Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки (03.07.06-09.07.06)



Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #132


Уважаемые подписчики!

Необходимо разослать дополнение к нашей новости #1361 от 2 июля. (Это было сообщение об оркестре, выставившем себя на интернет-аукцион).

Дополнение от 3 июля. Как сообщил PlaybillArts, торги по лоту были отменены по причине того, что дело на самом деле зашло довольно далеко. В офис оркестра позвонил представитель аукциона eBay и сообщил, что, во-первых, по закону продавец обязан продать свой лот за наибольшую поставленную на торгах цену, а во-вторых, продажа и покупка людей противозаконна. Кроме того, текущая цена (более 100 тысяч евро) - достаточно солидна, но в то же время не составляет и десятой части существующей ежегодной дотации оркестра - той самой, которая отменяется со следуюшего года.

НОВОСТИ с 03.07.06 по 09.07.06 (5)

Я считаю джаз американской народной музыкой, не единственной, но той, которая, возможно, присутствует в крови и чувствах американского народа.
Джордж Гершвин
(1933)
СОДЕРЖАНИЕ:
[1366] К 80-летию С. Нейгауза: предстоящий концерт Брижитт Анжерер в БЗК
[1365] Найдена фотография Констанцы Моцарт
[1364] Софит "жжот"
[1363] Скончалась Лорейн Хант Либерсон
[1362] Внимать и слышать
[1366] К 80-летию С. Нейгауза: предстоящий концерт Брижитт Анжерер в БЗК
09.07.2006
[Рисунок: Брижитт Анжерер] Несколько дней назад пожелавшие остаться неизвестными любители классической музыки получили согласие руководства Московской консерватории на проведение в мае 2007 года концерта известной французской пианистки Брижитт Анжерер. Последние выступления Анжерер в Москве состоялись в 1997 году (концерт, посвященный 70-летию со дня рождения С. Нейгауза) и в 1999 году (концерт в КЗЧ, с оркестром п/у Юрия Симонова).

Брижитт Анжерер должна выступить в Большом зале Московской консерватории 14 мая 2007 года. Она посвятит концерт 80-летию со дня рождения своего учителя - выдающегося пианиста Станислава Генриховича Нейгауза. Судьба этой, к сожалению, редко выступающей в России, пианистки настолько интересна, что заслуживает написания целой книги. Но мы попытаемся изложить здесь лишь основные события ее творческой биографии. Брижитт Анжерер начала заниматься музыкой в 5 лет. Семья жила в Тунисе, откуда ребенка-вундеркинда привезли в Париж показать известнейшему в то время педагогу Парижской консерватории - профессору Люсетт Декав, у которой Анжерер и начала учиться. В 15 лет она стала лауреатом конкурса Маргариты Лонг, тогда же была приглашена учиться в Московскую консерваторию, где занималась в классе Станислава Генриховича Нейгауза. В 1980 году Герберт фон Караян пригласил Анжерер выступить с Берлинским Филармоническим оркестром. Затем Анжерер выступала с Парижским оркестром, с оркестром Зубина Меты. Ее концерты имели большой успех в Берлине, Париже, Вене, Нью-Йорке, где она блестяще выступила в Карнеги-холле. Брижитт Анжерер получила Гран-при дю Диск за свою запись "Карнавала" op. 9 и "Венского Карнавала" Р. Шумана ("Philips"). Она записала для японской фирмы "Денон" 1-й концерт Чайковского и Концерт Шумана ля минор с Лондонским Королевским Филармоническим Оркестром; для фирмы "Harmonia Mundi" - все ноктюрны Шопена. Выпустила диск с сонатами Бетховена, Грига и Шумана (с Оливье Шарлье), а также все произведения Рахманинова для двух фортепьяно, совместно с Олегом Майзенбергом. Французское правительство наградило Брижитт Анжерер орденом Почетного Легиона.

Анжерер много концертирует, преподает в Парижской консерватории, дает мастер-классы, ее часто можно видеть в жюри международных музыкальных конкурсов. Московские меломаны помнят Анжерер по ее участию в жюри XII конкурса им. Чайковского в Москве. Будем надеяться, что услышим в следующем году концерт Брижитт Анжерер, программа которого еще не известна.

Ссылки по теме:
А 28 июля в Москве, в музее Скрябина состоится вечер памяти В. С. Белова, посвященный 100-летию со дня его рождения. В. С. Белов был любимым учеником Феликса Блуменфельда. У В. Белова, в училище при консерватории, а потом и в консерватории (до 4-го курса) учился Станислав Генрихович Нейгауз. Подробнее об этом - на следующей неделе.
Алексей Зубов
[1365] Найдена фотография Констанцы Моцарт
09.07.2006
[Рисунок: Констанца Вебер-Моцарт-Ниссен (1840) (PlaybillArts.com)] "В архивах баварского города Альтеттинг нашелся единственный дагерротипический портрет Констанцы Моцарт, вдовы Вольфганга Амадея Моцарта. Фотография была сделана в 1840 году, за два года до смерти Констанцы, сообщает газета The Times. Архивисты, обнаружившие снимок, уточнили, что - это не оригинальный отпечаток, а копия второй половины XIX века, отмечает агентство AFP."

Читать сообщение Ленты.ру целиком (в предыдущем абзаце, цитированном оттуда, я позволил себе исправить "Вольфганга-Амадея" на recte "Вольфганга Амадея" и "дагеротипический" на "дагерротипический")

См. также сообщение PlaybillArts.com.

Я, быть может, очень сильно ошибаюсь, но все же не могу отделаться от стойкого ощущения, что эту фотографию я видел и ранее в опубликованном виде - то есть, что эта находка не такая уж и новая и сенсационная. Впрочем, повторюсь: я могу ошибаться и поэтому попробую проконсультироваться со специалистами-моцартоведами.
Алексей Зубов
[1364] Софит "жжот"
08.07.2006
В понедельник, 3 июля, были объявлены имена номинантов высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит". Прошедшая в гранд-отеле "Европа" пресс-конференция выявила не только потенциальных призеров сценического сезона 2005/2006, но и редкое единогласие в рядах театральной общественности: более провального сезона петербургская рампа не помнит уже давно. Драматический театр лишь под конец сезона выстрелил гениальным "Не Гамлетом" Андрея Могучего, но - как это часто случается - именно лучший спектакль сезона оказался проигнорирован номинационным советом.

С музыкальным театром дело обстоит значительно лучше: по крайней мере два спектакля из четырех, вышедших на финишную прямую "Золотого софита", уже сегодня можно причислить к лучшим оперным постановкам петербургской сцены. В номинации "Лучший спектакль в музыкальном театре" два проекта Мариинского театра: "Фальстаф" Кирилла Серебренникова и "Поворот винта" Дэвида Маквикара (музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Гергиев). Они будут состязаться с опусами маститого Юрия Александрова: "Синей бородой", поставленной в театре Музыкальной комедии, и "Чио-Чио-Сан" из родной для режиссера "Санкт-Петербург Оперы".

Абсолютным рекордсменом по количеству номинаций стал "Фальстаф" - однозначно лучшая оперная премьера сезона. Помимо номинации за лучший спектакль, соревноваться за право считаться автором лучшей женской и мужской роли в музыкальном театре будут Виктор Черноморцев -Фальстаф, Даниил Штода - Фентон, Людмила Дудинова - Наннетта, Татьяна Павловская - Миссис Алиса Форд. Конкуренцию им составят мощная Абигайль Ирины Гордей ("Набукко" Дмитрия Бертмана), Булотта Татьяны Таранец ("Синяя борода" Юрия Александрова) и потрясающий Канио Владимир Галузин ("Паяцы" Изабель Парсио-Пьери).

Бонусом к основным номинациям являются два специальных приза экспертного совета по музыкальным театрам, первый из которых достанется Мариинскому театру "за идею освоения старинной архитектуры и пленэра, как нового театрального пространства, и воплощение оперной классики, отечественной и мировой, в Выборгском замке, Крепости Ивангорода, Тихвинском монастыре, Московском Кремле" (орфография и пунктуация пресс-релиза, что называется, сохранены), второй - инфернальному мальчику Николаю Ирви, исполнителю роли Майлза в Бриттеновском "Повороте винта" - "за актерскую работу в ансамбле профессиональных артистов Мариинского театра".

В целом решение номинационного совета абсолютно прогнозируемо: если забыть о тошнотворной "Синей бороде" (в которой, впрочем, глубоко почитаемые Гюляра Садых-Заде и Е. В. Третьякова узрели поистине метафизические глубины!), в финал конкурса вышли действительно лучшие оперные постановки прошлого сезона. Конечно, рядом с безоговорочным "Фальстафом" весьма слабо смотрится атмосферически-пресный "Поворот винта", однако по сравнению с псевдо-пафосным "Набукко" и убогими "Паяцами" и он выглядит шедевром. "Чио-Чио-Сан" Юрия Александрова - случай не из простых: в недавнем прошлом режиссер уже обращался к шедевру Пуччини, поставив на сцене Мариинского театра "Мадам Баттерфляй" в костюмировано-реалистическом варианте. Прошли годы, и режиссера волнуют совсем другие проблемы: избавившись от quasi-национального душка в действительно убедительной режиссуре, Александров добился не только нового взгляда на избитую рутиной классику, но и мастерски тонко прописал образ главной героини в его метаморфозах и эволюции - чего, пожалуй, столь явно не удавалось никому из постановщиков.

