Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева - знакомим с новинками


* * *

Warren Haynes «Man In Motion» 2011

Тут вышло недопонимание, сорри. В предварительном порядке «альбом в стиле соул» в интернете превратился во фразу «альбом каверов песен в стиле соул». "Everyday Will be Like a Holiday" – единственная чужая песня, остальное, 9 треков, плодовитый Хейнз создал сам. Песни Уоррен записывал не с Gov't Mule (Мул отдыхает в буквальном смысле – не выступает, по причине усталости, как объяснил официальную причину его лидер). По сему, Хейнз сменил группу и попробовал себя…да, в общем-то, в привычном амплуа. Это всё тот же старый добрый Хэйнз, только звук он временно сменил на более щадящий и динамичный. Прежнего рока на диске не ищите, за исключением мощной баллады "Hattiesburg Hustle". Тут хорошо спетые «жирненькие» 6-минутные, сделанные вживую в студии вещи, с чудными беквокалами. Реально, словно на концерте. В чём-то здорово перекликается с ритм-блюзом 60-х, с Элбертом Кингом 70-х, в чём-то с «Братьями Оллменами» классического периода (хотя как без этого). По-моему, «брат» никогда так не пел! Супер. То что гитарой он порадовал сердце, и говорить не стоит, а вот саксофонист Ron Holloway в первом треке, "A Frend to You" и «Оn a real lonely night» потряс. (АД).

Big Head Blues Club “100 Years of Robert Johnson” 2011

     Бесполезно подсчитывать музыкантов, исполняющих вещи Джосона. Я сбился и бросил на второй сотне (одно время коллекционировал каверы). Делать трибют, то есть пластинку целиковую из его песен, - совсем другое дело. К ней для начала всплывают вопросы: собираетесь тягаться с Клэптоном? Или с Питеров Грином? Сложно превзойти красоту или напряженность их версий. Второй вопрос: насколько оригинален подход? Наконец, стоит ли вообще тратить время и деньги на Big Head Blues Club? Не лабухи ли они, пытающиеся подзаработать на имени Robert Johnson? Начнем с последнего, то есть с самого простого. Диск, приуроченный к вековому юбилею, к 8 мая 2011, делал серьезный американский квартет Big Head Todd & the Monsters (остаётся гадать, зачем они так озаглавили диск). Они работают в корневом роке четверть века и в разные альбомы включали время от времени блюзы. Репутация солидная - это плюс. Ещё бы один плюс я прибавил диску за дерзость (замахнулись на кого?), третий – за оригинальность подхода. Группа и их компаньоны по проекту не пытались превзойти великих англичан, они решили предложить собственное «прочтение» Джонсона. В нем есть прозрачность звука, доля фанка, известная тонкость. В нём отсутствует жесткость, напряжение, нерв. Стоп, тут начинают скапливаться минусы.

     Вероятно, авторы рассчитывали максимально приблизить свои версии к первоисточнику – к деревенскому блюзу. К такому его состоянию, когда блюз исполняли не на гулянках-вечеринках с пьянством и траханьем, а после, с похмелья. Сидит, дескать, такой «Robert Johnson» где-то у себя там на Юге, мается от жары, мух отгоняет и тянет, не парясь, те же самые блюзы, с которыми надрывался вот только. Теперь тянет л-е-н-и-в-о, без фанатизма. Целый диск в таком духе – многовато будет. Получилось вяло, а не расслабленно. Не выправляет ситуацию ни ритм-секция, ни дельный клавишник, ни гости. Вообще-то лидер группы Todd Park Mohr при обычных обстоятельствах поёт режущим, сильным тенорком, а тут мяукает, словно кот на завалинке, фальцетом. Предположу, что так Тодд тянулся за оригиналом. Однако тут, возможно, вышла промашка. Есть мнение, базирующееся на распространенной практике звукозаписи 20-30-х годов, что песни Джонсона как раз, чтобы придать им больше динамики и драматизма при записи ускорили процентов на 20, недаром же он просто пищит в некоторых эпизодах словно комар. А замедлишь – что я проделал любопытства ради, – нормальный мужик, ничего общего с кастратами позднего средневековья! Короче, вокал здорово подпортил проект, мне так кажется. Приятна версия «Перекрёстка» в исполнении Би Би Кинга. Хотя «король блюза» честно признался в автобиографии, что убиенный в 1938 году «король Дельты» к его идолам не относится, песню он спел весьма мило и перекличка его с голосом Тодда хороша. На гармонике в нескольких треках играет Чарли Мазелвайт, ещё в гостях из приметных фигур почти сверстник Джонсона, 1915 года рождения, David "Honeyboy" Edwards. Ханибой закрывает диск, старчески шамкая и шумно бренча легендарную «Sweet Home Chicago». И, тем не менее, трек вызывает уважение: ради денег, либо ради чего другого в таком возрасте петь блюзы!?

