Для Италии XX века, как и для всего европейского оперного искусства, характерен поиск новых форм, отказ от привычного, традиционного. Это вызвано стремлением оперных композиторов создавать музыкально-сценические произведения, созвучные эпохе социальных потрясений, невиданного по размаху технического прогресса. Поиск новых форм и средств выражения приводит к созданию необычных произведений с измененным ладовым мышлением. В современной опере действие, как правило, развертывается необычайно импульсивно. В
этом проявляется связь оперного искусства с искусством кино, характеризующимся быстрой сменой кинокадров. Совершено естественно, что привычная оперная форма - ария - существенно видоизменяется.
Меняется и отношение композиторов к мелодии, ее интервальному строению. Вместо удобно построенной мелодической линии появляются непривычные для голоса скачки на широкие интервалы (наиболее распространенным из них становится, например, септима: ее неустойчивость и диссонансность передают состояние тревожности, напряженности, столь характерные для оперных произведений западно-европейских композиторов).
Нельзя не отметить и еще одну особенность -использование вокально неудобной для голоса тесситуры. Зачастую в вокальных партиях, предназначенных для низкого голоса, широко применяется высокая тесситура. И наоборот - высокие голоса должны приспосабливаться к непривычной и малоразработанной в процессе обучения низкой тесситуре. Немаловажным фактором является новая функция оркестра, который, как правило, несет основную эмоциональную нагрузку. Зачастую оркестр не помогает певцу, а сбивает его, увеличивая сложность
интонирования, проблема которого выдвигается на первый план. Резкие и частые смены психологических состояний создают сложный интонационный рисунок, воспроизвести который способен только вокалист, в совершенстве владеющий своим голосом.
Современный итальянский певец встречается не только с произведениями оперных композиторов прошлого, составляющих основу репертуара оперных театров, но и с произведениями таких новаторов, как Луиджи Ноно, Луиджи Даллапиккола, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Франсиса Пуленка, Альбана Берга, Пауля Хиндемита и др. Это диктует необходимость в совершенстве владеть вокальной техникой, расширять запас выразительных средств, пополняя его новыми тембрами, динамическими оттенками, умением распоряжаться регистровыми
режимами. Говоря о певцах второй половины XX века, в частности миланского театра Ла Скала, необходимо отметить, что понятие представитель итальянской школы пения в последнее время значительно расширилось. На современном этапе его следует заменить другим определением - представитель эталонного пения, под которым понимается совокупность вокально-технического и актерского совершенства. Такими эталонными певцами являются: испанка Монсеррат Кабалье; гречанка Мария Каллас; австралийка по происхождению Джоан Сазерленд;
болгарин Николай Гяуров; американка Биверли Силе; итальянцы - меццо-сопрано Джульетта Симионато, получившая мировую известность после второй мировой войны; баритон Тито Гобби ; героический тенор Марио дель Монако - преемник Карузо; лирико-драматическое сопрано Рената Тебальди. Молодое поколение представлено "королем теноровых высот" Лючано Паваротти, лирическим сопрано Миреллой Френи, Ренатой Скотто, испанцем Хозе Каррерас, молодыми итальянскими певицами - Чечилией Гасдия - сопрано и Чечилией Бартолли
- колоратурное меццо-сопрано.