Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Лучшая музыка на DVD

  Все выпуски  

Джаз – всё, что я хотел о нём знать.


Выпуск №31

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА НА DVD

24 мая 2006 г.

Детально о лучшем, лаконично об остальном.


Золотые  диски
Здравствуйте, господа!
С вами рассылка "Лучшая музыка на DVD".

Мои весенние праздники затянулись. И ведь не сказать, что очень много праздновал. Скорее было просто весеннее нерабочее настроение, когда больше хочется смотреть по сторонам, а не на экран монитора или телевизора. Но сейчас, как видите, всё-таки заставил себя сесть за очередной номер рассылки. Его я посвящу музыкальному направлению, в котором очень мало понимаю, но ценю и уважаю людей, которые в нём "волокут". Речь пойдёт о джазе. Точнее, о фильме Кена Бернса "Джаз".


Обложка Джаз

В русском издании фильм на 4-х DVD-дисках, содержит 721 минуту материала в формате PAL, экран 4:3, звук DD 2.0 и выпущен Florentine Films/Мастер Тэйп, 2001 (российское издание DVD - 2005 год).

Джазовых концертов на DVD немного - отдельные концерты Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Эллы Фитцджеральд, Оскара Питерсона и некоторых других ветеранов, плюс немного более современных музыкантов, типа Маркуса Миллера, например. И всё. Получается, что для того чтобы познакомить вас с творчеством джазовых музыкантов с одной стороны, не хватит места в рассылке - текстовых материалов за 100 лет скопилось предостаточно, а с другой стороны, посмотреть практически нечего. Такие вот "вилы". И тут послал мне Бог этот фильм, который сразу снял мои проблемы. В двенадцати сериях этого фильма рассказывается вся история джаза - от самого его зарождения по наши дни. Сделано это в хронологическом порядке, прокомментировано сильнейшими джазовыми музыкантами современности, полностью переведено на русский язык и озвучено нашими музыкантами и актёрами - от Алексея Баташёва и Алексея Козлова до Александра Филиппенко и Маргариты Тереховой. В фильме целых двенадцать серий по одному часу. (Понимаете теперь, почему я так долго выпускал этот номер? :)

В первой серии фильма, которая называется "Колдовская похлёбка", рассказывается о зарождении джаза. Очень обстоятельно рассмотрены все стили и направления, оказавшие влияние на его становление и перечислены все музыканты, заложившие его основы в конце 19-го и начале 20-го столетия. Это первая звезда и первая жертва джазовой славы трубач Бадди Болден, пианист Джелли Ролл Мортон, кларнетист Сидней Бише, трубач Фредди Кепард и коллективные авторы первой джазовой пластинки "Ориджинэл Диксиленд Джаз Бэнд". К сожалению, вряд ли это событие было замечено в России - оно произошло в 1917 году. А ведь тираж этой записи разошёлся неслыханным тиражом - 250 тысяч штук, "переплюнув" самого Карузо! Кстати, здесь же высказывается ранее неслыханное мной объяснение происхождения самого слова "джаз". В домах терпимости Нового Орлеана, где и зарождался новый стиль музыки, любимым ароматом духов у проституток был жасмин, поэтому в названиях первых коллективов и красовалось "Jass" (это демонстрируется фотографиями того времени), которое по мере окультуривания движения (чтобы ещё и не примешивалась аналогия с "ass") было заменено на "Jazz". Естественно, в советское время такую версию было не услышать :).

Вторая серия называется "Божий дар". Она повествует о появлении первых известных солистов и развития джаза в двух центрах - Чикаго и Нью-Йорке. В первом продвигался трубач "Кинг" (Джо) Оливер, во втором пианист "Дюк" (Эдвард Кеннеди) Эллингтон со своими "трубадурами". На джазовом горизонте нарисовался и сделал свою первую запись в составе группы Флетчера Хендерсона будущая легенда Луи Армстронг, только начавший учить мир "свинговать". А в "белом джазе" лидирует коллектив Пола Уайтмэна.

Третий фильм "Наш язык" рассказывает о середине и конце двадцатых годов. В это время началась импровизация в джазе. Появились выдающиеся импровизаторы - буйная и своенравная певица Бесси Смит, корнетист (Леон) Бикс Байдербэк, кларнетист Бенни (Бенджамин) Гудмэн, пианист Эрл Хайнс, и первый раз на всю Америку по радио транслировался чёрный музыкант из ставшего знаменитым "Коттон Клуба" Дюк Эллингтон. Джаз был признан искусством, а ведущая роль в этом искусстве отводилась солисту.

Четвёртый фильм начинается с падения фондового рынка 29-го года и Великой Депрессии в Штатах, четверть Америки осталась без работы. Не у дел остались и джазовые музыканты. Но сам джаз расцвёл, как это всегда бывает в трудные времена, и стал "Великим утешителем". Армстронг стал самым влиятельным певцом для вокалистов всей Америки. В поиски и запись джазовых талантов пускается богатей Джон Хэммонд. С отменой сухого закона, когда люди начали пить дома, нужно чем-то было привлекать их в клубы, и появились танцзалы с джазом. В них выступают, а потом пускаются в гастрольные туры банды Бенни Гудмэна и Дюка Эллингтона (состоялся даже его первый тур по Англии и Европе). Джаз превращается в музыку для всех, а не для избранных в подвальчике, это новая поп-музыка. Навеянная смертью матери, появляется первая запись Эллингтона "В ритме воспоминаний" на двух дисках, которая разбита в пух появившимися критиками джаза, которые лучше музыкантов знают, что и как надо играть.

Пятая часть называется "Чистое наслаждение" и описывает благословенную пору джаза - 35-37 годы. На первый план вышли свинговые оркестры. Именно они диктовали, в какую сторону двигаться джазу. Именно они возродили звукозаписывающую индустрию, почти совсем "завалившуюся" в начале тридцатых. Джазмэны превратились в таких же национальных героев, как до этого бейсболисты. Успех Бенни Гудмэна пробил дорогу огромной массе белых и чёрных оркестров. Два из них возглавляли пара первых выдающихся джазовых тромбонистов - Томми Дорси и Гленн Миллер. В руках первого тромбон запел человеческим голосом, второй превратил свинг в музыку для всех. Свинг превратился в бизнес, меняющий даже моду. Первое совместное выступление на сцене белого и чёрного музыкантов - Гудмэна и пианиста Тедди Уилсона, это уже революция. Включение в их коллектив Лайонела Хэмптона, играющего на новом музыкальном инструменте - виброфоне. Вокалистка джаза №1 Билли Холидэй (Элеонора Фейган), которая голосом делала то же, что музыкант инструментом. А также рассказ о незабываемой музыкальной дуэли между Бенни Гудмэном и звездой всех барабанщиков Чиком Вэббом.

Шестая часть фильма называется "Свинг - безудержный праздник" и повествует ещё об одном центре джазовой культуры - Канзас-Сити, куда известные музыканты стали стекаться в конце тридцатых годов. Во всей стране свирепствовала "Рецессия Рузвельта", а в ночных клубах вовсю свинговали два замечательных саксофониста - Коулмэн Хокинс и Лестер Янг. Именно они вывели саксофон в лидирующие инструменты джазового оркестра. В Канзас-Сити завоевал абсолютную популярность оркестр пианиста Каунта (Уильяма Джеймса) Бейси, "бароны ритма" которого никогда в жизни не записывали партитур, в отличие от всех известных свинговых оркестров. Ещё одно выдающееся событие, о котором никто не мог ранее и мечтать - выступление свингового коллектива в знаменитом Карнеги Холле. Музыканты Бенни Гудмэна заставили вскочить на ноги даже этот чопорный зал. В оркестре Чика Уэбба появилась и к 37-му году затмила Билли Холидэй молоденькая певица Элла (Джейн) Фитцджеральд, а в 39-м году в Нью-Йорке состоялся первый в мировой истории джазовый фестиваль под открытым небом. В том же году состоялись триумфальные гастроли Дюка Эллингтона в Европе.

В седьмой части под названием "В ногу со временем" идёт большой рассказ о музыканте, давшем джазу совершенно новое направление. Этот молодой альт-саксофонист надумал обыгрывать не саму мелодию, а аккорды, её сопровождающие. Звали его Чарли Паркер, а такой стиль назвали "би-боп". Также мы узнаем о Гарлемском клубе "Минтонс Плэйхаус", в котором собиралась и играла джазовая молодёжь, не связанная условностями свинга. Среди новой поросли были Диззи (Джон Бёрк) Гиллеспи, трубач Рой Элдридж. Второй большой темой этой части является участие джазовых музыкантов во Второй Мировой войне - кто ушёл добровольцем, кто поддерживал фронтовыми концертами. И завершается эта часть рассказом о дружбе двух самых известных композиторов джаза - Дюка Эллингтона и Билли Стрэйхорна. (Помните "Садись на поезд "А""?)

"Посвящение хаосу", 8-я часть фильма, описывает джаз времён Второй Мировой. Пластинки в Штатах не выходили - сырьё шло на военные нужды. В оккупированной Франции музыканты собирались играть подпольно, джаз стал музыкой свободы. Геббельс сначала вообще запретил его на своей территории, потом стал использовать в своих интересах - специальный оркестр играл на радио популярные джазовые вещи с изменёнными в пропагандистских целях текстами. Но потом, во время военных поражений гитлеровцев, он запретил даже само слово "джаз". На освобождённые территории джаз приходил с американскими войсками, например, знаменитый Дэйв Брубек сформировал свой оркестр "Волчья стая" по приказу командира прямо на фронте. Во Франции родилась абсолютно новаторская идея - соединились новые для джаза инструменты - гитара Джанго Райнхардта и скрипка Стефана Грапелли. В самой же Америке новая волна сегрегации - чёрным и белым нельзя танцевать в одном месте. Чёрные начинают называть друг друга "Мэн" - "мужчина", в контру обычного принятого обращения "бой" - "мальчик". Закрываются известные клубы Гарлема. Но им на смену приходят клубы 52-й улицы Вест Сайда. Некоронованной королевой "Улицы" стала Билли Холидэй. Из признанных процветают восемнадцать "маньяков" Эллингтона, среди них саксофонист Бэн Уэбстер. Эллингтон в январе 43-го года дал концерт в пользу советских раненых под Сталинградом. После возобновления производства пластинок наконец-то выпустил свою запись Чарли Паркер, и слава его взлетела как ракета. А Луи Джордан стал играть новую "музыку для людей" - ритм-энд-блюз.

Девятая часть фильма называется "Риск" и является одной из самых интересных в нём. Период, в который вступил джаз после войны, был для него на удивление непростым. Прошла эра больших свинговых оркестров, из десяти самых известных на плаву остались лишь оркестры Дюка Эллингтона и Каунта Бейси. Публика теперь предпочитала ходить на вокалистов, например, вокалиста оркестра Томми Дорси Фрэнка Синатру. В среде музыкантов пристрастия сменились в пользу би-бопа, который многие из джазменов не понимали и не признавали. Широкой публике он тоже был не по душе - под него не потанцуешь. Теперь главной формой существования джаза стали джэм-сейшны - не надо было репетировать, знай себе играй полёт души. А для иллюзии полёта часто употреблялся героин. Приведены списки музыкантов, пострадавших от этого увлечения - вы увидите там ой как много знакомых имён! Даже сам "Птица" Паркер чуть не отдал Богу душу и отправился на полгода в лечебницу. Главным лицом би-бопа стал Диззи Гиллеспи. Ещё одной рисковой зоной оставалось совместное творчество белых и чёрных музыкантов - даже чёрная община Нью Орлеана запретила Армстронгу выступать с белым музыкантом в составе оркестра. Тот в ответ отказался от выступления и запретил в будущем хоронить себя в родном городе. А созданный им интернациональный оркестр "Все звёзды" играл почти четверть века. В Нью-Йорке же открылся "Джазовый уголок мира - Birdland" (в честь "Птицы" Чарли Пакера).

Фильм десятый "Неотразимое очарование" описывает годы с 49-го по 60-й. Элла Фитцджеральд запела в би-бопе, джазовый мир узнаёт совместную работу аранжировщика Гила Эванса и молодого трубача Майлса Дэвиса, пианист и композитор Джон Льюис пытается восстановить связь солист-оркестр, создаёт "Модерн Джаз Квартет", музыканты которого играют в смокингах и не колются. Луи Армстронг высмеивает би-боп и Диззи, а Рой Элдридж ставит точки над "ё" очень метким высказыванием: "Бопперы сами по себе хороши, но клубы, в которых они играют, неизменно прогорают". На сцене появляется, сходит "на нет" и опять воскресает пианист, гений джаза, Телониус Монк, саксофонист оркестра Дэйва Брубека Пол Дезмонд сочиняет "Take Five", а запись их диска "Time Out" впервые в истории джаза расходится миллионным тиражом. В Калифорнии рождается стиль "кул" - джаз западного побережья, а на востоке, доколовшись и допившись, умирает Чарли (Yardbird) Паркер. Врач, осмотревший его тело, описывает его как тело 55-60-летнего мужчины. Ему было 34 года, и его мать запрещает на его похоронах играть джаз.

После его смерти, рассказывает нам одиннадцатая часть фильма под названием "Приключение", развернулась борьба за слушателя. Появились музыканты, которые предали забвению ВСЁ, что было создано в джазе до них. Наследником Чарли Паркера выступил Сони Роллинс, титан саксофона, провозгласивший, что в джазе важны не мелодия, а ритм. Из-за этого плохие времена наступили у старых музыкантов, например у Дюка - от него ушли несколько "звёздных" музыкантов. Правда, он пережил второе рождение на третьем джазовом фестивале под открытым небом в Нью-Порте в 56-м году. После завязки с героином опять выделился на общем фоне Майлс Дэвис со своим нежным звучанием, а в пении взошла звезда Сары Вон, лучшей "инструменталистки" джазового вокала. На необычайную высоту духовных исканий поднял джаз Джон Уильям Колтрейн, бывший саксофонист Монка. У него он испытал духовное перерождение, отказался от героина, занялся восточными религиями, стал воплощением духовных поисков в музыке. Одновременно многих новых музыкантов захватила мысль - если иногда мы так далеко уходим от аккордов (обыгрываемых), то зачем они вообще нужны? И почему обязательно играть в четыре четверти? Одним из таких новаторов явился Орнет Колмен, собравший вокруг себя единомышленников. Рой Элдридж сказал о нём (по-моему, очень справедливо): "У этого парня в голове все гайки развинтились!" Би-боп родил "авангард". Такого "свободного джаза" ветераны уже принять не могли - джаз рождён свободным, он - воплощённая свобода, так куда его ещё освобождать?!

В 60-е годы молодёжь валом валила на рок, а люди постарше смотрели дома телевизор. Джаз сходил на нет. Музыканты брались за любую работу - аккомпанировали солистам, рок-группам на записях, кто-то уходил из музыки, кто-то, как боповый тенор-саксофон Декстер Гордон, уехал в Европу. Сам джаз превратился в Вавилонскую башню - в нём было много направлений, и не было единства. Непонятно было даже то, что вообще называется джазом. В феврале 64-го в Америку приехали "Битлз", и джаз "накрыло саваном". Брешь между публикой и джазом превратилась в пропасть. Единственный всплеск былого величия произошёл через два месяца - первое место в музыыкальных парадах заняла запись Луи Армстронга "Хэлло, Долли", песни, на которую он сам поначалу даже не обратил внимания. Она продержалась на первом месте две недели. Это было "последнее прости" джаза, после него ни один джазовый музыкант таких высот уже не достигал. В мире воцарился рок. А джаз продолжал отражать социальную жизнь - борьбу за права, убийства, революции, войны, и стал дёрганным, истеричным. Далее в этой части фильма следует большой рассказ о Джоне Колтрейне и Майлсе Дэвисе. Дэвис в мечтах о завоевании массового слушателя заменил джазовые инструменты на электрические, и родился новый стиль - фьюжн. Несмотря на это, в 75-м году тот же Дэвис сказал: "Джаз мёртв. Это музейная музыка". Но в 76-м году из Европы вернулся и с триумфом был встречен Декстер Гордон, а в 80-е пришли новые талантливые музыканты, которым удалось вдохнуть новую жизнь в этот стиль музыки, "самое американское искусство". Сейчас он имеет постоянную аудиторию, включает разные направления и постоянно развивается. Конечно, он не приносит 70% прибылей музыкальной индустрии как раньше, но и не собирается больше умирать. Так заканчивается двенадцатая часть фильма, "Шедевр к полуночи". Всё.



Рекомендую этот фильм любому культурному человеку. Как-никак, 5 номинаций на Эмми и Премия Ассоциации телекритиков США. Все направления, течения разложены по полочкам, все музыканты упомянуты и получили свои ёмкие характеристики. По сути, это мини-энциклопедия джаза, а иметь об этом представление, по-моему, очень полезно каждому. Я лично наконец-то понял, что в джазе люблю свинг и ритм-энд-блюз, а то, что я терпеть не могу, называется би-боп, фьюжн и авангард. :) Желаю и вам подобных открытий.

То, о чём я вам сегодня рассказал, можно приобрести на Озоне - Кен Бернс "Джаз"

Отличной вам музыки и настроения! Счастливо!
Роман

E-mail bestmusicdvd@hotmail.com.

Copyright 2006 by Роман Курочкин. Все права защищены.
Публикация в электронных СМИ разрешена только полностью и с указанием координат автора. Публикация в печатных изданиях только с письменного разрешения автора и после обсуждения условий публикации.


В избранное