Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости академической музыки

  Все выпуски  

Новости академической музыки


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости академической музыки (http://news.oboe.ru)
Выпуск #52 | Тираж 451 экз.


НОВОСТИ с 09.08.2004 по 26.09.04 (16)

Песчаные узоры у него под ногами были похожи на гребни разом застывших волн. Будь это звуковые волны, какая бы здесь звучала сейчас мелодия? Если зажать нос щипцами для угля, забить уши сгустками крови, выбить молотком зуб за зубом, то тогда и человек смог бы, наверное, напеть ее. Но это слишком жестоко, да и все равно музыка будет не та... Вдруг ему показалось, что его глаза, подобно птицам, взвились высоко в небо и оттуда внимательно смотрят на него. И не кто иной, как он сам, думающий о странности всего происходящего, ведет очень странную жизнь.
Кобо Абэ
"Женщина в песках" (1962)
СОДЕРЖАНИЕ:
[855] Архив газетных публикаций о музыкальных событиях
[854] Андрей Рубцов за дирижерским пультом РНО
[853] Будущее Большого Театра глазами Ратманского
[852] Легендарный Ван Клиберн в Москве
[851] 7-й фестиваль EarlyMusic
[850] Новый архив классической музыки в Рунете
[849] Фестиваль искусств 'Балтийские сезоны' продолжается
[848] Годовщина форума Ru-Classic
[847] Концерт в МЗК, посвященный 92-летию Джона Кейджа
[846] Сообщение администрации - мы заработали опять
[845] VI Международный музыкальный фестиваль 'Душа Японии'. Анонс
[844] Большие гастроли Большого в самой западной точке страны
[843] Обертоны с Борисом Лифановским
[842] В Москве появилась музыкальная школа им. Гайдна
[841] 65 лет со дня рождения Валерия Гаврилина
[840] Бёртуисл о Фелдмане и о себе
[855] Архив газетных публикаций о музыкальных событиях
25.09.2004
Я совершенно случайно нашел большой архив газетных публикаций о музыкальных событиях. Он существует уже довольно давно, и, насколько я понимаю, его архивист по имени Сергей и нику Quark, собирает практически все статьи по этой теме из российских Интернет-изданий, таких как КоммерсантЪ, газета "Культура", Известия.ру, gzt.ru и других. А расположен этот архив в довольно неожиданном месте - на одной из страниц форума на сайте Мариинского театра. Архив ведется по всем правилам: с нумерацией единиц хранения, спецификацией документа и т.п. Вот, например, отзыв Варвары-Ъ Туровой о недавно прошедшем концерте Вана Клиберна:

"...Во втором отделении пианист играл Концерт Чайковского, концерт, принесший ему славу и любовь, концерт, который он когда-то играл, быть может, лучше всех на земном шаре. Было страшно - сможет ли? Сыграет ли он главную музыку своей жизни так, чтобы не перечеркнуть легенды о том, как он играл ее раньше? И с первых же аккордов стало легче - опасения напрасны. Он играл замечательно: вдохновенно, высоко, сильно, каким-то невероятно старомодным, а потому фантастически притягательным звуком. Пафос Концерта Чайковского, за который многие и не любят эту самую популярную из классических музыку, он передавал настолько искренне, что в это невозможно было не верить..."

Ну что ж, если теперь мне будет трудновато "придумать" очередную новость на этой ленте, я знаю, куда обратиться :D
Алексей Зубов
[854] Андрей Рубцов за дирижерским пультом РНО
23.09.2004
[Рисунок: Андрей Рубцов] Очень приятные вести с берегов Волги, по которой проходит очередной тур Российского национального оркестра:

"...Меломаны помнят цикл баховских концертов, представленный полгода назад Андреем Гавриловым. В интервью ГАЗЕТЕ пианист говорил о том, что в случае с Бахом "нельзя выехать на энтузиазме, рванув тельняшку на груди", но на сцене он продемонстрировал как раз стремление "взять Баха нахрапом". Михаил Плетнев показал, что музыке Баха едва ли адекватен подобный подход. Во время игры пианиста вспоминалась молчалинская формула "умеренность и аккуратность", и лишь при более пристальном взгляде, при более серьезной попытке вслушаться становилось ясно, какое вдохновение и какой труд стоят за этой аккуратностью. Иной раз Михаил Васильевич, казалось, был готов забыть об оркестре, однако это было лишь иллюзией - фортепиано и аккомпанемент до такой степени чувствовали друг друга, что звучали как один инструмент. В прошлом сезоне Плетнев исполнял концерт Моцарта, дирижируя оркестром из-за фортепиано; на сей раз за пульт встал гобоист РНО Андрей Рубцов. В составе духового квинтета РНО сегодня в Казани он представит "Три настроения" собственного сочинения."

Это из репортажа Ильи Овчинникова на gzt.ru. Илья Овчинников, весьма известный музыкальный обозреватель, уже далеко не в первый раз отправляется вместе с РНО в Волжский тур.

Андрей, прими поздравления!!! Надеюсь, исполнение баховских концертов, равно как и твоих "Трех настроений", прошло действительно весьма успешно, и никто не подкачал :).

Ссылка по теме:
rubtsov.oboe.ru - Андрей Рубцов: гобоист и композитор (и дирижер). Кроме всего прочего, желающие могут послушать там "Три настроения" для духового квинтета. Это уже, можно сказать, давнее сочинение Андрея Рубцова (оно было написано в 2002 году), но весьма и весьма примечательное, с большим успехом исполнявшееся в разных странах мира.
Алексей Зубов
[853] Будущее Большого Театра глазами Ратманского
22.09.2004
"Независимая газета" публикует интервью с художественным руководителем балета ГАБТ Алексеем Ратманским:

"...Судя по словам худрука, балет Большого театра больше не хочет ждать милостей от зрительских вкусов и пристрастий, а активно вести публику за собой..."
Алексей Зубов
[852] Легендарный Ван Клиберн в Москве
21.09.2004
[Рисунок: Ван Клиберн (cliburn.org)] Сегодня в Большом зале Московской консерватории выступит легендарный американский пианист Ван Клиберн. Первоначально планировалось, что его выступление будет связано с вручением ему Ордена Дружбы (за заслуги и в связи с 70-летием, которое Ван Клиберн отпраздновал два месяца назад), но получилось так, что его концерт окажется посвященным памяти жертв терактов в России.

«Я счастлив, что вы приняли мою дружбу» - репортаж газеты.ру о визите Вана Клиберна.

Забавная деталь. Несколько лет назад, во время предыдущего приезда Вана Клиберна в Россию, газеты было переименовали его в Вэна Клайберна - такая транскрипция лучше соответствует английскому произношению его имени. Однако пианист довольно ясно дал понять, что такая транскрипция его не устраивает - в России его имя должно звучать именно Ван Клиберн - Ван Клиберн или просто американский "Ванюша", покоривший СССР в 1958 году.

Программа сегодняшнего концерта.
Брамс. Каприччио №3 соль-минор, интермеццо №6 ми-бемоль минор.
Шопен. Баллада фа-минор, соната №2 си-бемоль минор.
Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром (вместе с Академическим оркестром МГАФ, дирижер – К.Орбелян)
Алексей Зубов
[851] 7-й фестиваль EarlyMusic
20.09.2004
Вчера концертом в Санкт-Петербурге открылся 7-й международный фестиваль EarlyMusic. Он продлится до 3 октября: концерты фестиваля пройдут в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (под эгидой фестиваля также прошел концерт летом в Самаре). Сегодня в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся первый московский концерт Фестиваля: главным номером программы была "Stabat Mater" Перголези; солировать должны были знаменитые сопрано Эмма Кёркби и контратенор Майкл Чанс, но Э.Кёркби не смогла приехать, и вместо нее довольно успешно выступила певица из Нижнего Новгорода Наталья Косолапова.

Кроме М.Чанса, в концертах фестиваля выступят такие звезды и корифеи исторически информированной ("аутентичной") исполнительской практики как Густав Леонхардт (клавесин, клавикорд), Паоло Пандольфо (виола да гамба), ансамбли "Alla Francesca", "The Flanders Recorder Quartet" и другие. С нашей стороны гостей традиционно встречают петербургский "Оркестр Екатерины Великой" и скрипач Андрей Решетин.

Подробности - на сайте EarlyMusic.ru. К сожалению, программа концертов на этом сайте не изменялась, кажется, с июня (до сих пор там указано "программа уточняется"). По моим сведениям, нижегородская программа фестиваля такова (все концерты состоятся в Старом актовом зале ННГУ им. Лобачевского):

23 сентября
Хилле Перл (виола да гамба) и Ли Сантана (лютня) - Шенк и Сигизмондо Вайс

24 сентября
Пол О’Детт (лютня, США) и Эллен Харгис (сопрано, США) - Английские и итальянские песни XVII-го века

25 сентября.
День (14:00). Ансамбль "Artis", художественный руководитель София Пропищан - Музыка симбирских усадеб
Вечер. Паоло Пандольфо и Гвидо Балестраччи (виолы да гамба, Италия) - Le Celesti Armonie: музыка для двух виол

26 сентября
День (14:00). Юрий Зюзин (гитара), Ольга Островская (спинет), Наталья Косолапова (сопрано) - Дуэты галантного века
Вечер. Ансамбль «The Flanders Recorder Quartet» (блокфлейты, Бельгия) - Органные произведения И.С.Баха в переложении для квартета блокфлейт
Алексей Зубов
[850] Новый архив классической музыки в Рунете
19.09.2004
classicmusicon.narod.ru - новый архив классической музыки в Рунете. По сообщению автора, он работает всего месяц, но постоянно обновляется. Кроме уже немаленькой коллекции MP3 и нот, на сайте имеется весьма большая подборка биографий композиторов, словарь терминов и другое. Текущий рейтинг на сайте открывают И.С.Бах, Л. ван Бетховен и И.Брамс. Ну что ж, если этот сайт и дальше будет расти такими же темпами, то он в обозримое время может превратиться в весьма внушительный ресурс. Поживем-увидим, как говорится.
Алексей Зубов
[849] Фестиваль искусств 'Балтийские сезоны' продолжается
17.09.2004
[Рисунок: Балтийские сезоны - официальный сайт] В Калининграде продолжается оперно-музыкальная часть фестиваля искусств «Балтийские сезоны», посвященного 60-летию образования Калининградской области и 750-летию города Калининграда.

23 и 24 сентября 2004 года Балет на музыку «Серенады для струнного оркестра» П.Чайковского и «Ballet imperial» на музыку концерта № 2 для фортепиано с оркестром П.Чайковского в хореографии Дж.Баланчина исполнят балетная труппа Пермского академического театра оперы и балета и Государственный академический симфонический оркестр России. Дирижер – народный артист Республики Башкортостан Валерий Платонов. Солист – победитель XI Международного конкурса имени Чайковского Денис Мацуев (фортепиано).

25 сентября Государственный академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Марка Горенштейна исполнит Симфонию № 2 и Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С.Рахманинова. Солист – победитель XI Международного конкурса имени Чайковского Денис Мацуев (фортепиано).

26 сентября в Органном зале Светлогорска Денис даст сольный бесплатный концерт для учащихся музыкальных школ, а после него – мастер-класс для юных музыкантов.

Специально для выступлений Дениса Мацуева на фестивале «Балтийские сезоны» фирма «Ямаха», лицом которой он является, за свой счет специальным транспортом доставляет рояль «Ямаха» оценочной стоимостью 50 000 долларов США в Калининград, с ним приезжают специалисты по его транспортировке и настройщик (настройщик, кстати, работал еще с Рихтером).

26 и 28 сентября Московский музыкальный театр «Геликон-Опера» представит оперу «Евгений Онегин» П.Чайковского. Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Дмитрий Бертман.

Оперно-музыкальную часть фестиваля 17 и 18 августа открывал Юрий Темирканов и академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д.Д.Шостаковича. 28 и 29 сентября состоялись выступления солистов оперы и балета, хора и оркестра Государственного академического Большого театра России.

Официальный сайт фестиваля: www.baltseasons.ru

(По сообщению для СМИ пресс-агенства Фестиваля от 16 сентября 2004 г.).
Алексей Зубов
[848] Годовщина форума Ru-Classic
16.09.2004
Итак, уже не в первый раз, вскоре после отмечания годовщины Дж. Кейджа, мы должны сообщить о годовщине e-mail-форума Ru-Classic. Сегодня, 16 сентября (но, честно говоря, я пишу эту новость на самом деле задним числом) этой конференции исполняется 4 года, таким образом, насколько я понимаю, она становится старейшей в Рунете и продолжительнейшей по существованию из бывших и нынешних. Тем самым она подтверждает свой успех и стабильность.

На нынешний момент там 94 подписчика, всего послано более 12300 сообщений.

Конечно, как и всюду в Интернете, там были "затишья и бури" (по количеству отправляемых сообщений), посылались сообщения более или менее содержательные, более или менее относящиеся к теме академической музыки. Так, например, сентябрь ознаменовался большим потоком писем по теме "Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович". Обсуждение доходило даже до теодицеи.

Если Вы подпишитесь на ru-classic, рекомедую, конечно, настроить Ваш мэйлер так, чтобы все письма, приходящие из ru-classic, автоматически помещались бы у Вас в отдельную папку.
Алексей Зубов
[847] Концерт в МЗК, посвященный 92-летию Джона Кейджа
15.09.2004
[Рисунок: Джон Кейдж (www.john-cage.halberstadt.de)] "В Малом зале консерватории состоялся концерт из неигравшихся в России произведений культового американца Джона Кейджа. Через форму к содержанию еле прорвалась ВАРВАРА Ъ-ТУРОВА.

Концерт в МЗК не случаен: 5 сентября Джону Кейджу исполнилось бы 92 года. Так же, как не случаен и выбор исполнителей – певица и теоретик Светлана Савенко, пианист Михаил Дубов, певица Татьяна Михеева уже давно собаку съели на творчестве одного из самых влиятельных оригиналов XX века. Не хватало лишь гуру всех любителей разнообразных странных музык пианиста Алексея Любимова, который всегда появляется в этой тесной компании кейджелюбов.

Их кумир Джон Кейдж родился в 1912 году в Лос-Анджелесе. Ученик Арнольда Шенберга, он быстро стал не просто известным американским композитором, но настоящим революционером в сфере академической музыки. Хотя то, что всю жизнь писал Джон Кейдж, классикой назвать сложно. В своих произведениях он, к примеру, учитывал текстуру и дефекты бумаги, на которой написан нотный текст; изобретал новые инструменты – ветряное стекло и водный гонг (инструмент, играющий под водой); переложил в звуки карту звездного неба; придумал "звучащую тишину" – знаменитая пьеса "433", состоящая из 4 минут 33 секунд полной тишины, да и вообще издевался над слушателями как только мог.

Позднее творчество автора "4'33" состоит из так называемых числовых композиций. С 1987 года и до самой смерти в 1992-м Джон Кейдж развлекается написанием музыки в "технике временных пределов". Большинство пьес, написанных в эти годы, носит простые числовые названия – "Один", "Два", "Три", "Четыре", причем названия отображают количество исполнителей.

Суть этих произведений заключается в отношениях со временем. По идее экзерсисы с минутами и секундами были свойственны Кейджу всегда, но в последние годы стали самоцелью. В музыке этих лет нет ни ритмических, ни тональных границ. Она ассоциативна и медитативна – но со стальной основой внутри. Вот лишь небольшой пример: Пьеса "Один" для фортепиано соло, сыгранная Михаилом Дубовым. Опус представляет собой диссонантные созвучия, объединенные между собой лишь одним правилом – временным пределом 1 минута 15 секунд. Для тех читателей, которые по странному стечению обстоятельств оказались не музыковедами, поясню: пианист сидит за роялем и нажимает любые клавиши в любом порядке и в любое время, руководствуясь при этом лишь тем, что каждая из десяти частей пьесы не должна быть длиннее 1 минуты 15 секунд. Подобный принцип композитор использовал и в струнном квартете, точно и аккуратно сыгранном Марией Маргориной, Юлией Цовьяновой, Сергеем Полтавским и Владимиром Коденко.

Интереснее было слушать пьесу для двух вокалистов "Литания для кита", исполненную Светланой Савенко и Татьяной Михеевой. Пьеса составлена из диалога между исполнителями, которые обмениваются краткими репликами из пяти нот, соответствующих буквам английского слова "whale" ("кит"). По замыслу автора, который в большей степени выразила Татьяна Михеева, нежели Светлана Савенко, исполнители должны петь ровно, спокойно, без вибрато, не нарушая, таким образом, уравновешенный, спокойный, как водная гладь, характер пьесы.

