Фонотека многоканальной музыки и в форматах mp3,flac,ape. Автограф mp3 (в-16)
Приветствую вас! Уважаемые подписчики.
Выпуск №16
Автограф
ИСТОРИЯ
Не имевший тогда никакого названия "Автограф" был образован 2 мая
1979 года. В первый состав вошли: Александр Ситковецкий (гитара, вокал)
Леонид Гуткин (бас-гитара, фагот)
Леонид Макаревич (клавишные)
Андрей Моргунов (ударные)
<В "Автограф" я попал, в общем-то, случайно. Дело в том, что в
музыкальном училище преподавала жена лидера "Автографа"
гитариста Александра Ситковецкого. И когда его группа "Високосное лето"
прекратила свое существование, барабанщик Валера Ефремов и басист
Саша Кутиков ушли в "Машину времени" - был объявлен набор музыкантов
в новую команду Ситковецкого. И мой приятель, барабанщик Андрей
Моргунов, который, к сожалению, не остался в "Автографе",
устроил мне аудиенцию. Она напоминала скорее дружеское собеседование и
происходила дома у Саши. Мы просто пообщались, поджемовали, и
мне был вынесен вердикт: подхожу.> (Л. Гуткин)
В июне того же года за барабаны вместо Моргунова садится
Владимир Якушенко. Затем, возвратившись с отдыха в Алуште, в группе
появляется бывший участник "Високосного лета" Крис Кельми,
который, в свою очередь, приводит в коллектив Сергея Брутяна (вокал).
А. Ситковецкий: "У меня было желание продолжать музыкальную
деятельность, было много собственной музыки, не реализованной в
"Високосном лете", были кое-какие инструменты. В 1979 г. я начал
подбирать музыкантов для новой группы. Вскоре образовался
постоянный костяк - Леня Гуткин (бас-гитара), Леня Макаревич (пианист из
консерватории) и я. Ударники менялись часто, но "осел" только
один - Володя Якушенко. В этом составе мы начали репетировать, но
быстро поняли, что нам не хватает певца. Крис Кельми, который к тому
времени еще не определился, вновь вернулся в коллектив и привел
с собой певца Сережу Брутяна." Эти изменения привели к тому, что <Автограф> стал
одной из
немногих рок-групп в конце 70-х, в составе которой были музыканты
высокого профессионального уровня, да ещё с музыкальным образованием. К
примеру, Александр Ситковецкий выпускник музыкального училища
им. Гнесиных по классу гитары, Леонид Макаревич закончил Московскую
консерваторию. Больше всего впечатляет "послужной список"
Леонида Гуткина: музыкальная школа при консерватории по классу фортепиано,
училище при консерватории по классу (!) фагота, консерватория по
классу того же фагота. Что самое интересное, Гуткин стал мощной
ритм-секцией группы (вместе с Якушенко), виртуозно играя на бас-гитаре!
"В новый состав, - писал А. Алексеев, - Александр приглашал
наиболее компетентных, с его точки зрения, музыкантов, предпочитая
профессионализм известности, сценичности и эффектному внешнему виду.
Ситковецкий собирал супергруппу, и это ему удалось. "Автограф" сразу
стали делать упор на высокое мастерство инструменталистов, одним из
первых в стране плодотворно занялся арт-роком и симфо-роком."
Через полгода репетиций, еще не дав ни одного концерта, ансамбль был
приглашен на престижнейший рок-фестиваль в Грузии. "Автограф" срочно
создает новую программу для участия в нем. В этот период в группе
играло два клавишника. Музыка получалась фантастическая. Первые
репетиции "Автографа" проходили в подвале одного из общежитий
недалеко от метро "Автозаводская". За возможность репетировать
музыканты каждую субботу "отрабатывали" на танцах. Уже на первых
своих репетициях "Автограф" стал исполнять крепкий, и что было
совсем не характерно для рок-групп того времени, виртуозный арт-рок
с остросоциальными текстами.
"В срочном порядке мы начинаем готовить специальную программу
для фестиваля. Надо сказать, что опыта работы на сцене, кроме нас с
Крисом, никто не имел. И можно представить наше волнение перед столь
важным испытанием. Мы должны были выступать на одной сцене с
профессиональными и лучшими любительскими коллективами со всей страны
." (А. Ситковецкий)
Фестиваль проходит с 8 по 18 марта 1980 г. в Тбилиси и <Автограф>
получил вторую премию, а также специальные призы за лучшую
музыкальную композицию (<Ирландия. Ольстер>). Визитной карточкой
группы на долго оставалась безымянная увертюра, названная спустя два
года "Пристегните ремни безопасности". Коллектив в одночасье стал
известен всему Союзу, ими заинтересовались журналисты.
