Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Цикл уроков нотной грамоты.


Транспозиция.

    Если Вы - певец или у Вашей имеется вокалист, то наверняка Вы сталкиавлись с такой проблемой: если певцу приходится исполнить очень высокую или очень низкую ноту, то голос "срывается", переходит на визг, или исполнитель, как бы давится низкой нотой. Подобные ситуации чреваты также неприятными ощущениями в горле. В каждой мелодии есть самая высокая и самая низкая нота. Если в процессе пения Вы почувствовали, что эта нота слишком высока для Вас, то надо ее понизить настолько, чтобы у Вас появилась возможность ее спеть. Иногда певец не может взять очень низкую ноту. Но выход из этой трудной ситуации у нас имеется - повысить эту ноту. Такое изменение высоты нот называется транспозицией. Однако, изменив высоту только тех нот, которые не под силу вокалисту, мы изменим и саму мелодию. Чтобы этого не произошло, нам надо ровно настолько же повысить и остальные ноты.

      Когда мы говорили о высоте нот, мы узнали, что каждая нота в музыке имеет свой номер. До пятой октавы (C5) - номер 60, До-диез (C#5) = 61, Ре (D5) =62. Если номера нот отличаются на 1 - их высота отличается на полтона. Номер ноты D5 (62) больше ноты C#5 (61) на 1. Значит D5 выше, чем C#5 на полтона. Поэтому для того, чтобы транспонировать мелодию на полтона вверх, надо увеличить номера всех ее нот на единицу. А чтобы на тон, то на два. Посмотрите, как изменились номера нот при транспозиции мелодии на 2 полутона.

1-й такт

1/4 1 2 3 4
1/16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
мелодия
оригинал
7 4 7 4 7 6 6 6 4 6 4 6 7 7
мелодия
транспо
нирова
нная
9 6 9 6 9 8 8 8 6 8 6 8 9 9

2-й такт

1/4 1 2 3 4
1/16 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
мелодия
оригинал
7 4 7 4 7 6 6 6 4 6 4 6 7
мелодия
транспо
нирова
нная
9 6 9 6 9 8 8 8 6 8 6 8 9

       Если нам захочется понизить мелодию на два тона, то надо вычесть из всех ее нот по 4.
      Есть еще одно применение транспозиции, кроме подгонки песни под вокал. Некоторые солирующие инструменты, как акустические, так и электронные, хорошо звучат только на определенном диапазоне нот. Некоторые просто имеют узкий нотный диапазон. Для этого подбирают тональность композиции (транспонируют ее) так, чтобы солирующий (ведущий, исполняющий главную мелодию) инструмент, по возможности играл теми нотами, которые у него звучат лучше всего или вообще мог играть.

      Выпуск основан на основе материалов сайта МУЗыкАЛЬНАЯ ЛАборАТориЯ (http://musiclabo.ru) о музыкальном оборудовании и программах.


В избранное