     "100 Years of Robert Johnson" – противоречивый альбом, заслуживающий любопытства. (АД/АК)

The Steve Miller Band «Let Your Hair Down» 2011

      Слушая новый диск Миллера, я вспоминал Би Би Кинга, тот фрагмент мемуаров, где на его концерт явились советские бюрократы из посольства. Не досидев и до середины сета, они ретировались, «видимо решив, что все блюзы на одно лицо» и ничего угрожающего Кинг в Союз не привезёт. Самое смешное, что они в обоих выводах в принципе были правы. Процентов 90 блюзов представляют собой повторение одних и тех же клише, выработанных сто лет назад, впрочем, как и любой «народный шансон» на трёх аккордах. Отобрать из оставшегося меньшинства несколько десятков песен с ярко выраженным, индивидуальным мотивом – не слишком сложная задача. Просто как всё гениальное. 10 песен (есть ещё де-люкс издание с бонус-диском) ни одна из которых не бьёт мимо «десятки» в этом смысле. Превосходные мелодии! Тут уж не решишь «все на одно лицо». Если рецепт так прост, почему в американской поп-музыке 21-ого века до этого додумался (пока) только Миллер? Подождите, дайте срок, увидите: по его стопам пойдут, ещё как пойдут. Особенно после того, как повторный успех Миллера с блюзами, обращенными в блистательную современную попмузыку, повторится. «Let Your Hair Down» стопудово станет бест-селлером и двинется дальше предшественника "Bingo!". Поскольку с точки зрения массового вкуса он круче; пение вокалиста Sonny Charles бесподобно и в чём-то ещё эмоциональней. Хотя диск в целом следует формуле «Бинго!», первые отклики на диск рекомендую его как «сильный гитарный альбом». Спору нет, гитара там отменная. Всё же при всём уважении к Миллеру-гитаристу, хитрая лиса, он придержал свою страсть к гитарной шрапнели на «студийнике» – за ней приходите на концерт, там получите и жесть, и бомбы! Больше того, преувеличением, по-моему, называть «Let Your Hair Down» блюзроком. Такой рок начинается с жесткой гитары и ею в принципе и заканчивается. Здесь гитара остаётся, за редким исключением, изящным элементом аранжировки, ведущий тему голос важнее. Отличительная черта диска - в ансамблевой игре, умудряющейся сочетать прозрачность и упругость, драйв без насилия над слухом. Прибавьте к этому постоянный "double vocal", второй голос-подпевку, фирменную фишку стиля Миллера. Определённо харпер выше любых похвал, и это Нортон Баффало. Проработавший в группе Миллера 30 с лишним лет Баффало умер от рака в конце 2009. Миллер в 2011 году добирает задел ещё 2008-9 года: от сессий "Bingo!", относящимся в той поре, остался изрядный объём материала, возможно, не на один альбом. «Let Your Hair Down» - трибьют нескольким великим блюзам Чикаго и Дельты, которые, попадая в руки бездарям, становится ещё банальней. Умница Миллер «вернул» им свежесть и обнажил красоту, редко доступную изнеженному уху белого обывателя. При этом блюзы не перестали быть самими собой – они звучат на новый лад, для 21-го века. (ОМ/АК).
* * *

В избранное