Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * * 

"Тема" - Mark Knopfler-музыкальный налётчик с блюзовыми наклоностями

Ольга Тан: Двойной альбом Марка «Рrivateering» (2012) разложили уже по косточкам – 2 месяца как вышел. Немало упёртых поклонников Dire Straits считают его, судя по откликам в Сети, скучным. Ну, что же, такова банальная традиция: если не в духе рока Dire Straits, если камерно, значит, скучно. Не наше, не блюзовое дело лезть в их вялую дискуссию, однако по поводу «Рrivateering» всё же не промолчу. Во-первых, из сольников Марка он, на мой вкус, самый симпатичный и трогательный. Во-вторых, из 20-ти треков, девять – блюзы. Причем, для придания им абсолютной блюзовой достоверности (что б уж не спутали) Нопфлер посадил в них играть Кима Уилсона. Возможно, я не права (поправьте), по получается, Марк сделал (почти) полновесный блюзовый проект. Так сказать, в теле другого релиза!

     Пока клубная сцена Британии пыжится породить тень SRV или хотя бы Ану Попович, является их земляк в «Don't Forget Your Hat», легко водит слайдом и гудит себе под нос словно Сэм «Молния» Хопкинс. Или играючи «забивает Мике баки» в «Bluebird», причём в роли пресловутого Мики слышится Тони Джо Вайт и Чарли Мазелвайт, понемножку от каждого. Концовка альбома – сочный бритблюзок «Today Is Okay» и кантри-блюз «After The Beanstalk» в духе «Мокрых задниц» их кинофильма «О, где же ты, брат?». Вот он реальный брит-блюз 21-го века. В целом про диск советую почитать здесь.

     «Рrivateering» – исключительно хорош по нескольким причинам. Само собой, блюзы. Кроме того, он обогащает наш лексикон. Рrivateering, согласно Большой сов. Энциклопедии, это каперство, т. е. осуществление военных действий на море частновладельческими судами, получившими от государства специальное разрешение — каперское свидетельство на захват и уничтожение неприятельских судов, а также судов нейтральных стран (пардон за длинную цитату). Из серии «Какими методами Британия не брезговала для установления господства на море в 17-18 веках». Странно, но Нопфлер, выпустив свой единственный двойник, не особенно участвует в его раскрутке – это лишне, вероятно. В единственном интервью лондонской "Standard" он с улыбкой открестился от темы насилия: «Да, что вы! Никакого грабежа и смертоубийства! За названием стоит моя вечная тяга кочевать в компании ребят-музыкантов, выступать, где только позволят обстоятельства».

     И наконец, потрафивший моему женскому самолюбия пассаж из NME: «Рrivateering» -самый мягкий и изысканный диск Марка, 7-й сольник. Хотя время от времени в его плавное течение и врывается то грубоватый блюз, то рок-песня. Музыку Нопфлера боготворят миллионы – особенно интеллектуалы, эстеты и леди со вкусом». Рецензенту понравились все три мои характеристики, отдельно – «леди со вкусом». (ОТан).

 

"Классика блюза" - Jeremy Spencer «Bend in the Road» 2012

 Связанное с Peter Green's Fleetwood Mac воспринимается, словно новости из другой вселенной – удаляющейся и уже неизменной. Взять хотя бы нежданно свалившийся по прихоти мистера Спенсера диск с его романтическим, старательным тенорком и «гавайской гитарой». Последний раз он радовал внезапной вылазкой «в мир обычных людей» в 2006, и это был вовсе не беспомощный, рассчитанный на троглодитов любого ретро диск «Precious Little». Предыдущее музыкальное усилие отделяет почти 35 лет, так что не удивителен жадный интерес к «Bend in the Road».

     Общий вывод звучит несколько по-одесски: хорошо, но мало. В том смысле, что среди 14 треков всего 4 своеобразно звучащих блюза – зажигательными их точно не назовёшь. Они обладают филигранной точностью игры, редкой мелодичностью той самой «гавайской» техники, лёгкостью и изяществом. С пением в "Stranger blues" есть проблемы…известной немощи голоса или, лучше сказать, переоценки вокальных возможностей. А легендарный стандарт Отиса Раша "Homework" сложно принять из-за слишком уж вольного обращения с динамикой и мелодией.

     Так что же остаётся в сухом остатке? Пара блюзов плюс десяток славных (не блюзовых) песен и пьес, в духе народных английских песен и кельтских баллад. Отдельным чудом среди которых мне показалась «Афродита». Покинувший в 1971 группу, сделавшую его легендой, Спенсер – остаётся непревзойдённым мастером мелодического слайда, если не классом, то методом построения музыки в чём-то схожий с Сонни Лэндретом.

     Интервью музыканта в связи с диском здесь (АТ).

* * * 


В избранное