Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

"Новинки блюза" - Ronnie Earl & Broadcasters «Just for Today» 2013

 При звуках гитары Ёла – изумительно чистого звука «стратокастера», каждая нота которого есть сама музыка – я вспоминаю реплику Би Би Кинга. Она простая и удивительно исчерпывающая: «Блюз играть несложно. Любой это сможет. Вопрос в другом: будут ли это слушать люди?» Ронни не сделал на новом диске ровным счетом ничего нового – он просто вышел к публике, зажмурив глаза, играл свои блюзы. Не уверен, что он использует какие-то гитарные «примочки», наверно, да -пусть об этом судят гитаристы. Мне же симпатичней мысль, что Рон не прибегает ни к каким техническим ухищрениям для достижения такого уровня выразительности.

     Альбом я прослушал не отрываясь. Его невозможно объяснить, трактовать или комментировать. Ронни Ёл – абсолютный гений блюзовой гитары, ничем не уступающий Клэптону или Рори Гэллахеру. Просто он находится за пределами шоу-бизнеса, не участвует в нём. Несколько десятилетий Ёл играет одни и те же ноты, вкладывая в них каждый раз новую свежесть, новый смысл. По традиции включил пару гостевых треков, они вполне симпатичные, особенно – с какой-то не известной мне певицей. Звук навевает воспоминания о его дисках первой половины 90-х годов. Собственно говоря, это лучшая из рекомендаций, с одной поправкой – записанная вживую, гитара Ёла звучит выразительнее. (ОМ).

 

"Чарты" - Ana Popovic «Can You Stand The Heat» 2013

 Ана совершила существенную подвижку в стилистике, и поэтому на начало мая она в blues albums журнала «Биллборд» (блюзовый хит-парад США). Сейчас многим музыкантам-почвенникам не дают покоя лавры Джеймса Брауна, их воображение беспокоит фанк-музыка конца 70-х. Вероятно, следует говорить о поветрии. В новом диске Попович чувствуются ветры, поднятые модой. Много фанк-грува, меди. Ана хочет больше сложности, что естественно для прогрессирующего в потоке «аmericana» артиста.

     В Штатах диск нацелен на успех, и он, как видите, получил. Однако для русских Попович останется самой одаренной слингершей 21 века (при всем уважении к Сюзан Тедески и Джоан Шоу Тэйлор). Попович – превосходная мастерица «чистого» гитарного блюза. К моему разочарованию, она сделала шаг чуть в сторону. Это не побег, конечно, но лучше бы её обратно… В альбоме есть четыре славные прямолинейные вещи в духе «традиционная Попович». В том числе дуэт в Лаки Петерсоном («Жаркая летняя ночь»), а также славный инструментальный шаффл. Исключительно хороша черная ритм-секция, заряженная на соул-фанк, вполне терпим попсовый номер – дуэт с Томми Симпсом. И все-таки прошлые альбомы ясней и симпатичней, в них есть непосредственность, жесткость. Куда бы в Америке ни влекли нашу девушку-славянку тренды, в итоге вынесет её опять к блюзу – к гадалке не ходи. (ОТ).

 

"Рекомендуем" - Bobby Rush «Down in Louisiana» 2013

 Дело вкуса, конечно, к тому же мы имеем на руках уже два альбома Джо Бонамассы, однако вопрос лучшего релиза в блюзе к маю месяцу для меня закрыт. Этот диск перед вами. Возможно, со мной не согласятся поклонники блюзового гитаризма и эффектных выходов под сводами оперного театра, однако Бобби Раш предъявил не бьющий на внешние эффекты и вместе с тем состоящий из сплошного золота музыкальный самородок. Полный движения, фантазии и лукавства диск, безусловно, произведение ритм-блюзового искусства. Полифония ритмов, многослойная, разноголосая фактура звука. Что за прелесть эта подвижная, словно на шарнирах, ритм-блюзовая субстанция! Тебя не ошарашивают с первых аккордов, словно обухом по голове, а без напора, с улыбочкой хитрющего чеширского кота втягивают в паутину грува.

     На обложке – расслабленно развалившийся в кресле, бренчащий на гитаре мистер Раш. Все очень просто? Очень даже не просто! Будь я проклят, если на пластинке вы отыщете хотя бы одну вялую ноту. Подразнив слушателя во вступительном треке, завладев вашим вниманием, Отис Раш берется за грув всерьез в следующем номере. Даже на первый взгляд безобидное произведение «I Ain't the One»вовлекает в игру так, что вы уже не замечаете, что кровь стучит в ритм песне, особенно если та чуть выше средней громкости.

     77-летний Раш – бог луизианских ритмических трюков. Ловко, однако, блудливые и приставучие ритмы плетут свою интригу на фоне его все напирающего и крепнущего голоса. Случается, Бобби отбрасывает луизианские штучки, его прорывает, и тут он уже жжет так, словно ему только что перевалило за 20. Его прет в моторном шаффле или в привычном для тех топких мест фанке. Заметьте, как точна при этом и аккуратна его гармоника. Мужик источает мощь и красоту, хотя под ногами «Down in Louisiana» почва ходит ходуном – в Луизиане, поверьте мне, жарко, зыбко и красиво. Так же, как и в этой пластинке. (ИП для BN).

 

* * * 


В избранное