Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева - новые пластинки


* * *

The Blind Boys of Alabama ”Take the High Road” 2011

     Певческий ансамбль, известный сейчас как The Blind Boys Of Alabama был основан четырьмя подростками спецшколы для незрячих и глухих (Talladega Institute for the Dead and Blind) в Алабаме в 1939. Слепые мальчики выросли во взрослую группу, которая за 72 года несколько раз меняла название и, конечно, состав, но выжила вопреки менявшейся моде - выжила, сохраняя верность глубокой традиции деревенского госпела. Из провинциального коллектива «Слепых Мальчиков» превратил в мировые знаменитости Питер Габриэл. Ровно 10 лет назад, в 2001 году он выпустил на своём лейбле «Real World» их альбом «Spirit of the Century», который получил премию ГРЭММИ. Зател они будут брать её ещё четырежды к ряду. Три президента США, включая нынешнего, при вступлении в должность будут просить, чтобы при этом на специальной церемонии для них пели именно The Blind Boys of Alabama.
     3 мая, по выражению журнала БИЛЛБОРД, группа (которую правильнее уже называть проект) осуществила «долго ускользавшую от неё мечту». «Мальчики» выпустили свой первый альбом country-gospel - "Take the High Road" (выйди на главную дорогу).
     
     От оригинального состава (строго говоря, с 1944) сохранился и исполняет роль руководителя и фронтмена единственный - почти 80-летний Jimmy Carter. По его словам, отправной точкой затеи стал его диалог с ветераном кантри музыки Jamey Johnson. Старики вместе спели древний госпел "Down by the Riverside" на вечеринке в честь «Alabama Music Hall of Fame» (в Алабаме свой Зал славы). Джонсон хлопнул Картера по плечу: «Вам нужно сделать диск (кантри) и я буду петь на нём». Так и вышло – он поёт с прославленной группой в песне "Have Thine Own Way" (по-своему). Больше того, Джейми Джонсон стал одним из продюсеров записи. Второй - Chris Goldsmith, который делает диски «Мальчиков», начиная с 2001. Два мультиинструменталиста из города Нэшвилла, «столицы кантри музыки», эксперты стиля, Kevin Grantt и Chad Cromwell (из группы Neil Young) занимались адаптацией стиля Blind Boys к классической музыке country (на альбоме несколько стандартов и оригинальных номеров). Поскольку черным вокалистам предстояло погрузиться в непривычную для них звуковую стихию, Джонсон свозил Картера в Нэшвилл, на свои концерты. Группа Oak Ridge Boys помогла ветеранам госпела записать вступительный трек, давший название альбому. Остальные партнеры по дуэтам пластинки также из высшей лиги «деревенской музыки» - Vince Gill, Willie Nelson, Lee Ann Womack, Hank Williams Jr. В день когда "Take the High Road" появился на прилавках, Blind Boys ринулись в гастрольный тур по раскрутке пластинки. Обычная их норма составляет примерно 150 концертов в год, однако в связи с новым релизом "Мальчики", пожалуй, накинут оборотов.
     Заключительный вопрос: "Take the High Road" в большей степени диск кантри или госпела? Думаю, gospel всё же профилирующий, процентов на 70. Даже если я ошибаюсь, диск исключительно гармоничный. Совершенно равнодушный, чтобы не сказать больше, к country, я слушаю его в машине вторую неделю. «Музыка ковбоев» в изложении черного баптистского секстета доставляет мне, блюз-фану с 35-летним стажем, огромное удовольствие. (АК).

