Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (13.11.06-19.11.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #144


НОВОСТИ с 13.11.06 по 19.11.06 (6)

СОДЕРЖАНИЕ:
[1421] Фестиваль "Арт-Ноябрь": очередные концерты
[1420] Музыка Ф. М. Достоевского (премьера)
[1419] Владимирский Губернаторский оркестр - к 150-летию С. И. Танеева
[1418] Фестиваль "Ростовские премьеры"
[1417] Палочных дел мастер - палкой по коллегам
[1416] Борис Лифановский @ 30
[1421] Фестиваль "Арт-Ноябрь": очередные концерты
19.11.2006
[Рисунок: Арт-ноябрь] На следующей неделе в "Арт-Ноябре" нас ждут встречи с пианистом Олегом Полянским (21 ноября, в программе Бетховен, Дебюсси, Мессиан, Лист), Государственным квартетом им. Бородина (24 ноября, в программе - Шостакович) и актёром Вениамином Смеховым, который вместе с Ниной Коган (фортепиано), Валерием Вороной (скрипка) и Юрием Милкисом (кларнет) 26 ноября исполнит "Историю солдата" И. Стравинского.

Читайте подробности в разделе нашей ленты, посвященной Фестивалю "Арт-ноябрь".
Алексей Зубов
[1420] Музыка Ф. М. Достоевского (премьера)
19.11.2006
У Ф. М. Достоевского в романе "Бесы" есть подробное словесное описание музыкального произведения под названием "Франко-прусская война". Определён тематический материал, детально описана драматургия, форма, структура музыки. Композитор Андрей Микита осуществил звуковое воплощение этой пьесы ("штучки") для симфонического оркестра. Премьера состоится 24 ноября в Московском Доме композиторов в рамках фестиваля "Московская осень".

[Рисунок: Ф. М. Достоевский] Музыкополагающий текст Достоевского:

"...Тут уж Юлия Михайловна решительно прогнала было Лямшина, но в тот же вечер наши целою компанией привели его к ней, с известием, что он выдумал новую особенную штучку на фортепьяно, и уговорили ее лишь выслушать. Штучка на самом деле оказалась забавною, под смешным названием: "Франко-прусская война". Начиналась она грозными звуками Марсельезы:
"Qu'un sang impur abreuve nos sillons!"1)

Слышался напыщенный вызов, упоение будущими победами. Но вдруг, вместе с мастерски варьированными тактами гимна, где-то сбоку, внизу, в уголку, но очень близко, послышались гаденькие звуки Mein lieber Augustin2). Марсельеза не замечает их, Марсельеза на высшей точке упоения своим величием; но Augustin укрепляется, Augustin все нахальнее, и вот такты Augustin как-то неожиданно начинают совпадать с тактами Марсельезы. Та начинает как бы сердиться; она замечает наконец Augustin, она хочет сбросить ее, отогнать как навязчивую ничтожную муху, но Mein lieber Augustin уцепилась крепко; она весела и самоуверенна; она радостна и нахальна; и Марсельеза как-то вдруг ужасно глупеет: она уже не скрывает, что раздражена и обижена; это вопли негодования, это слезы и клятвы с простертыми к провидению руками:
Pas un pouce de notre terrain, pas une pierre de nos forteresses!3)

Но она уже принуждена петь с Mein lieber Augustin в один такт. Ее звуки как-то глупейшим образом переходят в Augustin, она склоняется, погасает. Изредка лишь, прорывом, послышится опять: "qu'un sang impur...", но тотчас же преобидно перескочит в гаденький вальс. Она смиряется совершенно: это Жюль Фавр, рыдающий на груди Бисмарка и отдающий все, все... Но тут уже свирепеет и Augustin: слышатся сиплые звуки, чувствуется безмерно выпитое пиво, бешенство самохвальства, требования миллиардов, тонких сигар, шампанского и заложников; Augustin переходит в неистовый рев... Франко-прусская война оканчивается. Наши аплодируют, Юлия Михайловна улыбается и говорит: "ну как его прогнать?" Мир заключен. У мерзавца действительно был талантик."


1) Пусть нечистая кровь напоит наши нивы! (франц.)
2) "Мой милый Августин" (нем.)
3) Ни одной пяди нашей земли, ни одного камня наших крепостей! (франц.)


