Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (12.02.07-25.02.07)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #152


НОВОСТИ с 12.02.07 по 25.02.07 (5)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1454] Анонс: Концерт Дмитрия Синьковкого в театре "Школа драматического искусства" 28 февраля
[1453] Анонс: Фантастический штурм оркестра Pratum Integrum
[1452] Гобойное событие недели: концерт Дмитрия Булгакова и Романа Минца в МЗК
[1451] Беседа с Дж. Макберни о "Весне священной" И. Стравинского
[1450] Павел Ступин @ 26
[1454] Анонс: Концерт Дмитрия Синьковкого в театре "Школа драматического искусства" 28 февраля
22.02.2007
Среда, 28 февраля 2007, 20:00
Зал "Манеж" Московского театра
"Школа драматического искусства"
(ул. Сретенка, д. 19/27)

"Антиквариум" представляет:
"МИСТЕРИИ И ПАРАДОКСЫ"
Солист оркестра Pratum Integrum
Дмитрий Синьковский, скрипка (Россия)
при участии Марии Успенской, клавесин (Россия)
Третий концерт цикла

ПРОГРАММА
  • ДЖ. А. П. МЕАЛЕ. Соната "La cesta"
  • А. КОРЕЛЛИ. Соната ре мажор ор. 5 № 1
  • ДЖ. ТАРТИНИ. Соната "La trilla del Diavolo"
  • И. С. БАХ. Соната ми минор для скрипки и basso continuo, BWV 1023
  • Г. И. Ф. фон БИБЕР.
    Пассакалия
    Соната "Representativa"

[Рисунок: Дмитрий Синьковский] Дмитрий Синьковский (скрипка) по праву считается сегодня одним из ведущих российских барочных скрипачей молодого поколения. Он родился в Москве в 1980 году, закончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1999) и оркестровый факультет Московской консерватории по классу скрипки профессора А.П. Кирова (2005). В настоящее время является аспирантом Московской консерватории по классам барочной и классической скрипки, а также камерного ансамбля. Историческим исполнительством начал заниматься под руководством Марии Леонхардт, в дальнейшем участвовал в сольных и камерных мастер-классах Томаса Цеетмайра, Сигизвальда Кейкена, Рио Терракадо, Роджера Норрингтона, Андреаса Штайера и других знаменитых музыкантов. Концертная деятельность Дмитрия Синьковского началась с 1995 года в составе московского ансамбля Premiere под управлением Заслуженного артиста России дирижера Игоря Дронова. Музыкант принимал участие в совместных концертных программах с такими ансамблями, как The Pocket Symphony и Солисты Москвы (Москва), Оркестр Екатерины Великой (Санкт-Петербург), Bergen Barokk (Норвегия), а также выступал в ансамблях с Тревором Пинноком и Майклом Чансом (Великобритания), Алексеем Любимовым и Александром Галковским (Россия), Альфредо Бернардини (Италия) и другими. С 2001 года Дмитрий Синьковский является участником фортепианного трио A la Russe (Москва), с 2003 года постоянно сотрудничает с ансамблем Musica Petropolitana (Санкт-Петербург). В настоящее время много выступает в качестве солиста оркестра исторических инструментов Pratum Integrum (Москва), дает сольные концерты в России и за рубежом, а также осуществляет записи на CD. Дмитрий Синьковский является лауреатом Международного скрипичного конкурса в Мурсии (Испания, 1997) и конкурса Premia Bonporti в Роверето (Италия, 2005). С 2005 года ведет класс барочной скрипки на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.
Филипп Нодель
[1453] Анонс: Фантастический штурм оркестра Pratum Integrum
20.02.2007
25 февраля 2007 года, 19:00
Московский Международный Дом Музыки
Камерный зал
Концерт оркестра Pratum Integrum
Художественный руководитель – Павел Сербин (виолончель)
концертмейстер – Сергей Фильченко (скрипка)
"Sturmus phantasticus"
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788)
  • Симфония ми минор, Wq 178
  • Симфония ми-бемоль мажор, Wq 179
  • Симфония си минор, Wq 182/5 (посвящена барону ван Свитену)
  • Концерт ре минор для флейты с оркестром, Wq 22
    Солистка – Ольга Ивушейкова (флейта)
  • Концерт фа мажор для двух клавесинов с оркестром, Wq 46
    Солисты: Ольга Мартынова (клавесин), Александра Непомнящая (клавесин)
* * *
В современных исследованиях Карла Филиппа Эмануэля Баха называют «новатором», «эклектиком в хорошем смысле слова», автором «стилистических аномалий». Иными словами, на фоне известной музыки 18 века стиль его кажется явлением уникальным и совершенно неожиданным. Это понимали и современники, обильно расточавшие комплименты в адрес Баха-сына. «Не медлите, подражатели, ибо стыдно оставаться на месте» – писал в эпитафии Карлу Филиппу Эмануэлю поэт Фридрих Клопшток.

Высказывания о новизне воспринимаются, может быть, более остро, если вспомнить известную фразу из «Автобиографии» Баха: «В композиции и клавирной игре я не имел никакого иного учителя, кроме моего отца». Это, наверное, правда, но многие его сочинения отнюдь не напоминают музыку «отца», скорее они сходны с симфониями времен «Бури и натиска». Переход от наэлектризованных Allegro Баха-сына к дальнейшим штормам кажется естественным, а появление их в атмосфере барочных концертов и увертюр представляется дерзким и смелым. По словам журналиста Льва Малхазова, стиль Баха-сына можно было бы назвать « sturmus phantasticus»; мы позаимствовали это выражение, которое нам бы хотелось наделить не столько юмором, сколько восхищением.

Все заявленные в программе сочинения, кроме Симфонии си минор, Бах написал в Берлине, в годы работы при дворе Фридриха Великого (Фридрих пригласил его к себе в 1738 г.; Бах принял это предложение и работал клавесинистом при прусском дворе почти тридцать лет).

Несмотря на то, что берлинская капелла была одной из крупнейших в Европе, а сам король заслужил репутацию «просвещенного монарха» с разносторонними интересами, вдохновлялся по утрам игрой на флейте и развлекал себя музыкой вечерами, эту капеллу едва ли стоит представлять себе как безбедное царство искусства, процветающее под защитой мудрого покровителя. Павел Сербин называет берлинский оркестр тех лет «прусским музыкальным плацдармом», намекая на почти армейскую дисциплину, введенную в капелле. О результатах такой оркестровой муштры сохранились откровенно недоброжелательные отзывы. Чарльз Берни, знаменитый музыкальный историк, посетив оперный спектакль в Берлине, писал крайне резко: «Король держался позади дирижера, следя глазами за партитурой, так что можно было сказать не солгав, что он играл роль главного директора. И если кто-нибудь из итальянской группы осмеливался отклониться от дисциплины, прибавляя или урезывая свою роль, изменяя в ней малейший пассаж, следовал приказ от имени короля строго следовать нотам, которые написаны композитором, – под угрозой телесного наказания. Таким образом, музыка неподвижна в этой стране, и она будет такой до тех пор, пока Его Величество не даст музыкантам больше свободы в искусстве». Берни приводит еще немало устрашающих подробностей придворной музыкальной жизни, которая, судя по его рассказам, напоминала поле сражения.

Тем более удивительна смелость, с которой писал К. Ф. Э. Бах, не особенно считаясь со вкусами монарха и не вполне им соответствуя. Композитор с грустью замечал, что король не любит музыку, он любит только флейту, причем только свою флейту.

Этой флейте он должен был аккомпанировать на клавесине, – и, вероятно, для нее он сделал переложение своего клавирного Концерта Wq 22 (правда, точными сведениями на этот счет мы не располагаем).

Фаворитом Фридриха Карл Филипп Эмануэль никогда не был. Монарх так и не удостоил его титула придворного композитора (это позже сделала его сестра, принцесса Анна Амалия), – и, признавая достоинства Баха, платил ему весьма умеренное жалованье. Временами Бах предпринимал попытки найти себе более подходящее место, но они увенчались успехом только в 1767 г.: он победил в конкурсе на место кантора и музикдиректора городских церквей в Гамбурге и, немного позже перебравшись в этот город, остался в нем до конца своих лет.

При дворе прусского короля он создавал, в основном, инструментальные опусы (клавирные сонаты, ансамбли, концерты и симфонии). Теперь обязанности требовали от него сочинения духовной музыки, но Бах продолжал писать и светские пьесы (он выступал на концертах в зале Торговой академии как солист и дирижер). Среди оркестровой музыки гамбургских лет – Шесть симфоний для струнных, посвященные барону ван Свитену и написанные по его заказу. Готфрид ван Свитен, известный дипломат и покровитель искусств, был большим поклонником Генделя, Баха-отца и Карла Филиппа Эмануэля. Их сочинения он показывал в Вене, где среди его посетителей были Гайдн, Моцарт и Бетховен. Все трое относились к Баху-сыну с уважением (Гайдн признавался, что прилежно изучил его музыку и многим ей обязан).

Временами в оркестровых опусах К. Ф. Э. Баха слушателю дано предвидеть не больше двух тактов; фраза, начавшаяся мощным тутти, может через несколько секунд раствориться в пианиссимо; следующее форте «стреляет без предупреждения»; гармонический горизонт настолько широк, что далекие тональности оказываются в поле зрения много чаще, чем было принято. Иногда смелые фактурные и динамические сопоставления даны в пределах одного предложения, и тогда получается резкое высказывание, странным образом созвучное не только классическим грозам, но и гораздо более поздним пьесам.

Билеты на сайтах: parter.ru и kontramarka.ru, в кассах ММДМ или по телефону 158 93 94 (Дмитрий Демин).
Алексей Зубов
[1452] Гобойное событие недели: концерт Дмитрия Булгакова и Романа Минца в МЗК
19.02.2007
Главным гобойным событием этой недели обещает стать концерт фонда "Возвращение", на котором прозвучат как гобойные "хиты" - Квартет Моцарта и двойной концерт Баха, так и реже исполняемые произведения XX века и века XXI с участием гобоя, программа ниже, подробности на homecoming.ru.

Фонд развития культуры "Возвращение"
Московская государственная филармония представляют:

Малый зал МГК им. П.И. Чайковского
25 февраля, воскресенье, 19:00
Абонемент № 99 "Под сводами воздушных замков"
Роман Минц и Дмитрий Булгаков

  • В.А. Моцарт. Квартет Фа мажор для гобоя, скрипки альта и виолончели
    Исполняют: Д. Булгаков (гобой), Р. Минц (скрипка), М. Березницкий (альт), Б. Андрианов (виолончель)
  • С. Прокофьев. Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса
    Исполняют: Д. Булгаков (гобой), Р. Минц (скрипка), М. Березницкий (альт), И. Фёдоров (кларнет), П. Стёпин (контрабас).
  • Л. Десятников. "Возвращение" для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели
    Исполняют: Д. Булгаков (гобой), Р. Минц (скрипка), А. Соршнева (скрипка), М. Березницкий (альт), И. Фёдоров (кларнет), Б. Андрианов (виолончель)
  • С. Барбер Канцонетта для гобоя и струнного оркестра
  • М. Мозетич. "Affairs of the Heart" для скрипки и струнного оркестра. (Первое исполнение в России)
  • И. С. Бах. Концерт для скрипки и гобоя с оркестром до минор
    Солисты: Р. Минц (скрипка) и Д. Булгаков (гобой)
В программе принимает участие Ансамбль солистов МГК им. П.И. Чайковского п/у А. Левина, дирижер А. Дойников.
Филипп Нодель
[1451] Беседа с Дж. Макберни о "Весне священной" И. Стравинского
17.02.2007
Мы рады опубликовать на сайте oboe.ru новую статью Сергея Элькина - его беседу с музыковедом и композитором Джерардом Макберни.

"Второй сезон Чикагский симфонический центр приглашает зрителей на новую интереснейшую программу «Вокруг произведения». Основной задачей этой программы является познакомить аудиторию не только с самим сочинением, но и с интересными фактами его создания. Программа позволяет узнать много нового и неожиданного о композиторе и времени, в котором он жил и творил. Инициатором и создателем программы является английский музыковед и композитор Джерард Макберни. Он потрясающе рассказывает о музыке и музыкантах: ярко, образно, зажигательно! Через пять минут беседы с ним у вас возникает абсолютное ощущение, что он с детства дружил со своими героями – блистательными, порой ужасно невыносимыми, порой очень смешными, но всегда удивительно живыми людьми. Он великолепно образован, прекрасно знает историю музыки, блестяще (даже с каким-то особым московским диалектом) говорит по-русски. Это неудивительно – ведь в начале восьмидесятых годов Джерард Макберни учился в Московской консерватории. Он был учеником Эдисона Денисова и Романа Леденева. Макберни работал на русской и английской службах Би-Би-Си, вел классы композиции и музыки XX века в Лондонском музыкальном колледже, читал лекции по русской и английской музыке в Королевской академии музыки в Лондоне и в Школе музыки и драмы Манчестерского университета. Его статьи о музыке печатаются в крупнейших периодических изданиях Европы и Америки. К нашей общей радости, с сентября прошлого года Макберни живет и работает в Чикаго. Он подписал трехлетний контракт с Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) и ныне является советником оркестра по подбору репертуара и креативным директором программы «Вокруг произведения». 28 января в рамках этой программы в исполнении ЧСО под управлением дирижера Эса-Пекки Салонена прозвучит «Весна священная» Игоря Федоровича Стравинского. Это будет во втором отделении концерта. А в первом... Как назвать искусство Макберни? Может быть, беседой о музыке, встречей со зрителями, лекцией?.. Разговор с Джерардом я начал именно с этого вопроса..."

Читать дальше в разделе "Аналитика/Интервью" сайта oboe.ru.

См. также:
Кстати говоря, российским читателям может быть небезынтересно знать, что Джерард Макберни, помимо прочего, сотрудничает с театром "Комплисите", руководимым его младшим братом Саймоном (NB. по этой ссылке на сайте peoples.ru имя написано неправильно, recte – Simon McBurney). Театр "Комплисите" запомнился российским театралам своими гастролями в рамках Чеховского фестиваля в 2005 году.
Алексей Зубов
[1450] Павел Ступин @ 26
15.02.2007
Год идет за годом, и у нас опять корпоративный праздник - день рождения Павла Ступина, одного из родителей нашей ленты новостей.

Паша, с днем рождения!

Все новости Павла Ступина на ленте news.oboe.ru
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное