Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

8. Как сделать коммерческий звук для трека в домашней студии


==Статьи для компьютерных музыкантов==

By «Irvin Pea Lab»

8. Как сделать коммерческий звук для трека в домашней студии


Доброго времени суток, мастера и подмастерьи компьтерной и не очень музыки! :) Специально для Вас и только у нас речь пойдёт о таком непонятном, но весьма полезном и нужном многим музыкантам деле как мастеринг. Наверняка, многие даже и не слышали об этом аспекте музыкальной деятельности, а из тех кто слышал, наверняка многие не придали особого значения. А зря. И вот почему.... Дело в том, что мастеринг — это нечто похожее на шлифовку и покрытие лаком готового деревянного изделия, направляемого в дальнейшем на продажу. Согласитесь, что намного приятнее покупать изделие, прошедшее качественную обработку, аккуратно и с душой оформленное и завернутое, нежели что-то хотя и готовое, но слишком грубое и сырое... Согласны?

Так вот, к чему это я... А к тому, что все музыкальные творцы в конце концов, создав замечательную, как им кажется, композицию, желают, чтобы их творение нравилось поклонникам и фанатам. А ведь последние оценивают НЕ ТОЛЬКО СОДЕРЖАНИЕ, но и ГРАМОТНОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ. Вот как раз для этого и предназначен такой вид музыкальной деятельности, как мастеринг.

Что же такое мастеринг?

Мастеринг — это придание музыкальному треку КОНЕЧНОГО и КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУЧАНИЯ. Цели разные: от удовлетворения собственного музыкального ЭГО и удивления своих знакомых до дальнейших продаж в музыкальных магазинах. Но вернёмся к сути...

Как же правильно провести мастеринг для созданного Вами трека?

Открываю секреты :) Итак, мастеринг состоит из нескольких стандартных этапов, выполнение которых в конечном счёте приводит к отполированному и качественному (близкому к профессиональному) звучанию, т.е. в музыкальном звуке будут присутствовать и качающие глубокие басы, и сочные прозрачные средние частоты (это, к примеру вокал), и жизнеутверждающие чёткие «верха». И весь трек будет иметь коммерческую громкость. :)

Каковы этапы проведения мастринга?

Вообще очень строго алгоритма для проведения мастеринга нет, НО есть, так сказать, принятый как наиболее удобный стандарт. Вот этот алгоритм мы и рассмотрим...

Первый этап мастеринга.

Первым делом необходимо провести так называемую эквализацию для Вашего трека. Это значит, что нужно с помощью любого эквалайзера (чем больше полос у эквалайзера, тем лучше) выровнять звучание всех частот готовой композиции (убрать гул и «выпирание» баса, сделать отчётливым вокал и инструменты, звучащие в среднем диапазоне, добавить четкость и быть может остроту для высоких «цокающих» иструментов, типа hat, snare и других инструментов из верхнего диапазона).

РИСУНОК 1

Итак:

  • низкие частоты должны быть глубокими, но не гулкими, громкими, но не «выпирать»

  • средние частоты должны быть несколько прозрачными и сочными, но не «выпирать»

  • высокие частоты должны быть яркими и утверждающими, но не режущими своей излишней остротой слух.

Такова примерная схема работы с эквалайзером. Здесь я не упоминаю о типах эквалайзеров и как их «прикрутить» в ту или иную музыкальную студию либо секвенсор, с которыми Вы работаете над созданием трека. И ещё... Имейте в виду, что если Ваша композиция изначально имеет ОЧЕНЬ СИЛЬНО выделяющиеся пики и провалы в некоторым местах частотного диапазона, то эквалайзер Вам особо НЕ ПОМОЖЕТ. Ищите и устраняйте ошибки ВНУТРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА вашего трека.

Второй этап мастеринга.

Далее лучше всего перейти к реверберации. Реверберация — это отражение звука от стен. Для этого Вам понадобиться соответственно ревербератор, либо программа содержащая его в себе :) При реверберации главное это не переборщить. Слищком насыщенное реверберацией творение будет звучать очень смазанно и скучно.

РИСУНОК 2

Реверберация должна быть только чуть-чуть. А вообще каждый инструмент в Вашей композиции может УЖЕ иметь некоторую реверберацию, в зависимости от Вашего изначального замысла. Реверберация же при мастеринге только придаёт ОБЩИЙ КОНЕЧНЫЙ оттенок всей работе. Далее...

Третий этап мастеринга.

После реверберации и эквализации переходим к возбуждению гармоник. Для это естесственно используем любой возбудитель гармоник в виде отдельного плагина к Вашей рабочей музыкальной студии, либо программу имеющую в себе такой возбудитель гармоник. Для чего он нужен при мастеринге? А для того, чтобы придать присутствие и насыщенность звучанию Вашего трека. Проще говоря, возбудитель гармоник насыщает Вашу работу гармониками, придавая ей особый специфический звук и выделяя те или иные оттенки обрабатываемых инструментов.

РИСУНОК 3

Лучше всего использовать этот этап для низких и верхних частот. Менее пригоден он для средних частот. Как и на любом этапе, не бойтесь вносить свои индивидуальные коррективы. Жёстких правил нет.

Четвёртый этап мастеринга.

Итак, Вы придали своему творению насыщенности и яркости. Что делать дальше? Ну... э-э Дальше замечательно будет, если Вы выполните компрессию — выравнивание звучания по всем частотам.

РИСУНОК 4

Нет, не подумайте, что это придание конечной громкости, нет. Для конечной громкости Вам предстоит пройти в самом конце последний этап . А компрессия на данном этапе позволяет ИМЕННО выровнять (усилить звуковые провалы и ослабить звуковые пики) звук в тех местах, где он, как Вам кажется, слишком «задрат» либо «слабоват». С помощью компрессора (в какой-то степени и с помощью эквалайзера) можно убрать шум из трека, что весьма важно при мастеринге.

Пятый этап мастеринга.

Следующим этапом является расширение стереобазы — придание отдельным частотам да и в целом всей работе стереозвучания, либо наоборот сведение всего звучания в монозвук. Для этого Вам понадобиться как на всех предыдущих этапах отдельный плагин, либо программа с таким модулем как расширитель стереобазы.

РИСУНОК 5

На этом этапе основным требованием является придание звучанию эффекта стерео настолько, чтобы те из потенциальных слушателей обрабатываемого Вами трека могли более-менне комфортно слушать этот же трек и в режиме моно (есть ведь люди, которые предпочитают моно звук, либо не имеют возможности слушать стерео. Хотя сегодня это уже почти не актуально :)).

И, наконец:

Шестой этап мастеринга. Заключительный.

Последний этап в полировке звучания Вашего трека — это максимизация звука, т.е. придание всей работе КОНЕЧНОГО ПО ГРОМКОСТИ коммерческого звучания. Какова должа быть громкость? Проще всего это понять, послушав один из треков, громкость которого Вы хотели бы получить. Максимизация, т е. усиление звука делается опять же с помощью соответствующих плагинов. Как видите, придание конечной громкости лучше и грамотнее всего проводить в КОНЦЕ мастеринга, т. е. предварительно обработав Ваш трек эквалайзером, ревербератором, возбудителем гармоник, компрессором и расширителем стереобазы. А уже потом и максимизатором громкости.

РИСУНОК 6

Теперь, я думаю, Вы поняли, что мастеринг очень важная вещь. И то, что провести мастеринг достаточно просто. Не нужно бежать в профессиональную студию платить большие деньги. Вам всего лишь достаточно однажды усвоить и, внимание, ПРАКТИЧЕСКИ опробовать мастеринг на своей композиции. А дальше всё будет легко и понятно.

Вижу, что остались вопросы: где взять нужные плагины для мастеринга? Какие плагины лучше? Как их «прикрутить» к моей музыкальной студии (типа, Cubase, FL Studio, Nuendo, Reason и другие)?

Ок. В конце статьи я хочу порекомендовать Всем музыкантам (а в частности компьютерным музыкантам) ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ И ИМЕЮЩИЮ В СЕБЕ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МОДУЛИ для проведения мастеринга программу: от эквалайзера до максимизатора громкости. Итак, это программа «Izotope Ozone». Она очень легко «прикручивается» ко многим студиям и имеет приятный визуальный интерфейс.

РИСУНОК 7

Истинная находка для музыкантов! Скачать демо-версию «Izotope Ozone 4» или же купить полную Вы можете на соответствующем официальном сайте по данной программе здесь:

http://www.izotope.com/products/audio/ozone/.

И, конечно же, послушайте звуковые фрагменты композиций ДО мастеринга и ПОСЛЕ: before.mp3 и after.mp3 соответственно.

Вот и подошли к концу мои «особые» уроки для Вас, уважаемые сиджеи! На этом «стоп» :)

 ******************************************************************************************************************************************

C вопросами, замечаниями и предложениями обращайтесь на irvinpea@gmail.com. Успехов!


Автор статьи:

основатель звуковой лаборатории «Irvin Pea Lab», компьютерный музыкант и исследователь технологий звука cj Irvin Pea.

Ресурсы автора:

адрес звуковой лаборатории «Irvin Pea Lab»: http://irvinpea.com

визитка компьютерного музыканта Irvin Pea: http://myspace.com/irvinpea

электронная почта: mailto:irvinpea@gmail.com


В избранное