Ф. М. Достоевский. "Бесы" (1872). Часть вторая. Глава пятая.
Читать текст целиком. Внимание! Большой объем страницы (1.3МБ).
Алексей Зубов
[1419] Владимирский Губернаторский оркестр - к 150-летию С. И. Танеева
19.11.2006
[Рисунок: С. И. Танеев (1856-1915)] В ближайшую субботу, 25 ноября, в день рождения выдающегося русского композитора С.И.Танеева (1856-1915), на его родине состоится большой концерт, посвященный юбилею:

25 ноября 2006 г. (суббота), 18.30
Зал классической музыки г. Владимира
ТАНЕЕВ-ГАЛА
(к 150-летию со дня рождения С.И.Танеева)

В программе:
С. И. ТАНЕЕВ
Концертная сюита для скрипки с оркестром op.28
Солист – лауреат международных конкурсов Александр Тростянский
Кантата "Иоанн Дамаскин" op.1
(при участии Владимирского камерного хора п/у Эдуарда Маркина)
Симфония № 4 до-минор op.12

Владимирский Губернаторский симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер - Артем Маркин

См. также:
Алексей Зубов
[1418] Фестиваль "Ростовские премьеры"
19.11.2006
Чуть больше 10 дней назад в Ростове открылся III Международный фестиваль современной музыки "Ростовские прьемьеры". Он продлится до 11 декабря.

На сайте Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова программа Фестиваля.

"Здравомыслящие, прагматичные функционеры (к сожалению, некоторые из них – и от искусства) говорят: зачем вы беретесь за реализацию тех проектов, которые не гарантируют массового притока слушателей, тем более, не обеспечивают коммерческой отдачи? И мы отвечаем: затем, чтобы оправдать, во-первых, свое предназначение музыканта-художника и всегда просветителя и, во-вторых, бороться силой своего искусства за человеческое в человеке, за те его потенциально божественные качества, которые и отличают homo sapiens от лягушки, дикаря, стадного животного.

Когда молодому поколению, а заодно и не молодому, в последние полтора десятилетия с утра до вечера навязывают рэп, Шуру, Лолит, Титомиров, дебилизируют "композициями" из трех повторяющихся звуков, – его формируют как дикаря с примитивными инстинктами.

....И сегодняшняя программа, и последующие – это концентрированная инъекция, противоядие от той инфекции, которая ложно называется массовой культурой."
(Из приветствия Фестивалю ректора РГК А. С. Данилова.)

"...Ростов также стоит перед необходимостью доказывать свой статус южной столицы страны. Доказывать постоянно и неустанно, помня, что в затылок дышит Краснодар. Современному мегаполису, в котором сложилась полная инфраструктура развитой музыкальной жизни (филармония с симфоническим оркестром, консерватория, музыкальный театр), такой фестиваль важен и необходим. На спектаклях Музыкального театра зал заполнен, наиболее значимые симфонические концерты в филармонии также хорошо посещаются. Ростов перестал быть городом, о котором пренебрежительно говорили еще лет двадцать – двадцать пять назад: "Здесь любят только цыган, оперетту и эстраду". [...]

Однако есть одно большое НО. ХХ век завершился, тем не менее, многие созданные в это столетие музыкальные произведения для слуха значительной части аудитории продолжают оставаться чем-то не вполне комфортным. Некоторыми слушателям, даже с училищным, а то и консерваторским дипломом в кармане, музыка эта воспринимается как нечто антихудожественное. Эти люди, условно говоря, пойдут "на Шопена и Рахманинова", но предпочтут провести вечер дома, когда исполняют Булеза и Губайдулину. Видимо, именно в этой среде родилось шутливое утверждение: "Мужчины притворяются, когда говорят, что любят худеньких женщин, сухое вино и музыку Хиндемита. На самом деле они любят полных, водку и Чайковского". Имеется в виду, конечно, Петр Ильич.

По замыслу устроителей, фестиваль призван активизировать интерес ростовских музыкантов и публики к новой музыке. Если угодно, приучить слух, воспитать вкус к ней."
(Из обращения проф. РГК А.Селицкого, члена оргкомитета фестиваля.)

Среди гостей фестиваля: М.Броннер, В.Екимовский, Г.Канчели, Дж.Корильяно, М.Кажлаев, Д.Марагопулос, К.Пендерецкий, Е.Подгайц, В.Сильвестров, А.Чайковский.

