Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая музыка на DVD

  Все выпуски  

10 С.С. - Авторы Сингла на все времена.


Выпуск №43

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА НА DVD

14 ноября 2007 г.

Детально о лучшем, лаконично об остальном.


Золотые  диски
Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".

Уже несколько раз садился я за стол, начинал что-то кумекать по поводу выпуска нового номера, но потом неумолимо отодвигал "клаву" и откладывал всё до лучших времён. Что-то не взял меня за последние полгода ни один диск. Были, конечно, хорошие, но вот так, чтобы до мурашек - ни одного. Встала дилемма - или снизить планку и писать просто о хороших, качественных дисках, или отложить всё на неопределённый срок, до выхода очередного шедевра. "После длительных раздумий и сомнений многократных", как пел Юрий Визбор, я выбрал первое. И поэтому сегодня я пишу о, может быть, и не самом качественном в техническом исполнении, но зато замечательном по содержанию концертном диске одной из двух моих самых любимых групп в западном роке - 10 С.С. "Live in Japan".


Обложка 10 CC

Лет эдак пять-шесть назад я с превеликим огорчением обнаружил, что название "Тен Си Си" молодёжи ни о чём не говорит. Мой молодой приятель Лёша, поставлявший мне МР3-шки, передал мне заветный двойничок со словами: "А это вот твои "Десять Эс-Эс"". Приплыли! Потом я, правда, подумал, что такому забвению есть всё-таки некоторые объяснения - парни давно не устраивают туров, работают каждый в отдельности, а на вопросы о возможном воссоединении в группу отвечают: "No chance!" (хотя и продолжая гордиться совместными прошлыми триумфами). Но в сердцах поклонников они занимают своё прочное и вечное место.
В течение жизни я неоднократно убеждался, что каждый любитель этой команды прекрасно помнит тот момент, с которого началась его любовь к их творчеству. Я лично листал общую тетрадь с оглавлениями западных дисков, закатанных на магнитофон моим приятелем и дальним родственником, студентом Владимирского Политеха, Володей Никитиным, и набрёл на незнакомое странное название группы. Будучи пареньком умным, прочитал я его правильно: "Тен Си Си", а на мой вопросительный взгляд Володя ответил, что так она и называется. Хотя стиль он точно определить затруднился, просто сказал, что это отличная группа, зато поставил на магнитофон катушку. Сказать, что с первыми тактами возникла "любовь с первого взгляда" было бы преувеличением, хотя команда мне понравилась. Позабыв вскорости название альбома, я запомнил, что он - "с водолазами" и через некоторое время, когда мы с другом уже у себя в Нижнем занялись обменом фирменными дисками на "толчке", он естественным образом появился и у нас. И чем больше я его слушал, тем больше он мне нравился. Необычным было всё - музыка, тексты, конверт. Конверт - отдельная тема. Альбом назывался "Обманчивые излучины" и на передней стороне конверта был изображен водолаз, выносящий из моря на деревянный помост красивую стройную утопленницу в красном вечернем платье. Сзади за ним поднимались ещё пара водолазов в полном облачении. На обратной стороне конверта в водолазных костюмах со снятыми шлемами были рядом Грэхем Гоулдмен и Эрик Стюарт, позади них - снимающий шлем, судя по всему, Пол Бёрджес. Спустя ещё некоторое время, когда этот диск был уже обменян, мне в руки попал ещё один, с сохранившимся разворотом конверта - там лица ребят были видны уже через окошко их шлемов - и со вкладкой с текстами песен. Фантастика! До сих пор он остаётся моим любимым.

По составу и истории группы. В конце 60-х "Битлз" своим "Сержантом Пеппером" показали музыкантам, каких вершин можно достичь, творчески работая с хорошей аппаратурой в студии звукозаписи. И хотя для большей части коллективов заветной мечтой были большие туры с тысячами обожающих их поклонников и орущих поклонниц, стали появляться и те, что значительную часть времени проводили в студиях, где экспериментировали со звуком и всевозможными эффектами всё усложняющейся аппаратуры. И так случилось, что в начале 70-х в Манчестере судьба постепенно свела четверых музыкантов-самоучек, смотрящих в одном направлении. Ядром, как принято считать были Лол Крим (Lol Cream) и Кевин Годли (Kevin Godly). В 1968 году по инициативе Грэхема Гоулдмена (Graham Gouldman) (cам он к тому времени был автором нескольких известных песен, написанных им для "Холлис", "Ярдбёрдс", Уэйна Фонтаны и некоторых других) они записали несколько демок на небольшой фирме "Мармелад", которая скоро разорилась. Для партий гитары на записях Крима и Годли он привлёк Эрика Стюарта (Eric Stewart) из группы "Майндбендерс". Эрику же была очень интересна именно работа в студиях, в одной из них, Strawberry, в Стокпорте, он и подвизался в качестве сессионного музыканта. После закрытия Мармелада Гоулдмен свалил в Штаты работать автором, а Крим, Годли и Стюарт в 1971-м объединились под названием "Хотлегс" ("Hotlegs"). Одна их песня, "Неандерталец", стала хитом, записали включающий её альбом "Thinks: School Stinks" ("Мысли: школа воняет"), они прокатились с туром вместе с "Муди Блюз" (вернувшийся из Америки Грэхем был приглашён для игры на басу), на том история этой группы и завершилась. В 1972-м музыканты засели в студии. Всё, что они насочиняли к маю 1972-го, они показали шефу фирмы грамзаписи "UK" Джонатану Кингу, славившемуся в английской музыкальной среде своей универсальностью. Тот понял, с кем имеет дело, и во сне придумал им название. "10 С.С." - "10 кубических сантиметров" - это, оказывается средний объём спермы, выбрасываемой при эякуляции! (Кто это мерил?! Эстеты, едрёнть!"). Под этим лихим названием и вышел их первый сингл, "Донна". Авторами были Годли и Крим, Крим же фальцетом её и исполнял. Да простят меня любители группы, но первая строчка "О-у, Донна!" - один в один битловская "О, darling!". В Великобритании "Донна" достигла второй позиции в чартах. За ней пошла "Джонни, не делай этого!" - такая же фальцетная.

"В 1973-м вышли "Резиновые пули" ("Rubber bullets"), ставшие хитом №1 и продержавшиеся там 15 недель (в Штатах - №45), за ними - "The Dean and I". Логичным завершением этих шагов стал выход их первого альбома - "10 C.C.", куда все они и вошли. Альбом был набором песен на самую разную тематику. Сами парни потом говорили, что пишут первое, что придёт в голову. Зато отличало их особо трепетное отношение к качеству музыки - мелодий и записи. Это увидели все - группу сразу обвинили в её "рафинированности". Но популярность была приобретена.

В 1974-м выходит второй альбом, "Sheet Music" - "Обрывочная (?) музыка", эту популярность закрепивший, как критики сказали "зацементировавший". Успех его и двух хитов с него ("The Wall Street Shuffle" и "Silly Love") толкнули группу на поиски другой фирмы грамзаписи - богатой и международной. Таковой оказалась "Mercury".

На ней в 1975-м году был выпущен диск с названием "Оригинальный саундтрэк к фильму". Никакого фильма естественно не было, зато были два очень удачных трека - англо-французская "Одна ночь в Париже" ("One Night In Paris") и ставшая сразу знаменитой "Я не влюблён" ("I'm Not In Love"). Западные критики поправят меня, прибавив ещё их хит с этого диска "Life Is A Minestrone". Для меня же эта песня не лучше и не хуже других, восторга никакого особого не вызывает. А уж название - "Жизнь - это щи! (Мясной суп с овощами)"…

