Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

"Новости блюза" - умерла легендарная фолк-певица Odetta

2 декабря в Нью-Йорке в возрасте 77 лет скончалась Odetta, легендарная фолк-певица. Она попала в больницу три недели назад после обострения кардиологического заболевания. Она известна в Америке с начала 50-х годов – с момента, когда она сделалась одной из ключевых фигур так называемого фолкбума, который был тесно связан с движением за гражданские права негров. В отрочестве необыкновенно одарённая вокалистка получила классическое музыкальное образование, поэтому всё, что она делала в черной музыке носило несколько академический характер: блюз и госпел в исполнении Одетты звучали с очевидным «европейским», филармоническим оттенком. С одной стороны, Одетта всегда являлась частью – и исключительно успешной частью - негритянской культуры, но подлиным афро-американским фольклором её пение считать затруднительно. Трижды артистка выдвигалась на «Грэмми», однако премию так и не получила. Во всех публикациях в связи с её уходом подчёркивается влияние, которое Одетта оказала на гигантов белого фолк-попа – Боба Дилана, Джоан Баэз и проч. Одетта стоит особняком в иконостасе корневой музыки США – как в силу своего исключительного влияния на народную культуру, не в последнюю очередь в качестве символа разрушения сегрегации, так из-за противоречивого отношения к её феномену музыкальной критики.

"Новинки блюза" - Susan Tedeschi “Back To The River” 2008

Вокал Сюзан так же хорош на новом диске, как и на двух предыдущих её студийниках. Он подтверждает, что в современном ритм-блюзе нет сильнее белой певицы, чем Тедески. Видно, что она отчаянно ищет подходящие песни. Поэтому на этот раз пробует писать в соавторстве с разными сочинителями, в разных стилях, круг которых, впрочем, вполне предсказуем – от фанкблюза до «южного рока». Чуть в стороне от этой столбовой дороги - № 7, a la Santana. Нет только обычного блюза, увы. Что уже правило для артистки: второго диска «Just Won't Burn», заявившего о нашей героине как о новой блюзовой силе, ждать, видимо, не стоит – Сюзан переросла столь бесхитростный материал (хотя на концертах охотно зажигает посредством надёжных во все времена шаффлов). Кстати, заключительный номер, её собственный, как бы улыбаясь вдогонку прозвучавшему, свидетельствует: если б ты, милая, села со своим «телекастером» и написала десяток таких же, без всяких помощников-мужиков, - вот и вышло бы, возможно, самое то… (АК).

"Классика блюза" - Sonny Boy Williamson “Down and Out Blues” 1959

Дискография, так же как и толком не описанная до сих пор жизнь «Сынка», - путанный предмет. Хотя при ближайшем рассмотрении выясняется, что добрая доля его песен, начиная с конца 40-х, «кочует» по дальнейшей дискографии – от лейбла к лейблу, из диска в диск. Дебютный альбом Виллиамсона на «Чесс Рекордз» составлен из выпущенных компанией ранее синглов, ряд из которых бесцеремонный Сонни уже использовал – и не единожды «в прошлой жизни», до «Чесс». Каждый из треков вы встретите в разнообразных компиляциях «Чесс». Собственно говоря, это единственный способ издания музыки великого «Сынка»: отдельных лонгплеев, долгоиграющих пластинок, для чего музыкант методично трудится в студии какой-то срок, у него нет. Его формат – «сорокапятка». Я держу в своей коллекции данный диск наравне с дублирующими его сборниками по двум причинам. Во-первых, в качестве бесценного исторического артефакта, одного из подлинных перлов мировой дискографии блюза. Во-вторых, из-за оформления. (АК).

"Рекомендуем" - Mark Ford & The Neptune Blues Club 2008

Начиная с этого диска, можно утверждать, что в блюзе появился ещё один заметный ФОРД - отдельный, спешу подчеркнуть, от блистательного Робина и его клана. Экс-гитарист The Black Crowes имеет дело с нашим жанром лет как минимум 20, однако лишь релиз 2008 года можно назвать «пластинкой, которую не стоит пропустить». Причем не только любителям блюзового гитаризма. Пилить на шестиструнке блюзовые ноты на полной громкости способен сегодня каждый, а вот создать собственный саунд – единицы. Марк – создал. У него свой стиль, расслабленный, с долей «кислотности», такой, наверно, понравился бы Киту Ричардсу. У Форда забавный и не похожий на прочих вокальный почерк – словно поёт не слишком старательный неумейка, неопрятный и удивительно обаятельный. Гитарный звук – разный от песне к песне, на этот раз тщательно выстроенный, временами напоминающий хип-рок конца 60-х. Главное достижение Форда, ставящее его диск в ряд лучших за прошедший год, - песни, авторский материал Марка. На контрасте с предыдущим, довольно грубым и хаотичным альбомом возникает ощущение, что в сознании Форда произошел скачёк «композиторского сознания». Песни, достойные сравнения с лучшим материалом Джона Мейолла. Для их реализации потребовался бэнд из матерых и очень чутких к идеям лидера. Чтобы подобрать эту редкую породу в цельную команду, Марк даже пожертвовал присутствием сына Илии, барабанщика, записывавшимся и концертировавшим с ним не один год. Идеальная группа, отличная музыка, редкий по кайфу диск. (АК).
* * *

В избранное