Как уже говорилось, безусловным лидером оперного сезона стал "Фальстаф" Кирилла Серебренникова - спектакль без малого выдающийся (отзыв о спектакле читайте на наших страницах в ближайшее время). Помимо блестящей режиссуры, "Фальстаф" подарил публике радость общения с гениальным Виктором Черноморцевым: его прочтение заглавной партии можно назвать эталонным. Из претендентов на лучшую женскую роль нам особенно мила Людмила Дудинова: недавняя студентка Академии молодых певцов создала на прославленной сцене цельный и запоминающийся образ, прекрасно вписавшись в ансамбль Мариинских мэтров. Довольно странно выглядит номинирование Даниила Штоды при отсутствии в номинации замечательного Василия Герелло - великолепного Форда. Другая странность - то, что номинационный совет "Софита" не счел нужным отметить блестящую работу сценографа спектакля Николая Симонова, равно как и эстетский поп-арт Зиновия Марголина в "Чио-Чио-Сан" "Санкт-Петербург Опера".

Торжественная церемония вручения премий пройдет в понедельник, 6 ноября, в БДТ им. Г. А. Товстоногова. News.Oboe.Ru будут следить за развитием конкурсной коллизии - и обязательно сообщит о развязке нынешнего "Золотого софита".
Дмитрий Ренанский
[1363] Скончалась Лорейн Хант Либерсон
06.07.2006
[Рисунок: Лорейн Хант-Либерсон (01.03.1954-03.06.2006) PlaybillArts.com] Третьего июля в своем доме в Санта Фе на 52-м году жизни скончалась выдающаяся певица Лорейн Хант (Хант-Либерсон). Причиной смерти (официально она не сообщалась), по всей видимости, стал рак.

Армия поклонников сравнивала ее с М. Каллас; репертуар Лорейн Хант был огромен: от барокко до современной музыки; ее записи и выступления становились большими музыкальными событиями.

Алексей Зубов
[1362] Внимать и слышать
04.07.2006
[Рисунок: Юрий Темирканов (belcanto.ru)] Сегодня вечером финальным концертом фестиваля "Музыкальная коллекция" закрылся очередной сезон Санкт-Петербургской Филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Лишний билетик спрашивали уже у выхода из метро: Заслуженным коллективом дирижировал Юрий Хатуевич Темирканов.

Русское искусство последних лет с сожалением вступило в эпоху дирижерского безвременья. Отечественные сегодняшнего дня неизвестны подвигами в искусстве, оркестровые коллективы устали от рутины и штампа симфонических гуру толка Марка Борисовича Горенштейна. Юрий Темирканов - сокровище петербургской публики. Он являет собой эталон уходящей эпохи, когда благородство и глубина являлись основополагающими понятиями для любого художника. Каждый из концертов под управлением маэстро, становясь событием прежде всего артистическим, выполняет важнейшую функцию, о которой порой забывают современные художники: устанавливать идеал чести и чистоты бытия в искусстве.

Бытие в искусстве, его созидание из десятилетия в десятилетие - это о Темирканове. Первые выступления мастера на симфонической эстраде, театральный дебют - памятная "Травиата" и оперные премьеры в Кировском театре - все это понадобилось, чтобы прийти к лучшим шедеврам зрелого Темирканова. К ним безусловно относятся упоительно-театральные балеты Стравинского, Малеровские симфонии - можно ли забыть trio похоронного марша Первой под руками Темирканова? или умирающее в еле слышной тишине pizzicato последних тактов "Петрушки"?

Начало XXI века, 2006 год. Время пафосного глянца и торжествующего гламура пошлости, эпоха "аффтаров" и китча. Темирканов дирижирует "Весной священной" Стравинского: броско и неуклонно яростно, словно сопротивляясь общей "уравниловке" оркестрового лоска, прилизанному эстетству современных "мировых стандартов" симфонического tutti. Темирканов дирижирует "Светлым праздником": без экстатического камлания язычника Гергиева (Москва, Пасхальный фестиваль, апрель с.г.), но с удивительной внутренней строгостью чистоты, коннектирующей с духовным камертоном партитуры Римского-Корсакова. И, пожалуй, самое удивительное во вчерашнем концерте: симфоническая сюита из "Сказки о царе Салтане" - к несчастью, заменившая в последний момент сюиту к "Золотому петушку" - как хотелось бы услышать у Темирканова именно позднего Римского, с полистилистикой его аллюзий и цитат! Отказываясь от "игрушечного" звучания партитуры, столь часто являемой нам с концертных подмостков, Темирканов придает партитуре мощь и значительность, свойственную жанру симфоническому высказывания.

В новом сезоне, когда филармония на короткое время лишается своего дома и переезжает в здание Академической капеллы, нам еще не раз представится возможность слушать маэстро в концертах. Поздний Темирканов - это наслаждение слышать и счастье внимать.
Дмитрий Ренанский



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

В избранное