В ноябре 75-го выходит сингл "Art For Art's Sake", а чуть погодя и содержащий его следующий альбом "Как вы смеете!" ("How Dare You!"), знаменитый "Тен Си-Си с телефонами". Я знаю парней, у которых он - самый любимый. Для меня он - очень хороший с одним безусловным шедевром - "Не вешай трубку!" ("Don't Hang Up!"). На этом альбоме первый этап жизни группы заканчивается. Всем стало ясно - группа это очень талантлива, сочиняют все, играют каждый на нескольких инструментах, музыка - мелодична, звук - отточен, как ни у кого, голоса сочетаются идеально и уникально. Но! Высказываю своё личное мнение - четыре творца не могут долго уживаться в одном месте, каждый стремится к САМОвыражению. Поэтому не только их альбомы, но и почти каждая песня представляет собой причудливую смесь различных мелодий, а иногда и стилей, как идеально сшитое из гармонично подобранных красивых кусочков лоскутное одеяло. При этом, так как человек редко противопоставляет себя сразу всем, образовалось два творческих центра - это пара Годли-Крим и пара Стюарт-Гоулдмен. Сшивать свои разноцветные лоскутки им всем, видимо, надоело, и пара Крим-Годли выходят из состава группы. Они занялись музыкальным и видео-бизнесом, продвижением своей гитарной приставки Gizmo, и потом выпускали редкие альбомы. Ни один из них на меня, что называется, не произвёл. Хотя как клипмэйкеры они работали со многими известными группами "новой волны".

Эрик Стюарт же с Грэхемом Гоулдменом засели в своей новой студии Strawberry South, в Докине, и вдвоём, с участием ударника Пола Бёрджеса (Paul Burgess, который ранее иногда подменял Кевина Годли, чтоб тот мог петь), сваяли шедевр! Музыка на нём была проще, понятней и позитивней. Ребята хотели доказать, что они не "5 С.С.", как их окрестили критики, а полноценная группа, которая может сочинять и без Кевина и Лола. Доказали они грандиозно! В 1977-м году этот шедевр вышел под названием "Обманчивые излучины" ("Deceptive Bends"), тот самый, "с водолазами"! (Кстати слово "bends" имеет ещё и значение "декомпрессия", что сразу даёт названию альбома ещё один смысл, напрямую относящийся к "водолазам"). Запад сразу скажет, что там есть два хита - "Доброе утро, Судья" ("Good Morning Judge") и "Вещи, что мы делаем ради любви" ("The Things We Do For Love"), я прибавлю к ним ещё "People In Love" и "Feel The Benefit", а потом и вообще скажу, что выкинуть из альбома нечего! Самая продаваемая пластинка группы.

В том же 77-м группа доукомплектовалась клавишником Тони О'Мэлли (Tony O'Malley), вторым ударником Стюартом Тошем (Stuart Tosh) и гитаристом Риком (Ричардом) Фенном (Richard Fenn) и подалась в большой тур, по итогам которого был записан концертный двойник "Live And Let Live". После тура Тони был заменён на клавишника из "Кокни Рэбел" Дункана МакКея (Dunkan Mackay).

В 78-м вышли "Туристы", ещё один замечательный альбом с их последним хитом №1 "Deadlock Holiday". Укоренившийся в русскоговорящих странах буквальный и неправильный перевод названия этого альбома "Bloody Tourists" звучит как "Кровавые туристы". Неверно! Слово "bloody" ещё в прошлом веке звучало в Англии как площадное и недопустимое ругательство, эквивалентное нашему матерному с теми же согласными. Так что приближенный к правде перевод названия - "Бл.дские туристы!". Эрик Стюарт сказал в одном из интервью, что они списали его с беджей, которые продавались в качестве сувениров для иностранцев, и в которых выразилась вся любовь лондонцев к туристам. На беджах было написано: "Не спрашивайте меня, я - бл.дский турист!" А на конверте альбома, по словам того же Эрика, он сам с лицом, закрытым картой местности, но не видящий самой местности - красот Карибов. Пресса назвала альбом "моделью в жанре".

С выпуском следующего альбома случилась изрядная проволочка. В 1979-м Эрик Стюарт попал на своём автомобиле в серьёзную аварию и долго лечился. За это время немного вперёд ушли и техника, и мода. Ребята стали как бы догонять, подстраиваться. Между альбомами выходит сборник лучших вещей периода 1972-1978, а в 1980-м наконец-то "Смотри сюда?" ("Look Hear?"), который некоторые критики обвинили в том, что, мол, звучок стал победнее…, Эрик оправдывался, что микшировал не он, а он только давал некоторые указания и рекомендации. Не знаю. Мне он нравится до сих пор, а "Анонимные Любовники" с него - просто шедевр!

В следующем, 1981-м году выходит очередной альбом "Десять из десяти" ("Ten Out Of 10"). Это опять альбом, записанный трио Стюарт-Гоулдмен-Бёрджес при участии нескольких музыкантов, в том числе и Рика Фена, в качестве сессионных. На родине он большой славы не сыскал, а мне нравится очень, особенно "Нувориши".

Очередной альбом "Windows In The Jungle" - "Окна в джунглях" вышел в 83-м году. Перерыв был опять слишком длинным, альбом менее удачным, и группа разошлась. У Эрика Стюарта были ещё соло-попытки и часто его приглашали для совместной работы "великие" музыкального мира типа Пола МакКартни, Грэхем Гоулдмен стал работать с Эндрю Голдом, соавтором нескольких песен на "Десяти", назвавшись дуэтом "Wax", и выпустив два альбома - в 86-м и 87-м году.

Вновь собрались они только в 1992 году. Собрались, посочиняли и выпустили альбом "Тем временем…" ("…Meanwhile"). К работе над ним были привлечены Годли и Крим - Годли исполнил главный вокал на одной из вещей, а Крим поработал над бэк-вокалом ещё в нескольких. После выпуска альбома был предпринят тур по Японии, для него были привлечены Рик Фенн, Стюарт Тош, клавишник Стефен Пиготт (Stephen Pigott), и ударник Гэри Уоллис (Gary Wallis). Гастроли прошли успешно, и по их материалам был выпущен концертник "Alive In Japan".

Следующий раз они собрались только в 1995-м и выпустили последний альбом - "Зеркало, Зеркало" ("Mirror, Mirror"). И хотя первая вещь была написана Стюартом вместе с Полом МаКартни, на диске содержалась красивая акустическая версия "I'm Not In Love", вышел он неровным, Эрик и Грэхем продюсировали каждый свои песни. Похоже, на любителей музыки (в том числе и на меня) и критиков этот альбом особого впечатления не произвёл, и группа разошлась окончательно.

Несмотря на бесповоротный распад группы интерес к её творчеству продолжает сохраняться, и происходит постоянное переиздание её работ. И вот в 2002-м году компанией "Carinco AG" был записан DVD, на котором содержалась видеоверсия тура по Японии, обзором которого мы сейчас и занимаемся. Экран 4:3, видео формат - PAL, звук - пятиканальный, длительность - 90 минту, в качестве бонуса - биография группы.


Начинается программа с нескольких фотоснимков группы того периода, потом безо всяких вступлений, выходов на сцену и прочего - мы видим их уже играющими "The Wall Street Shuffle" - "Трюк Уолл Стрит". Во фронте - Эрик за клавишной "Ямахой", Рик Фенн на гитаре (он же и бэк-вокалист), Грэхем - на басу. Дальше и выше - за клавишами Стефен Пиготт, за одной из ударных установок - Гэри Уоллис, за второй, пока на перкуссии, но вообще и ударник и бэк-вокалист - Стюарт Тош. Смысл песенки прост - обвинение дельцов Уолл Стрит, которые только то и делают, что деньги из денег, играя курсами долларов-йен-марок-фунтов. "Делай трюк Уолл Стрит - слышишь хруст денег?". Кстати, ещё одно значение слова "shuffle" - "шарканье", и название получится уже звучащим по-иному - "Шарканье Уолл Стрит". У "10 Си-Си" таких каламбуров и игр - сколько угодно. А после первого куплета в рекомендации "быть крутым на Уолл Стрит" мы слышим фирменный баритон Грэхема Гоулдмена - без таких вокальных вставок "Тен Си-Си" - не "Тен Си-Си".

После этой песни Эрик приветствует публику, говорит, что как здорово быть здесь спустя пятнадцать лет, и объявляет, что следующий "трек" с "Deceptive Bends". С гитарного хода Эрика начинается "Good Morning Judge" - "Доброе утро, судья"! Скольким людям эта песня в своё время показала, что не всегда "советское - значит лучшее"! Как тогда говорили, "молодёжи и студентам" она открыла, какими могут быть песни, и совковая эстрада после неё с души воротила! Особо хорошо Эриком и Грэхемом на сцене были воспроизведены две перекликающиеся гитарные партии в этой песенке про завсегдатая Алькатраса и Сен Квентина.

Грэхем и Эрик продолжают играть на гитарах, Рик на басу, запевают "Добро пожаловать в рай" - "Welcome To Paradise" с нового на тот момент альбома "…Meanwhile". Хорошо!

А вот следом за ней опять безо всякого объявления идёт шедевр - "Вещи, которые мы делаем ради любви" - "The Things We Do For Love" с "Излучин" 77-го года. "Как будто идёшь под дождём и снегом, когда вовсе некуда идти, и чувствуешь, как будто часть тебя умирает, и ищешь ответа в её глазах" - шедевр!!! Японцы с этим согласны - кричат, свистят. А вот Кевин и Лол, когда Эрик проиграл им её перед их уходом из группы, просто возненавидели её. Завистливые эстеты!

После благодарностей Грэхем под акустическую гитару запевает песню Джона Леннона "Через Вселенную" - "Across The Universe" c "Let It Be". У них даже голоса похожи. Со второго куплета постепенно вступает вся банда. Сделано хорошо, даже отсутствующая в битловском оригинале гитарная вставочка Рика Фена.

Эрик Стюарт объявляет ещё одну песню с нового альбома - "Звёзды не показали" - "The Stars Didn't Show", и посвящает её Джеффу Поркаро (ударник, один из братьев Поркаро - "Chicago"), отыгравшему её на записи альбома.

Тяжеленькое вступление "Arts For Art's Sake" c "How Dare You". Название песни родилось из фразы отца Грэхема, которую он произносил в ответ на просьбу парней оценить художественные достоинства какой-нибудь их новой песни. "Искусство ради искусства, Деньги ради Бога". Эту фразу парни и вставили припевом, а поёт песню сам "Джи-Джи" (Gi-Gi - Грэхем Гоулдмен). Динамичная вставка для гитар Эрика и Рика Фена оживила эту мрачноватенькую вещичку.

Ещё одна песня, "которую мы не писали" - битловская "Paperback Writer". Обработали во что-то типа реггея. Нормально и свеженько. В одном месте Джи-Джи даже вставил басовый ход из совсем другой битловской песни "Day Tripper".

Следом ещё одна новая песня - "Shine A Light In The Dark", её Эрик написал ещё при работе с Полом МакКартни над "Press To Play" в 86-м году

А вот дальше ещё один шедевр, тоже с "Обманчивых мелей". Песня - дань Эрика Джону Леннону и его "Imagine", послание всем людям мира. Название - "Feel The Benefit" - "Почувствуй пользу (преимущество)" пошло от советов мамы Эрика, которая говорила: "Эрик, в доме снимай пальто, а то, когда выйдешь на улицу - не почувствуешь преимущества". Песня состоит из трёх частей и была первым опытом группы в работе с оркестром. Многие считают её лучшим произведением такого плана той поры, цельным 11-минутным произведением, типа пинк-флойдовских композиций или "Лестницы в небо" "Лед Зеппелин". В концертном варианте оркестр был заменён синтезаторными партиями. Отыграли великолепно, GG выдал классное соло на бас-гитаре, в это время Эрик сменил клавиши на гитару и знаменитое затухание песни сделал так, что мурашки по коже! "Если бы все люди мира смогли спеть вместе, как бы это звучало, что бы мы чувствовали - мы бы все чувствовали этот Benefit!"

С ударов барабанных палочек и аккордов на клавишах Эрика начинается песня, известная всему миру - после группы её регулярно кто-то перепевает - то "Boney M", то ещё кто-нибудь, как недавно - в клубном стиле. А песня эта - "Dreadlock Holiday" - о злоключениях туриста где-то на Ямайке, который чтобы заслужить милость грабителей то говорит, что ему не нравится реггей, то - что он любит его, и всё в том же духе. Поёт её GG, поёт замечательно, и в конце добавляет строчку, которой не было на диске: "I don't like Tokyo, I love it!". Токио отвечает долгими криками и аплодисментами.

После представления группы начинается тот шедевр группы, который уж точно знают все - "I'm Not In Love" - "Я Не Влюблён" - песню продолжают гонять по радио уже более тридцати лет. И никто до сих пор не решался её перепеть. Так нет же - на днях я услышал, как какие-то уроды абсолютно по-уродски изуродовали её в своём уродском клубном стиле. Больные, если вы меня читаете, купите диск "Тен Си-Си" и послушайте, как это звучит! Описание того, как над ней в студии работал Эрик займёт, вероятно, не одну страницу, поэтому скажу лишь об одной детали - бэк-вокал этой песни, - это разложенные по нотам хроматической гаммы, октавам и как-то там ещё голоса всей четвёрки "Тен Си-Си" по-отдельности. В итоге получилась партия из 624-х голосов (ранее говорили 256, но Эрик Стюарт как-то раз уточнил) . Плюс во время записи парни ещё то прибавляли, то убавляли громкость каждый своих каналов. Работа над этой "стеной голосов" заняла три недели! На концерте в 70-х такое воспроизвести, конечно, было невозможно, и поэтому это единственная песня группы, при исполнении которой она включала эту партию бэк-вокала на магнитофоне. На описываемом же концерте в 92-м году выручили всемогущие синтезаторы.
А уж сколько дури я выслушал и прочитал по поводу текста песни от наших и ненаших комментаторов - просто чудеса! Её называли и ироничной и шуточной, и какой-то там ещё. Да бросьте, ребята! Это же лирика чистой воды! Парень, может быть, в первый раз влюбился и очень боится признаться в этом, поэтому и объясняет, что это не любовь, а просто какая-то глупая фаза, через которую он проходит, поэтому пусть "она" не думает, что ей это удалось, забудет и не треплет друзьям! А её фото он не отдаст не потому, что оно ему дорого, а просто потому, что им он прикрыл пятно на стене и так далее. Чего тут неясного или шуточного?! Послушайте хоть укоряющий и успокаивающий шепот Кэти Редферн (Kathy Redfern): "Big boys Don't Cry" - "Большие мальчики не плачут". Так что со всем пониманием и сочувствием слушайте шедевр, который журнал New Musical Express наряду с "Богемской Рапсодией" "Квинов" назвал лучшим синглом на все времена.

После исполнения этой песни остаётся только откланяться, что ребята и делают. Уходят со сцены, но публика их не отпускает, и те радостно возвращаются. Взявшись опять за инструменты, исполняют то, с чего всё начиналось - "Резиновые пули" - "Rubber Bullets". Отпели первый куплет про вечеринку в окружной тюрьме до того места, как поступил приказ сержанта заряжать резиновыми пулями, и начали ещё один ранний хит - "Глупая Любовь" - "Silly Love". Спели две трети песни про ту, у которой улыбка как у Рембрандта, а стиль королевы, и так же без перерыва перешли в "Life Is A Minestrone". Эту песенку про то, что жизнь - это щи, сервированные сыром пармезан, а смерть - это "холодная лазанья глубокой заморозки" спели полностью. Раскланялись и ушли. И пришли ещё раз.

И спели ещё одну "not 10 CC song" - "Slow down". На этом рок-н-ролльчике дали вволю высказаться на своих инструментах сначала Пиготту, потом Фену, потом самому Эрику Стюарту. Последние поклоны, утирание пота, прощальные аплодисменты.


В целом. Пятнадцать красивых, мелодичных произведений. По звуку - я бы кое-что подправил, по-обогатил, видео - в норме. А по самому концерту - я бы добавил по парочке своих любимых вещей с 80-го и 81-го года альбомов, а вообще - объективно судить не могу, для меня "Тен Си-Си" была и остаётся одной из самых любимых групп рока. Тем, кто её ещё не знает, советую для начала купить на CD "Deceptive Bends", а потом - всё, что захотите!

Следующий выпуск опять-таки постараюсь не задерживать :)

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

Copyright 2007 by Роман Курочкин. Все права защищены.
Публикация в электронных СМИ разрешена только полностью и с указанием координат автора. Публикация в печатных изданиях только с письменного разрешения автора и после обсуждения условий публикации.


В избранное