Благодарим за информацию и ссылки одного из наших читателей.
Алексей Зубов
[1417] Палочных дел мастер - палкой по коллегам
16.11.2006
[Рисунок: ] Некоторое время назад в "Московском Комсомольце" было опубликовано интервью, прочитав которое, подумаешь, что тексты Екатерины Кретовой (когда-то основного музобоз-ревателя "МК") были вполне академичными и демонстрирующими образованность и вдумчивость (по журналистским меркам) автора - по сравнению с текстами, что пишутся сейчас. Итак, некто - впрочем, прославленный озвучиванием чужих мыслей при отсутствии своих - Ян Смирницкий опубликовал в "МК" интервью с якобы "самым желанным дирижером страны" В. Понькиным:

"... [О В.Синайском:] Когда руки немножечко напоминают ветряную мельницу — согласитесь, не лучше ли махать ими в поле?

[О М. Ростроповиче:] А вы знаете, что Ростроповича в пух и прах разнесли за это исполнение [на концерте, посвященном юбилею Д.Д. Шостаковича]? И опять же: вот не принято говорить плохо о коллегах. Но есть же истина.

[О Т. Курентзисе:] Если дирижеру угодно приплясывать и притопывать — ну ради бога. Только есть ли в этом смысл? Есть же люди, которые, стоя за дирижерским пультом, могут походить на счастливых даунов, которым дали конфету сладкую... Вот они едят ее — большую-пребольшую, и у них слюни текут...

[О Дж. Ливайне:] Это называется полнейшей распущенностью. А вы уверены, что он такой уж хороший профессионал? [Это был ответ на наводящий вопрос интервьюера: " я вспоминаю концерт в Москве Джеймса Ливайна, который, сидя за пультом, одной рукой листал страницы партитуры, а другой легко-небрежно так водил палочкой, почти не глядя на оркестр..."]

[О Зубине Мете:] А вы помните его концерт в нью-йоркской филармонии, после чего вышел клоун — непрофессиональный дирижер — и продирижировал замечательнее, чем Зубин Мета. А почему? Потому что он талантливее."


Короче говоря, "талант" журналиста здесь оказался вполне адекватным "таланту" интервьюируемого дирижера (т.е., простите, "палочных дел мастера").

...Я не слишком хорошо разбираюсь в дирижерском искусстве, но все же: когда солист, заканчивая каденцию, cгибается пополам и чуть ли не напрыгивает на дирижера, пытаясь показать ему окончание трели - заключительную ноту (очевидно, после безуспешных репетиций), а тот беспомощно начинает махать руками - причем оркестранты при этом вступают так, как кому заблагорассудится, разумеется, безо всякой связи с каденцией солиста - то возникает вопрос, у кого и зачем "руки напоминают ветряную мельницу" (если кто не понял, это я об одном из типичных концертов оркестра п\у В. Понькина).

Кстати сказать, высокомерное упоминание о Дж. Ливайне, "дирижирующем одной рукой", особенно неприлично, поскольку именно примерно в то время этот знаменитый дирижер начал страдать тяжелой болезнью плеча (лишь недавно терапия возымела некоторый эффект - см. статью PlaybillArts.com).

И между прочим - если не знать подробности - можно подумать, что ученики Г. Рождественского отличаются особенным дружелюбием к коллегам по цеху. Я имею в виду вот эти давние откровения некоей женщины-дирижера (см. нашу новость #681). Впрочем, замечания Лижии О'Риордан вполне невинны по сравнению с цитированными всемирно-историческими заключениями Понькина.

Обсужение совместного творения "желанных" дирижера и журналиста на форуме "Классика".
Алексей Зубов
[1416] Борис Лифановский @ 30
15.11.2006
[Рисунок: Борис Лифановский виолончелист] Сегодня - без преувеличения - имеет место значительное событие в российском музыкальном интернете. Борису Лифановскому - одному из классиков (ну ладно, сегодня уж скажу так: главному классику) румузнета исполнилось 30 лет. Боря, формально 30 лет - это переход, так сказать, из юности в молодой (но все же уже теперь не юный) возраст. Эта "грань" - не только "пропуск" в (относительно) взрослый мир, но и еще большая ответственность. Желаем тебе все так же "гореть" и действовать, придумывать новое и все так же приносить радость музыкантам и любителям музыки - разумеется, не только в интернете (пусть даже твое имя в музыкальном мире связывается прежде всего с интернет-деятельностью).

Перечислять деяния Лифановского в области развития румузнета (равно как и цитировать вопли завистников-недоброжелателей) - дело тяжелое, поэтому просто отсылаю читателей к официальному сайту Бориса:

lifanovsky.com.

Желающие лично поздравить Борю могут оставить комметарий на цитированном выше сайте, либо оставить сообщение в соответствующем потоке форума "Классика".
Алексей Зубов



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное