Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музыка и Я

  Все выпуски  

Музыка и Я


Музыка и Я

4

 2009-07-21

Здравствуйте! Мне очень радостно от того, что можно наконец-то поделиться накопленным материалом с заинтересованными людьми! В начале этого выпуска хотелось бы несколько слов сказать об организационных моментах. Пока рассылка только начинает свой путь, письма будут выходить по 2-3 раза в неделю и небольшими по объёму. А теперь я продолжу тему, начатую в прошлом выпуске: взаимосвязь музыки и здоровья.

Лечебное применение музыки известно издрев­ле. Еще по библейскому сказанию Давид игрой на арфе излечивал царя Саула от припадков безумия и хандры. С незапамятных времен в армии всегда были оркестранты, и противники зачастую стара­лись в первую очередь избавиться именно от них. В обязанности городского трубача раньше входи­ло успокаивать душевнобольных людей. Антич­ные греки содержали при своих лечебницах целые армии хористов и музыкантов — в их обязан­ности входило не только развлекать разболевшихся свободных граждан, но и способствовать их ско­рейшему выздоровлению. Также много веков тому назад у арабов около больниц собирали музыкан­тов. На европейском континенте в XVIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебных целях использовалась музыка. Ука­занные примеры подтверждают истинность сер­бской пословицы: «Музыкант играет — вся хворь пройдет».

Выздоровление больного в далекие времена со­провождалось религиозными обрядами, в кото­рых одно из главных мест занимала именно му­зыка. Многие древние народы, в частности егип­тяне, греки, китайцы, арабы и другие прибегали к ней для излечения многих заболеваний, например меланхолии и психических отклонений. Не были исключением и некоторые народы нашей страны.

В старину ашуги (народные певцы) обычно шли впереди грузинского войска и песнями вселяли мужество в души воинов. В Грузии, кроме того, существовал и давний обычай: когда ребенок заболевал корью или оспой, дом украшали и пели колыбельные песни — болезнь протекала легче и выздоровление наступало значительно быстрее. В Армянской народной медицине музыка использовалась с древних времен и включала в себя элементы психотерапии. Выдающиеся армянские вра­чи средневековья Гераци и Амасиаии назначали пес­ни гусанов в качестве лечебного средства при ли­хорадочных заболеваниях на почве различных ду­шевных переживаний с явлениями угнетения пси­хики. Кроме того, в XVIII веке знаменитый ашуг Саят-Нова в своей песне о кяманче (род струнно-смычкового инструмента) говорит следующее: «Ты всем даешь веселый вид, с тобой опять здоров боль­ной» — в подстрочном переводе это означает: «Ты (кяманча) радуешь глубоко опечаленное сердце и обрываешь лихорадку у больного». Армяне также применяли в народной медицине лечение опреде­ленных болезней игрой на музыкальном инстру­менте у постели больного.

У других народов Кавказа при некоторых болез­ненных состояниях излюбленным средством счи­талась музыка с плачем при участии самого боль­ного.

(отрывок из книги С. С. Мамулова «Эта многоликая и чарующая музыка» (Москва, изд-во «Интервал», 1998)

 Продолжение в следующем письме. А сейчас в завершении мне хотелось бы затронуть вот какую тему: ещё один месяц остаётся до начала нового учебного года. Какой методический материал по какому классу Вы бы хотели получить в первую очередь.? Пишите, я обязательно отвечу. С уважением, Ирина Тихонова

автор рассылки Ирина Тихонова

Рассылка 'Музыка и Я'

 http://subscribe.ru/archive/culture.music.musicologist/nav/prev//archive/culture.music.musicologist/200907/21105811.html


В избранное