Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

"Новинки блюза" - Studebaker John «Old School Rockin’» 2012

 У «гитариста в кепке», Джона Гримальди, ибо таково настоящее имя человека-автомобиля, десятка полтора дисков. И лишь начало его дискографии достаточно бескомпромиссно: заявили, что пришел новый мастер слайд-гитары, вот он себя так и позиционировал практически. Нет, я н имею ничего против Джона-харпера или Джона-певца – в этом качестве Студебекер тоже неплох. На новом диске его гармошка превосходно звучит, а главное – без перехлестов.

     И все-таки я терпеливо ждал, когда же Джон отбросит излишнюю тактичность и сделает диск реального слайд-рока. И вот час пробил в год его 60-летия! 14 треков, недвусмысленно оправдывающих название пластинки, вышедшей на лейбле Delmark, который трудно заподозрить в симпатиях к року. И всё-таки первым дело рок-н-ролл, ну… а мелодии, гармонии, проходы на губной гармошке и тому подобная лирика – потом.

     Возможно, Джон в «Old School Rockin'» не столь свиреп как, например, Эрик Сардинас, не исключено, что кто-то окажется не в восторге от его фальцета… Вкусы разные. Однако диск получился цельный, захватывающий, и, вопреки ожиданиям и даже заголовку, таки преимущественно буги-блюзовым. Таким, каким блюз может быть при оригинальном подходе, при сверхзадаче тряхнуть публику за шиворот.

 

"Рекомендуем" - Bob Margolin & Mike Sponza «Blues Around the World» 2012

 Пять звездочек альбому рука не поднимается настукать по единственной причине: подавляющее большинство произведений пластинки – переписанные наново в 2011 году известные песни Боба. За сыгранные даже с блеском, роскошные песни, по законам игры, высший балл не дают. Действительно, 80% материала взяты с альбомов Марголина, сработанных бывшим гитаристом Мадди Вотерса, в 90-е годы для релизов лейбла «Аллигатор».

     Какое-то время назад Боб играл концерты в Европе с группой блестящего итальянского музыканта, имя которого на обложке рядом с именем Марголина. Выступать им было в кайф. Поэтому когда возникла возможность записать пластинку с этими же вещами в Европе, Боб с радостью согласился. В трек-лист включили также пару произведений Спинозы и нетленку Роберта Джонсона «Напрасная любовь» - замыкающее альбом посвящение под одинокуб гитару трагически ушедшему псу-колли семьи Марголинов.

     В чем соль диска ? Реально сильные вещи Боба получают экстра-адреналин за счет итальянского темперамента, умноженного славянским радушием (диск записывался в Словакии, сводился в Калифорнии).

     Возможно, материал сравнительно с вариантом на «Аллигаторе» чуть подрастерял в фактурности аранжировок, тонкости звука, зато очевидно поднялся на ступеньку выше по эмоциональности – драйва больше. Да и звучит больше в рок-н-ролльном ключе, чем в блюзовом. Сказать по правде, мне такой подход к песням Боба даже более симпатичен, чем его «аллигаторовкие» варианты. Жаль обложка так себе, правда для МП-эпохи оно уже не существенно…

 

"Чарты" - Anthony Gomes ”Up 2 Zero’s” 2012

 Неделя 17-24 марта вышедший 6 марта альбом сразу же попал в чарт БИЛЛБОРДА "Blues Albums"

     Порадуемся за Энтони – немало лет он долбил в одну точку, наконец, достиг успеха. Больше того - удивил. Не запредельным качеством или свежестью подхода – с этим скромно, - а тем, что хит-парад блюза в «Биллборде» не замечал его до сих пор (вероятно, продавался не так бойко). Испытанные, незамысловатые фишки пошли в ход, - и сработало. Сколько бы критики ни писали об 37-летнем Энтони Гомесе как о наследнике Стиви Рэя, Хендрикса, - все это в итоге ля-ля. Послушайте блюз «One Last Time», чтобы убедиться насколько этот симпатичный номер далёк от великого. Сейчас все – наследники, других, чтоб не наследники, нет, в конце концов.

     Гомес держится строгой традиции калифорнийского блюз-рока и много пахал, чтобы вырваться вперёд. Никогда не носил он желтую майку лидера, не ходил в оригиналах, тем более его прорыв в чарт заслуживает респекта. Достижение пика карьеры как-никак. После 5 альбомов и 15 лет трудов. Тут, как и в других отраслях поп-музыки: будь проще, и к тебе потянутся. В 11 треках преимущественно немудреного блюз-рока мило используется гитарная «квакушка» (фишка канадца). Агрессивная, незашумленная, достаточно лаконичная гитара. Прибавьте к этому славный, немного прокопченный голос, плюс хорошо рассчитанный продюсинг звука диска.

     «Darkest Before The Dawn» я точно не одобряю, вместе с тем признаю, что Энтони Гомес не был бы Энтони Гомесом, если бы не вставил в пластинку такой номер. Исходящая патокой баллада в духе какого-нибудь Бон Джови или Рода Стюарта. Немудренная лирика, банальные подпевки из 70-х и – батюшки мои! – даже со скрипками. Лучший трек, по-моему, «Voodoo Moon». Колдовства, в том числе и музыкального, тут немного, проясняется и красная цена Гомесу как гитаристу, зато общее настроение и пение на высоте. До высот Джонни Лэнга или Бонамассы диску далековато, однако с точки зрения ценности и верности традициям он наиболее ценное из созданного Энтони Гомесом.Торжество метода, много взявшего от классического рока 60-70-х. Отчасти дизайн обложки.

 

"Переиздания" - Billy Boy Arnold and Tony McPhee & The Groundhogs «Blue & Lonesome» 2012

Предыдущий раз легендарные треки переиздавались в 2007 году под названием «Dirty Mother». Наш обозреватель А. Таруса писал тогда: пластинка отсылает нас ровно на 30 лет назад. Реальный документ торжества блюза в тревожную и деструктивную эпоху панка. Билли Бой Арнольд, черный харпер и певец, прикатил из своей Америки в Лондон в октябре 1977 года, поскольку на родине музыкальный его «бизнес» был ни живой, ни мертвый. Чувствовалось тогда скверно не только Билли Бою, но и всему блюзу в целом. В Европе тоже был для него не сезон. Однако неутомимый Тони МакФи и его «Сурки» продолжали долбить в одну точку и выступали даже а панк-клубах, делали записи. Так что тем ненастным октябрьским вечером в студии западного Лондона встретились и записали совместный альбом настоящие изгои шоу-бизнеса. Теперь отверженные стали классиками, а нынешние продюсеры подняли архив и предъявили блестящий гибрид «подпольного» английского блюз-рока и чикагского блюза. Диск состоит почти сплошь из давних «хитов» Арнольда, которые в данном изложении «вот им всем!» разошлись по компиляциям и бутлегам, а теперь после долгого забвения изданы целиком и в терпимом качестве. Тони – нервный, резкий, заряженный адреналином; Арнольд – воплощенная традиция, превратившаяся под влиянием англичанина в злое блюзовое веселье. 15 треков acid блюза оставляют смешанное ощущение бодрости и декаданса.

 

* * * 


В избранное