Чудесным образом, сухие фразы из программки о том, что "модальная техника соединяется с фонетический, в композиции развивается сонористическая мелодия гласных и согласных букв", на практике привели к одному: сами собой возникли перед глазами кадры из National Geografic с океанскими просторами и насвистывающие Кейджа киты. Вот тогда и стало понятно, в чем парадокс и смысл этой музыки.

Говоря откровенно, она невыносимо скучная. Ощущения слушателя при ее звучании или при ее отсутствии могут варьироваться от истерического хохота (что и случилось с одной из моих юных соседок) до погружения в медитацию. Но при этом оторваться от нее невозможно ни на секунду. Потому, что за внешним занудством, пижонством и разнообразными выкрутасами, направленными на причинение исполнителю и публике как можно больших страданий, кроется невероятная трогательность, лиричность и остроумие."


Это была статья под названием "Песни без нот" из недавнего выпуска газеты "Коммерсантъ". Заимствовал я ее на широко известном в академически-музыкальном Рунете форуме "Классика", где ее разместил(а) автор. Заимствовал, конечно, не с намерением дублировать этот форум, но просто потому, что на нашей ленте нельзя было пропустить годовщину со дня рождения Кейджа, тем более, что в Москве прошел концерт, который столь увлекательно описала Варя. (Павел Ступин мог бы предъявить массу замечаний к статье, особенно в части характеристики периодов творчества Кейджа. Но это предположение. Сам я после чтения статей Вари Туровой почти всегда ощущаю себя побывавшим на описываемых ею концертах.)

Как я писал около года назад, творчество Кейджа "до сих пор имеет как горячих поклонников, так и ярых противников, вообще отказывающих его сочинениям в праве именоваться музыкальными композициями". Тем не менее - на мой взгляд - если даже совершенно не интересоваться обширными теоретическими концепциями Кейджа, а обратить внимание лишь на звуковой (или беззвучный, как в 4'33") результат, то можно сделать удивительные открытия. Лично для меня, когда я более или менее познакомился с творчеством Кейджа, одним из таких удивительных открытий была связь между, казалось бы, абсолютно внешними, абсолютно "внемузыкальными", "надуманными" концепциями и тем итогом, которые они могут на самом деле генерировать. Казалось бы, трудно придумать что-то более "антимузыкальное", чем идею "полного молчания" или наоборот, звучания чего угодно - лишь бы на протяжении строго определенного отрезка времени. Тем не менее, эти и им подобные странные и вроде бы "пустые" идеи-придумки являются одновременно и ограничивающими рамками, и именно генератором результата, приносящего интересный опыт и слушания, и исполнения. В общем, как мне кажется, того, кто оставит в стороне возможное первоначальное недоумение от "внешних концептуальных атрибутов" многих сочинений Кейджа, могут ждать интересные и яркие открытия... (По меньшей мере, со мной в свое время было именно так.)

Повторить подобное уже не сможет никто и никогда, ipso facto - в силу самого факта. Говоря о творчестве другого композитора, можно было бы добавить: "нельзя даже приблизиться к подобному", но в применении к Кейджу само слово "приблизиться", если хорошенько вдуматься, просто теряет обычный смысл... независимо от того, нравится это кому-то или нет. Это обстоятельство крайне занятно, на мой взгляд.

Ссылки по теме можно найти в моей уже цитированной - довольно большой, кстати - прошлогодней заметке.

...Между тем вчера прозвучал очередной Обертон Бориса Лифановского. Он прозвучал в спектре актуальной темы об идеях развития академически-музыкального Рунета. Боря, спасибо за позитивную оценку деятельности нашей ленты, а в ближайшее время (постараюсь успеть до того, как прозвучит твой следующий обертон) я напишу тебе здесь "открытое письмо", ибо мысли о FAQ'е (хотя относительно узкотематическом) у меня тоже нашли некоторое воплощение...
Алексей Зубов
[846] Сообщение администрации - мы заработали опять
14.09.2004
Уважаемые читатели ленты новостей! Мы заработали вновь. Да-да, по техническим и организационным причинам домен oboe.ru, к сожалению, не работал целых 10 дней. Уже наступил сентябрь, начался "новый год" (академический во всех смыслах), и мы продолжим наши новости. Возможно, в обозримое время произойдут некоторые качественные изменения, но в любом случае мы постараемся сделать ленту интереснее. Спасибо всем, кто нас читает. В новом (академическом) году мы надеемся на более интенсивный диалог с читателями.
Алексей Зубов
[845] VI Международный музыкальный фестиваль 'Душа Японии'. Анонс
30.08.2004
[Рисунок: Девушка в кимоно (russia-japan.nm.ru)] В сентябре этого года в России пройдет VI музыкальный фестиваль "Душа Японии" (Nihon-no Kokoro). В программе фестиваля, кроме музыки - открытые (и бесплатные) уроки игры на барабанах Тайко, танцев с мечом и самурайских песнопений, японской каллиграфии (сёдо).

Фестиваль откроется 7 сентября в Большом зале Московской консерватории выступлением группы барабанщиков "ОЦУКА ДАЙКО" ("OHTSUKA DAIKO") из г. Тиба, ансамбля "КИНЪЮКАЙ" из г. Хиросима и ансамбля японской музыки "Wa-On" при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Все подробности - на сайте "Окно в Японию".

"...Звучание музыкальных инструментов - бамбуковой флейты сякухати, цитры кото, лютни сямисэна, барабана тайко - это тоже живые голоса мира, природы. И сами инструменты, и все, что с ними связано (происхождение, детали конструкции, исполнительские традиции) множественными нитями сплетено с другими элементами мироздания и несет в себе многомерную символику. Так, среди исполнителей на кото широко бытует легенда о том, что их инструмент - это застывший в оцепенении сна дракон."

Ссылка по теме: Раздел "Культура" на сайте Посольства Японии в РФ.
Алексей Зубов
[844] Большие гастроли Большого в самой западной точке страны
26.08.2004
28 и 29 августа 2004 года в рамках фестиваля искусств «Балтийские сезоны» в Калининграде выступает Государственный академический Большой театр России.

28 августа оркестр Большого театра под руководством главного дирижера – музыкального руководителя ГАБТа Александра Ведерникова, солисты Светлана Белоконь (меццо-сопрано) и Юрий Нечаев (баритон) и хор исполнят «Картинки с выставки» М.Мусоргского и кантаты «Москва» и «1812 год» П.Чайковского.

В программе концерта артистов и балета Большого театра 29 августа – «Балетный дивертисмент» и «Шопениана». Солируют звезды Большого Анна Антоничева, Светлана Гнедова, Анастасия Горячева, Светлана Захарова, Анна Леонова, Ирина Серенкова, Ольга Стеблецова, Ксения Царева, Екатерина Шипулина, Дмитрий Белоголовцев, Андрей Болотин, Морихиро Ивата, Владимир Непорожний, Александр Петухов, Геннадий Янин. Дирижер Павел Клиничев.

Духовой оркестр Государственного академического Большого театра России (дирижер Владимир Андропов) даст два концерта. Один из них – под открытым небом, на Площади Балтийской Славы в городе. Солисты – Ирина Рубцова (сопрано), Ирина Самойлова (сопрано), Екатерина Головлева (меццо-сопрано), Роман Муравицкий (тенор), Максим Пастер (тенор), Сергей Гайдей (тенор), Юрий Веденеев (баритон), Павел Черных (баритон).

Всего в Калининград несколькими рейсами прилетают более 110 артистов Большого театра.

По словам генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова, «Большой театр был и остается главным театром страны. Поэтому одна из его главных задач – доступность спектаклей: и исторических постановок, и выпущенных в последние годы, для любого гражданина нашей страны. Поэтому в последнее время Большой театр сократил количество зарубежных гастролей и начал активно работать над программой гастролей по России. Мы уже выступали в Псковской области, в ближайшие месяцы наш оркестр выступит в Твери. В 2006 году начнется колоссальный гастрольный тур по городам России – от Дальнего Востока до Урала. Гастролей такого масштаба в России уже не было очень давно. Нам особенно приятно впервые оказаться в самой западной точке нашей страны и в рамках фестиваля "Балтийские сезоны" познакомить любителей музыкального театра Калининградской области с великим искусством Большого театра.

Наши артисты всегда с большим удовольствием выступают перед российскими зрителями, ведь нигде в мире их не принимают так тепло и сердечно, как в русских городах».

Полную информацию о Фестивале, его программе, участниках и организаторах можно получить: www.baltseasons.ru.


(По сообщению пресс-агенства Фестиваля для СМИ.)
Алексей Зубов
[843] Обертоны с Борисом Лифановским
25.08.2004
[Рисунок: Борис Лифановский aka Drozd (ezhe.ru)] Классик российского академически-музыкального Интернета Борис Лифановский недавно стал автором новой еженедельной колонки в "Информационном буме" на ЕЖЕ.ру. Колонка называется "Обертоны по вторникам" (у Гидона Кремера были просто Обертоны).

В Прологе Борис пишет:
"Люди имеют право узнать о той гармонии и той красоте, которые заключены во множестве великих музыкальных произведений. Музыка, если, конечно, это Настоящая Музыка, может не только ласкать слух, но и проникать в душу, к сердцу, затрагивать, а возможно и заново открывать все лучшее, что есть в каждом человеке...

[...] в этой колонке я планирую говорить исключительно о тех вещах, которые волнуют или интересуют меня самого, не стремясь заигрывать с читателем. [...] я уверен, что читатель, потенциально интересующийся академической музыкой, вполне будет способен как понять ход моей мысли, так и разделить со мной радость или возмущение по поводу тех или иных событий, происходящих в музыке сегодня. Ну, а если читатель почувствует, что ему требуются дополнительные источники информации, будь то компакт-диск или книжка, временно выключит компьютер и отправится в книжный или музыкальный магазин — я буду считать свою задачу выполненной полностью."


Особенностью колонки, кроме всего прочего, будет "музыкальное приложение": "...каждый вторник, при желании, можно будет скачать отсюда какую-нибудь хорошую музыку. Иногда она будет иметь отношение к теме колонки, иногда — ассоциироваться с какими-либо событиями реальной жизни, а иногда это будет просто хорошая музыка, на которую мне хотелось бы обратить внимание читателей..."

Борис наверняка известен подавляющему большинству "жителей Рунета", интересующихся академической музыкой, и поэтому не нуждается в специальном представлении. Колонка обещает быть интересной - в общем, читайте сами. Первый вторник (после пролога) посвящен записи "Шехеразады" Н. Римского-Корсакова в исполнении оркестра Мариинского театра.
Алексей Зубов
[842] В Москве появилась музыкальная школа им. Гайдна
23.08.2004
По сообщению "Московского комсомольца",

"Имя великого австрийского композитора будет носить отныне одна из лучших столичных музыкальных школ. Вчера по решению правительства Москвы детской музыкальной школе №85, что в Новокосине, присвоено имя Йозефа Гайдна.

Как сообщили “МК” в школе, в настоящее время здесь обучаются 750 детей. Присвоение имени основоположника венского классицизма учебному заведению совпало с юбилейными торжествами — в следующем году школе исполняется 60 лет. Выбор же в пользу знаменитого музыканта был сделан по двум причинам: его произведения наиболее часто исполняются воспитанниками школы, а имя до сих пор не использовано другими “музыкалками”."
Алексей Зубов
[841] 65 лет со дня рождения Валерия Гаврилина
17.08.2004
[Рисунок: Валерий Гаврилин (www.sovross.ru)] Сегодня исполняется 65 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Валерия Гаврилина (1939-1999). "...Широкая публика знала его как автора популярного балета "Анюта". Любители хоровой музыки -- как создателя драматичной и изобретательной хоровой симфонии "Перезвоны". Ценителям тонкостей камерного вокального письма были дороже всего Немецкие и Русские тетради: мало кто из авторов нашего века владел столь естественной и своеобразной интонацией. Многие называли имя Гаврилина обычно сразу вслед за именем Георгия Свиридова -- хотя их музыка похожа лишь внешне: Гаврилин был не столь строг и скуп на выразительные средства. Патриоты настаивали на том, что Гаврилин -- композитор прежде всего истинно русский, ставили в один ряд с театром Дорониной и литературой Распутина; а если уж он удостаивал своим посещением публичные акции газеты "Завтра", то это подавалось как событие. Люди, настроенные менее радикально, Гаврилина ценили тоже: ведь он работал в эпоху, героями которой были авангардисты и западники, и композиторам, не стремившимся связывать свое творчество с новациями языка, было крайне трудно состояться достойно индивидуальными художниками. А Гаврилину это удалось." - писал в "Известиях" П.Поспелов на следующий день после смерти композитора.

Вот опубликованная в феврале этого года большая статья в "Советской России", в которой приводятся выдержки из дневника Гаврилина, например:
"Человек, говорящий правду, умирает не от болезни."
"Авангардисты — смотря впереди кого и чего. Возможно, что с ними хорошо есть г..."
"Неповторимый значит смертный. Хочу повторяться и быть бессмертным. Хочу повторять любимое и обессмертить его. Это мое кредо."
"В музыке, как и в жизни, нужны для приятного, вежливого общения, нужны хорошие интересные рассказчики, пересказчики. Без мировых открытий. Просто открытия мира."
"Человека воспитывает не искусство, а только другой человек"
"Если художник тянется к свету — время его не согнет"
"Чтобы сесть на коня, достаточно иметь задницу. А чтобы на нем удержаться — надо иметь еще и голову."
"Творчество — одно из самых необходимых условий жизни современного человека. В какой бы малой дозе оно ни присутствовало в личности, оно делает ее живой. Без моментов творчества организм расстраивается, как без витамина."


Еще ссылки по теме:
- одно из последних интервью В. Гаврилина
- Памяти Валерия Гаврилина ("Невское время")
А вот здесь упомянуто следующее полулегендарное обстоятельство: "Музыка Валерия Гаврилина и стихи Николая Рубцова давно уже связаны невидимой нитью. Говорят, композитор всю жизнь мечтал передать в музыке то, что Рубцов запечатлел словом. И этот порыв остался в истории настоящей драмой.

Валерий Александрович все-таки написал потрясающий по красоте «Рубцовский вальс» и сыграл его близким. Но на их просьбу записать музыку ответил, что она еще недоработана. А через несколько дней композитор скончался, так и не оставив ноты своей, возможно, главной мелодии жизни."
Алексей Зубов
[840] Бёртуисл о Фелдмане и о себе
09.08.2004
[Рисунок: Мортон Фелдман (фото: zeitgenoessische-oper.de)] Как выясняется из публикации в шотландском "Scotsman" (S. Jones, "Brothers in musical arms"), приуроченной к концертам грядущего Эдинбургского фестиваля, Харрисона Бёртуисла и Мортона Фелдмана (кстати, видимо, более корректно будет "Гаррисон Бертвистл" и "Мортон Фельдман" соответственно, однако пусть будет так как есть) долгое время связывали теплые дружеские отношения, о которых в этой статье словами самого Бёртуисла и говорится, и некоторый скептицизм Бёртуисла в отношении "позднего" Фелдмана эту теплоту не умаляет. В статье приводится небольшой и в то же время красноречивый эпизод:

Когда в прошлом году садовник Бёртуисла попросил того дать ему что-нибудь послушать, то композитор "проинструктировал" его слушать одно и то же сочинение продолжительностью около тридцати минут в два подхода: по одному каждый день. "Сегодня люди не знают, каким образом слушать музыку", - говорит Бёртуисл. "Когда вы ее слушаете - вы обязательно чего-то ждете. Музыка слушается через память. Невозможно просто "возвращаться" в мою музыку так же, как это можно при прослушивании сочинений Мортона".

Что касается Эдинбургского фестиваля, то там запланирована очередная в этом году мировая премьера сочинения Бёртуисла: в этот раз "Night’s Black Bird"; а также исполнение продолжительного второго струнного квартета Фелдмана (будет играть "The Auryn Quartet").
Павел Ступин



"Новости академической музыки" через RSS: http://news.oboe.ru/rss/
Для пользователей LiveJournal: http://www.livejournal.com/users/news_oboe_ru/


Добавления? Исправления? Новость? Новая ссылка? Обновление? Сообщите нам обо всем этом, заполнив ФОРМУ, и мы с радостью разместим Вашу информацию на нашей ленте.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.news.classic
Отписаться

В избранное