмы), посвященная воспоминаниям последнего, связанным с историей «Хибия кокайдо». Синода, наряду с Мартой Аргерич, Йоко Оно и Юрием Темиркановым вошел в состав международного оргкомитета фестиваля, возглавляемого известной японской телеведущей и общественным деятелем Куроянаги Тецуко (на русский язык переведена ее книга «Тотто-тян, маленькая девочка у окна»). Как известно, в «Хибия кокайдо», являющимся одним из старейших токийских концертных залов (построен в 1929 г.), в последние десятилетия исполнение академической музыки свелось к минимуму. Поэтому по инициативе Иноуэ настоящий проект также должен был способствовать возрождению утраченных традиций. На концертах в фойе «Хибия кокайдо» действовали посвященные России фотовыставка и ярмарка, где, в частности, можно было купить наш простой русский хлеб.

Источник новости:
http://www.music.co.jp/classicnews/c-news/2007/1202-1208.html#9
Павел Ступин
[1544] Радио "гобой FM"!
12.12.2007
Ещё не слышали? Да, теперь у гобоя есть свое радио и находится оно здесь: www.OboeFM.ru Заходите, слушайте, обсуждайте!
Филипп Нодель



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное