Голос с одной стороны это талант, природный дар, дар Божий, а другой стороны это тяжкий труд, постоянные упражнения и высокое мастерство владения собственным телом. Вот так один неизвестный поэт XIX века описал упражнения для развития голосового аппарата:
« Вокалист, послушай сей наказ Не державный из верхов идущий, указующий приказ, Но совет, согретый опытом веков... Но, однако же, начнём без лишних и ненужных слов.
Чтоб belcanto петь до гроба Купол сделайте из нёба Станьте полым как труба И начните петь со лба.
Ощущайте точки две- В животе и в голове. Привалите на живот И пошлите звук вперёд.
Чтобы петь и не давиться Не забудьте удивиться. Вдох короткий, как испуг И струной тяните звук
Если Вы наверх идёте Нужно глубже опирать Всех тогда переорёте Хоть и нечем заорать.
Если вниз идёте Вы Не теряйте головы. Не рычите словно зверь, Открывайте мягко дверь.
Что такое звук прикрыть Очень трудно объяснить. Чтоб прикрытие найти, Нужно к «е» прибавить «и».
«А» где «О»,а «О», где «У», Но не в глотке, а во лбу И со лба до живота Лишь провал и пустота.
Пойте мягко, не кричите Молча партию учите. И не слушать никого Кроме Бога одного!
Всей душою музыку любя Вы найдёте ключ к раскрытию себя Так личность интерпретатора Приблизится к личности Творца И кантилены храм откроет перед Вами Все ипостаси своего лица!»
Сей труд оставляет далеко позади себя остальные работы магистров вокального искусства, так как в доступной и короткой форме излагает основные постулаты вокальной школы. Возникающие вопросы у молодых или начинающих исполнителей, решаются непосредственно при индивидуальном занятии. К каждому исполнителю необходим индивидуальный подход, определённый для каждого в отдельности состав упражнений, зависящий от подготовленности и природных данных учащегося. Так же, обязателен личный
контакт педагога и ученика, способствующий раскрытию дарования обучаемого. Эмоциональное состояние и психологическое равновесие, создают неповторимый облик исполнителя, открывают простор для поиска новых образов на сцене.
Преподавание вокального мастерства - большая ответственность, так как педагог обязан не навредить. Это сродни врачеванию, с той лишь разницей, что в дополнение к здоровью вокальному необходимо Здоровье Духовное - для полного осмысления исполнителем, своего предназначения в вокальном искусстве.