"Если "Машина времени" и "Магнетик бэнд" только укрепили свои
лидирующие позиции, то о нас сразу же узнали. Появились
информация в прессе, записи на телевидении, радио. Для шестерых
самодеятельных музыкантов это было нечто новое... Жизнь рассудила все сама, все
расставила на свои места - мы стали задумываться о переходе на
профессиональную сцену и одновременно начали получать
приглашения на работу от концертных организаций."
А. Ситковецкий)
Сразу после конкурса фирмой <Мелодия> был выпущен первый
авторский миньон группы.
Летом 1980 года из группы ушли: К. Кельми в театр имени
Ленинского комсомола, где из обломков группы 'Виктория' он, реализуя
собственные планы, создал свое 'Рок-ателье' (к тому же два
клавишника - это очень много для рок-коллектива) и решивший
продолжать учебу в институте В. Якушенко, место которого занял
дебютант Виктор Михалин.
Успех на тбилисском рок-фестивале сделал имя 'Автографа'
известным по всей стране, а короткая олимпийская оттепель в политике
Министерства культуры позволила группе, практически не меняя
репертуара, перейти на профессиональные рельсы, став первой
рок-группой, с которой заключил трудовое соглашение Москонцерт.
"Это было похоже на чудо - к тому времени в этой организации не было
ни одной рок-группы. Я рад тому, что руководство Москонцерта
пошло нам навстречу..."
(А. Ситковецкий)
В мае 1982 г. Брутяна, решившего вернуться к заброшенной
кандидатской диссертации по филологии, сменил Артур Михеев из одной
из первых московских хард-роковых групп <Волшебные сумерки>,
вскоре взявший сценический псевдоним Беркут, вокал которого становится
визитной карточкой группы.
В том же году на экраны страны выходит лирической комедии <Шляпа>
режиссера Леонида Квинихидзе (р. 21.12.37) с Ириной Мирошниченко,
Людмилой Савельевой и Риммой Марковой в главных ролях,
специально для которой <Автограф> написал песню <Монолог>. Эта песня, с
воодушевлением встреченная молодёжью, студенчеством,
подвергается серьёзному разбору работниками фирмы "Мелодия" и Министерства
культуры как "произведение с нездоровым настроением". Всё
настойчивее звучат призывы вернутся к бесконфликтной любовной лирике.
Начало восьмидесятых было <золотым временем> для <Автографа>.
Коллектив становится суперпопулярным и активно гастролирует по всему
Советскому Союзу, приносит государству многомиллионную прибыль.
И вместе с тем, худсовет официальной фирмы грамзаписи "Мелодия"
усматривает в композициях группы двойное дно, категорически
отказывается выпускать виниловые пластинки группы.
"У нас была готовая программа, мы открывали для себя многие города
Советского Союза, все было замечательно
"(А. Ситковецкий).
В музыкальном отношении начальный период "Автографа" отличается
развитием принципов "Високосного лета" - сложные инструментальные
части композиций , изобилие музыкальных тем , не получающих
окончательного развития и исчезающих, едва появившись. Группа
выкристаллизовывает свой поэтический почерк, вызывающий
серьёзные нарекания тех, кто высказывался за обязательность максимального
приближения песенных текстов к советской действительности. По
свидетельству доброжелательно настроенных представителей прессы,
именно в начале 80-х группе удаётся достичь органического слияния
музыки и слова, успехом у слушателей пользовались его песни
Ливень, Блюз Каприз, пьеса Марсианские хроники и один из главных хитов тех
лет Ирландия. Ольстер. Исполняя оригинальный <академический>
арт-рок, <Автограф> пошел по пути <King Crimson> и <Procol Harum>,
заключив творческий союз с М. Пушкиной - профессиональной поэтессой
и автором текстов (ранее сотрудничавшей с Високосным летом),
сумевшей точно подобрать необходимую музыкантам авторскую интонацию,
создать интегрированный образ личности, от лица которой велось
повествование, тем самым многократно усилив художественную ценность
музыкального материала.
В условиях дефицита на рок-музыку, полу запрета на нее,
<Автограф был кумиром, который наряду с <Машиной времени> действовали
официально. В 1983 году, когда для рок-музыкантов началось
"закручивание гаек", группа, чтобы избежать идеологического
прессинга, решилась на отчаянный шаг - принять участие в VII
Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Получив вторую премию,
музыканты могли потом "прикрываться" ею как пропуском на большую
сцену. То был год борьбы за выживание группы. С другой стороны
звание лауреатов конкурса открыло перед ними двери <железного
занавеса>, и <Автограф> отпустили на первые зарубежные гастроли -
сначала, как водится, в Болгарию. Поначалу двухнедельное турне
шло вяло, залы были полупустые, но под конец гастролей ситуация
изменилась к лучшему: группой заинтересовалась публика,
появились представители прессы и телевидения. Для болгар было настоящим
открытием, что в Советском Союзе существует рок-музыка.
<В июне 1983 года ансамбль с большим успехом завершил свое
первое зарубежное турне по Болгарии, где в качестве почетного гостя
участвовал в гала-концертах фестиваля <Золотой Орфей> и был отмечен
прессой (композиция <Ирландия. Ольстер> была признана лучшей
антивоенной песней). Потом были концерты и телесъемки в ГДР и
опять в Болгарии, Венгрии и Чехословакии>.
Становление "Автографа" приходится на нелёгкие для советского рока
годы. Поток запрещающих инструкций и жёсткий отбор специальными
комиссиями оказывают влияние на идеологию их творчества. Тем не
менее именно в это время происходит шлифовка стилистического языка,
в экспериментах с сочетаниями различных ритмических интонаций
сказывается владение колоссальным объёмом музыкальной информации
(от классики конца XVII века до элементов классического джаза,
джаз-рока, фанка и рэггей). <Автограф> заявляет о себе как группа,
играющая арт-рок, музыкально сложный, но более безопасный в
социальном смысле. "Реквием памяти Джона Леннона", по сути,
становится реквиемом по временам единения музыки и слова,
отголоском ранее написанного "високосниками" "Реквиема по растоптанной
землянике в августе".
Внезапное окончание периода либерализма, - отмечал Андрей Бурлака,
- поставило <АВТОГРАФ> и других представителей бывшего андерграунда,
легализовавшихся при тех или иных государственных концертных
организациях, в сложное положение: бдительная цензура
существенно ограничила их репертуар, возможность гастролировать сошла на нет,
а единственным произведением <Автографа>, продолжавшим звучать по
радио, оказалась арт-роковая интерпретация оркестровой сюиты
Георгия Свиридова (р. 1915) <Время, вперед !> (1965).
Следующая большая работа - сюита "Век ? 20", практически моноопера
для певца Беркута, была специально сочинена под его вокальные данные
- большого отклика не получила. Хотя музыкальный материал,
изобилующий интересными темами, включал оркестровые эпизоды,
неожиданные соло на фаготе бас-гитариста Гуткина, игру на саксофоне
вокалиста и виртуозную игру клавишника Л. Макаревича по
профессиональному уровню ставили "Автограф" вне досягаемости. Но
на фоне энергичного "выброса" в атмосферу музыкальной жизни
"социального рока", в котором неумелое обращение с музыкальными
инструментами с лихвой компенсировалось остротой и злободневностью
текстов, звезда <Автографа> потускнела.
13 июня 1985 г. "Автограф" единственным удостоился чести
выступить в советской части международного проекта "Live Aid" - телемосте с
Великобританией и США. Через спутник выступление исполнившей две
песни группы транслировалось в "живом" эфире на аудиторию в два
миллиарда человек во всем мире.
А. Ситковецкий: "Когда в три часа дня включили огромный телеэкран в
Останкинской студии, и мы увидели огромную сцену и битком, набитый
стадион "Уэмбли", мне стало, честно говоря, не по себе. Я осознал,
что через три часа придется выходить через спутник "живьем" в эфир,
на аудиторию, которая насчитывает два миллиарда человек.
Трансляция шла на весь мир! Быстро отобрали две песни из нашего репертуара.
Без нескольких минут шесть Лондон дал "добро", и мы заиграли.
Вначале что-тоне ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на
огромном экране, установленном на "Уэмбли". Мне это только придало силы,
и тогда я до конца понял, что происходит... Мы выложились, как могли."
В том же году ансамбль участвовал в съемках передачи "Песня-85".
Руководство Госконцерта, поняв, что на рок-музыкантах можно
зарабатывать деньги, стало смелее отпускать их за границу.
Прошли турне еще по нескольким странам. Труднее всего, по мнению
участников, пришлось в Венгрии, а лучше всего встречали в Чехословакии.
30 мая 1986 года "Автограф" выступал на одной сцене с Михаилом
Ульяновым, Аллой Пугачевой, Александром Градским, группами "Круиз" и
"Браво" в концерте "Счет ? 904", сбор от которого пошел в фонд
помощи Чернобылю.
В 1986 году на фирме "Мелодия" был издан первый диск-гигант
<Автограф>, составленный из лучших вещей двух магнитоальбомов.
"Dream is over" - эти слова убитого члена "Битлз" можно было бы
вынести эпиграфом на обложку первого диска группы, пролежавшего
в ущерб репутации музыкантов несколько лет у редакторов фирмы
"Мелодия" из-за нежелания авторов текстов изменить несколько строчек
в песне "Монолог" и полностью переписать текст "Корабля". Имея
профессиональный статус, за семь лет (!) музыканты выпустили
лишь один виниловый сингл и несколько композиций в различных сборниках.
Смешно сказать: штатная единица Москонцерта самостоятельно, (можно
сказать - полулегально) записывает три магнитоальбома! (Кстати,
ни один из них до сих пор не издан).
В конце года в группу приходят новые музыканты Сергей Мазаев (вокал,
саксофоны) из ВИА "Здравствуй, песня" и Руслан Валонен (клавишные,
программирование), из популярной в начале восьмидесятых группы "Москва".
"Второй клавишник был необходим группе как воздух, так как
Леонид Макаревич был великолепным пианистом, а требовался знающий
синтезаторщик, владеющий к тому же мастерством современных аранжировок.
" (М. Пушкина)
В июле 1987 года "Автограф" принял участие в историческом
советско-американском концерте "Rock 'n' Roll Summit" вместе с
Jameс Taylor, Santana, "Doobie Brothers".
В августе <Автограф> удачно выступил на фестивале в польском
городе Сопот, получив вторую премию конкурса, приз журналистов и приз радио
и телевидения Польши. Там же в Сопоте "Автограф" знакомится с
американской певицей Мэри Ди, исполнив вместе заключительную
песню фестиваля. Благодаря стараниям менеждера Мэри Ди в Москву
приезжает представитель американской компании "Capitol" и подписывает с
"Автографом" контракт на пять лет.
Гораздо важнее для "Автографа" были гастроли на Западе -в
Австрии, Дании, Финляндии, ФРГ и Канаде, где по достоинству оценили их
музыкальный потенциал. В Северную Америку музыканты съездили в
феврале 1987 г. - для участия в фестивале "Рандеву-87". По
программе они должны были участвовать в двух гала-концертах, но интерес к
"советским рок-музыкантам" был столь велик, что импресариопредложил
им после этого дать сольный концерт в самом престижном зале Монреаля
"Спектрум". Ансамбль ждал триумф, музыканты четыре раза
"выходили на
бис". Группа получила очень благожелательную прессу. На следующий
день "Автограф" выступил в рассчитанном на четырнадцать тысяч
человек Дворце спорта "Колизей" в одной программе с канадской
группой <Glass Tiger> - "которая тогда занимала первое место в
хит-параде в Канаде и девятое - в США" - и ветеранами
джаз-роковой сцены <Chicago>.
"Мы были окрылены выступлением в "Спектруме". Пресса на следующий
день была благосклонна. Весь наш концерт был для журналистов
тоже в известной мере сенсацией. После первой же композиции зал взорвался,
и так продолжалось до конца нашего выступления. Это был один из тех
концертов, которые вспоминаешь потом всю жизнь.
" (А. Ситковецкий)
В то время, на пике популярности, группу сравнивали с <Genesis и
<Yes>. Но затем, в первую очередь из-за ее академизма, о музыке
<Автографа> отзывались уже более сдержанно. После 1986, когда
легализация рока в СССР приняла массовый и необратимый характер,
<Автографа> со своей виртуозной и технически безупречной, но
морально устаревшей музыкой оказался в тени. Он все больше времени
проводил за рубежом, но, в конечном счете, не сделал имени там и
потерял его здесь.
В мае 1988 года Л. Макаревич, написавший неповторимый по настроению
"Разговор с Леонардо Да Винчи", но не сумевший раскрыться как
композитор, ощущая, что его музыкальные идеи не находят применения,
покинул <Автограф>.
После очередных гастролей в США и пробных записей там звук
коллектива трансформировался в профессионально сыгранный
рафинированный AOR, в их репертуаре появилось больше баллад и
лирических песен. Новая программа группы вышла в 1989 году на диске
"Каменный край", который создавался в сотрудничестве с поэтом
Сергеем Патрушевым и записывался в студии Московского Дворца
молодежи со звукорежиссерами И. Замараевым и Р. Валоненом и в
Лос-Анджелесе в студии <Trax>. Альбом продюсировали Руслан
Волонен и
"Автограф" с российской стороны и Аллен Рой Скотт и Майкл Макдональд с
американской.
"Осенью 1989 года, после очередных гастролей в ФРГ, США и Швейцарии,
ушли Мазаев и Михалин. Вместо последнего за барабаны сел Сергей
Криницын...
" (М. Пушкина)
В 1991 году на американской фирме "Бизар" был выпущен следующий
альбом группы "Tear Down The Border", в который вошла "часть заново
записанного материала "Каменного края" и абсолютно новые песни".
Альбом продюсировали Роберт Даффи (Robert Duffey) и Тед Бишоп.
Весной 1990 г. в гостиничном номере города Ульяновска тихо умерла
легендарная рок-группа "Автограф".
Л.Гуткин: "Автограф" перестал существовать в 90 году, по причинам
сугубо творческим. Мы записали, на мой взгляд, один из самых
наших успешных альбомов "Каменный край", но в какой-то степени были
изнурены работой над ним в течение трех лет. К тому времени группа
существовала одиннадцать лет, и в какой-то момент мы просто
почувствовали себя опустошенными и решили, что в ближайшем будущем
вряд ли сможем записать что-то интереснее того, что мы сделали в
последнем альбоме. Другое дело, что у нас и планов по прекращению
деятельности группы не было, мы намеревались сделать перерыв в
работе на несколько месяцев - от полгода до года, - чтобы каждый,
кто, быть может, хотел реализовать собственный проект,
реализовал бы
его. Но в течение этого года произошли события, которые повлияли
в какой-то степени на возможность дальнейшего воссоединения. Часть
группы оказалась за границей; с распадом Союза проекты, которые
музыканты АВТОГРАФА намеривались осуществить в СССР, стали
невозможны, и наоборот - сольные проекты отдельных участников группы
разрослись до неимоверных размеров. Ну и так далее... Так что мы
не расставались со скандалами, более того, мы все до сих пор дружим,
перезваниваемся, выпадает возможность - встречаемся.
В 2001 году, Артур Беркут пытался "реанимировать" коллектив под
названием "Автограф XXI", но право на название не было подтверждено
А. Ситковецким, Л. Гуткиным и В. Михалиным, поэтому Артур
переименовал свой проект в группу - "Беркут".
В том же году на дне рождения Л. Гуткина всего на несколько часов
произошло воссоединение группы <Автограф> в составе: Сергей Брутян,
Владимир Якушенко, Леонид Гуткин, присутствовал также и А. Ситковецкий.
В декабре 2004 года группа объявила о своем воссоединении в
"золотом" составе: Ситковецкий, Гуткин, Беркут, Михалин, Макаревич.
Короткий тур по городам (Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Минск)
был завершен 23 июня 2005 финальным концертом в СК "Олимпийский"
(Москва), где на сцену вышли также Мазаев, Брутян и Кельми.
Треклист:
1. Пристегните ремни безопасности (А. Ситковецкий)
2. Ливень (А. Ситковецкий - Б. Станилов)
3. 2000 лет (К. Кельми - М. Пушкина)
4. Цепочка дней (А. Ситковецкий / К. Кельми - М. Пушкина)
5. Ирландия, Ольстер (А. Ситковецкий - М. Пушкина)
6. Вчерашний день (С. Брутян - М. Пушкина)
7. День и ночь (Л. Гуткин - М. Пушкина)
8. Монолог (А. Ситковецкий - М. Пушкина / Б. Баркас)
9. Марсианские хроники, ч. I (А. Ситковецкий / Л. Гуткин - М. Пушкина)
10. Возвращение, ч. II (Л. Гуткин - М. Пушкина)
11. Блюз "Каприз" (А. Ситковецкий)
12. Старинная баллада (Л. Гуткин - М. Пушкина)
13. Корабль (А. Ситковецкий
Классический состав:
Александр Ситковецкий - руководитель группы, гитара, вокал
Артур Михеев (Беркут) - вокал
Леонид Макаревич - клавишные инструменты
Леонид Гуткин - бас-гитара
Виктор Михалин - ударные инструменты
Остальные музыканты:
Сергей Брутян - вокал
Андрей Моргунов - ударные
Виктор Якушенко - ударные
Крис Кельми - клавиши
Руслан Валонен - клавиши
Сергей Мазаев - саксофон