Jimmy Thackery and The Drivers «Feel The Heat» 2011

У 57-летнего Текери масса фанов и автор этих строк тоже когда-то к ним относился. Однако уже несколько лет я перестал остро интересоваться новыми альбомам Джимми – из них ушел кураж. Кроме того, гитарист всерьёз уверовал в то, что он ещё и незаурядный вокалист. Если поточнее, мой интерес к нему стал угасать после диска 2002 года «We Got It», в некоторых сонных треках которого, по-моему, Текери был просто смешон в роли лирического певца. В 21-м веке альбомы этого очень дельного гитариста стали более или менее предсказуемы (3-4 сильные вещи, среди них, как правило, инструментал, пара блюзов и прочий балласт). «Feel The Heat» построен несколько удачнее: живости побольше, удачных авторских номеров тоже. Наиболее бойкие в нём как раз три инструментальные пьесы, заслуживает уважения минорная баллада «Blind Man In The Night» и ярость Джимми в «Take My Blues». Если пропустить при прослушивании «Please Accept My Love», взятую из репертуара Би Би Кинга и спетую здесь барабанщиком, а не Джимми, и заключительный трек, получится совсем недурно. Альбом напомнит лучшие работы мистера Текери на лейбле «Blind Pig Records» в 90-е годы. В довершении всего он удачно использовал свой легко узнаваемый «прокопчённый» баритон – по-прежнему неспешный и вместе с тем не лишенный на этот раз запала. (АТ).

Tab Benoit «Medicine» 2011

С начала мая 2011 года диск в таблице «Биллборда» "Blues albums".

     В определённом смысле прав автор комплиментарной рецензии, написавший «Medicine – лучший диск Бенуа». Обычно такие банальности пишут в рекламах относительно любого вновь прибывшего на рынок продукта. Однако в «Medicine» Бенуа действительно вложил максимум своих достоинств, способностей, которые он развивал и шлифовал 20 с лишним лет. Перефразируя один из самых броских лого рока, скажу: мы получили «максимального Бенуа». Со всей его неистовой энергией, свободой, фантазией, оригинальностью. Градус его манеры, которую я бы назвал acid blues, поднимают не менее горячий гитарист из Орлеана Anders Osborne и знаменитый клавишник Ivan Neville. Отличный скрипач Michael Doucet на нескольких треках. Словно хорошая пьеса, диск, стилистически и динамически петляя, развивается по нарастающей и достигает апогея в финальной джемовой "Mudboat Melissa". 11 треков суммируют карьеру, но, надеюсь, не подводят под ней черту. Тэб может круче? Не сомневайтесь!

Tracy Nelson «Victim of the Blues» 2011

Современный блюз белых бэбибумеров почти всегда интересный. Зрелый материал, без глупых амбиций. В этом смысле «Victim of the Blues» просто превосходная пластинка – полная энергии, достоинства, простая и ясная. В ней нет манерности и поисков оригинальности, свойственных поколению фолк-музыкантов 50-60-х, из которых выделилась наша норвежка. Всегда она считалась неплохой певицей кантри и разнородной продукции с примесью ритм-блюза. У неё сильный, по-европейски выразительный, полный голос. Как раз для «кантри». Но блюзовый материал она не посрамила – мастерство и «корни» не пропьёшь, не вытравишь другими жанрами. Всё 11 треков Трейси работает с искренней отдачей, а в блюзовой балладе «I Know It's a Sin» и в заключительной «Without Love (There Is Nothing)» в стиле «госпел» поднимается на высоту лучших негритянских вокалисток 20-30-х годов, пожалуй, калибра Бесси Смит или Этель Уотерс. Великая Смит приходит на ум не раз, пока крутится «Victim of the Blues». К слову, на альбоме (и, вероятно, в сердце лесбиянки Нельсон) почти не нашлось места женским блюзам, за исключением единственного - «Victim of the Blues» сочинения Ма Рейни.
Авторы песен её диска, в первую очередь, чикагские нергы Otis Spann, Muddy Waters, Willie Dixon, Jimmy Reed, а также Percy Mayfield, Lightning Hopkins, Joe Tex, Howlin' Wolf. Песня последнего "Howlin' for My Baby" в исполнении бледнолицей дамы демонстрирует ограничения таких артистов как Нельсон: не стоит замахиваться на мужские гимны, которые не под силу превзойти ни одной певице, тем более белой. В целом сила диска также и в аранжировках. Хороши беквокалы в стиле госпела с чёрным басом. Здесь же отлично известный в блюзе гитарист Mike Henderson и ещё более прославленный клавишник Jimmy Pugh (группа Роберта Крэя). С чем сравнить? В чем-то с Saffire - The Uppity Blues Women. Однако «Victim of the Blues» сильнее и тоньше большинства их релизов, а Нельсон несоизмеримо выше "дерзких тёток" как вокалистка.
* * *

В избранное