Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вокальное мастерство

  Все выпуски  

Вокальное мастерство Голосовой аппарат певца


 Вокальное мастерство

2009-11-25

 http://medycina.narod.ru/index.htm

У человека голосовые связки состоят из мышечной и соединительной ткани, натянутые симметрично с каждой стороны между  голосовым отростком черпаловидного хряща и внутренней поверхностью  угла щитовидного хряща гортани. Они участвуют в образовании звуков.

В голосообразовании задействованы глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, грудная клетка и мышцы брюшной полости. Указания двигательным нервам поступают из мозга, заставляя работать органы голосообразования. Это единый сложнейший механизм. Поэтому при обучении мы говорим: "сначала голова, затем голос".

Нервные центры головного мозга являются главным органом в процессе певческого голосообразования.

            Слух является основным регулятором голоса.

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здоровья слухового аппарата точно также, как слуховой аппарат от состояния здоровья  голосового аппарата: здесь связь двухсторонняя - одно не может существовать без другого. 
Слуховые   восприятия  осуществляются   через   деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку  или пение, мы "про  себя", а иногда  и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

Рекомендации по развитию вокала

Начальная стадия - укрепление связок

Для начала стоит попробовать понять природу звука и тембра. Голосовые связки - это источник. Голова, язык, нёбо, зубы, щёки и даже волосы имеют влияние на окраску, глубину и интенсивность звука, как рупор в граммофоне.

Связки - это мышцы, которые как и любые другие требуют тренировки. Это необходимо для уверенности. Как только будешь уверен в связках и знать их диапазон, сможешь на них играть, как на инструменте.

Упражнение 1.
Глубокий вдох, петь звук А в середине диапазона, выше средней громкости, с широко раскрытым ртом (также вариации от А до О), пока не иссякнет дыхание. Добиваться ровного звука на протяжении целого вдоха, исключать случайную вибрацию (признак не тренированности связок).

Упражнение 2.
После достижения ровного звука на одной ноте переходи ко всему диапазону по хроматической гамме (вдох на каждой ноте), начиная снизу, исключая фальцет. Неплохо петь в акустике (большой зал, фойе, ангар).

Нетренированные связки, как любая мышца при первой нагрузке сначала болят (першение в горле, хрипота). Поможет полоскание (столовая ложка фруктового уксуса на стакан воды) и сырое яйцо. Это не значит, что нужно прекращать занятия. Только добившись ровного тона можно продолжать. Однако спешить не стоит - любая поспешность отбросит тебя на месяц назад с тяжело восстанавливаемыми последствиями.

Звук должен быть ровный, как из тонгенератора на протяжении всего дыхания, до звона в ушах. На него не должны влиять ни поворот головы, ни биение сердца, ни количество воздуха в лёгких. Он может быть тихий (почти шепот) и громкий, но всегда обязан быть ровным. При этих упражнениях одновременно необходимо зажимая и отпуская связки и усиливая и ослабляя давление воздуха на них искать тембр звука. Это как играешь на духовом инструменте. Не стесняйся любых звуков. Тот, настоящий, ты обязательно услышишь. Очень хорошо контролировать точность по аккордеону - при одновременном звучании инструмента и голоса (одна нота) пропадают биения (признак неточности). Это можно услышать и на гитаре. Две струны на гитаре на одной ноте настраиваются до исчезновения колебаний.

Важно уметь контролировать себя по слуху. Попробуй оценить себя, хотя лучше, конечно, чтобы помог кто-нибудь из профессионалов:
1. Способен ли ты различать несколько инструментов, одновременно играющих одну и ту же ноту?
2. Способен ли ты спеть терцию от взятой ноты (первые четыре ноты фразы "Чижик-пыжик")?
3. Способен ли ты спеть правильно ноту без инструмента, а потом проверить?

Одна хитрость. Мы её будем называть ручной микрофон. Приложи край левой ладони у запястья к левому уголку рта. Ладонь изогнута по направлению к правому уху. Ладонь правой руки продолжает пальцы левой ладони вплоть до правого уха. Незначительным перемещением необходимо добиться максимального эффекта. Можно применять зеркальное положение. Это помогает отстраниться от посторонних шумов и услышать голос "изнутри".

Как правильно записать вокал.

Цель:
Вокал хорошо звучит только когда он исполнен и записан "чисто". Если певец не попадает в ноты, вокальное исполнение звучит плохо и вся запись, какая бы ни была аранжировка, выглядит очень бедной и некачественной.
 

Проблема:
Исполнитель поет чисто, когда присутствуют следующие вещи: хорошо поставленный голос, слух (желательно абсолютный), обратная связь (когда вокалист слышит то, что поет) и хорошая аппаратуру, на которой осуществляется запись. Однако уши не всегда корректно воспринимают тон, даже если у исполнителя есть слух. Когда музыка воспроизводится очень громко, человек слышит басовые частоты ниже, чем они записаны. На сколько ниже ? Иногда на половину тона, а то и больше. При записи певец слушает аранжировку в наушниках. Если при этом фонограмма воспроизводится очень громко и наушники хорошо воспроизводят басы, певец пытается подстроится под тон, который слышит и обычно поет ниже, чем нужно.
 

Решение:
В этом случае решение очень простое. Если вокалист поет ниже, чем записана аранжировка, убавьте громкость фонограммы в наушниках и уберите басы. Исполнителю потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к записи на убавленной громкости и уменьшенных басах, но это поможет ему петь "чисто".
Когда исполнитель настроен на громкие басы, которые воспроизводятся в наушниках, он поет фальшиво, ниже по тону, чем нужно.

Предлагаю следующий эксперимент:
 

1. Запишите вокалиста на одну из дорожек с сильными басами и большой громкостью в наушниках
 

2. Затем убавьте громкость и низкие частоты и попросите спеть его снова, записав новый вариант на другую дорожку
 

3. Покажите исполнителю оба варианта и спросите, какой спет лучше. Без сомнения он укажет на запись, сделанную на пониженных басах и малой громкости
 

Другой совет:
Когда два инструмента должны воспроизводится в одной тональности, но один из них играет "фальшиво", наблюдается биение. Это биение выражается в постоянном увеличение/уменьшении звука. Когда тон инструмента, записанного "фальшиво" приближается к тону записанного "чисто" инструмента, биение пропадает. Умение слышать это биение является большим плюсом в том, как можно определять "фальшиво" записанные партии инструментов.
Реверберация устраняет и сглаживает такого рода биения. Данный эффект широко применяется при записи вокала. Однако, если при записи исполнителя Вы используете много ревера, человеку тяжело будет определить, что он поет "фальшиво". Поэтому лучше всего записывать вокал с малым ревером или вообще без него. После чего можно обработать вокальную партию данным эффектом отдельно.
 

Необычное обстоятельство:
Иногда певец поет "чисто" при громкой фонограмме, которую слышит в наушниках. Это возможно, если вокалист многие годы выступал на концертных площадках, где фонограмма играет очень громко. И певец привык петь корректно даже при громкой фонограмме и сильных басах. В этом случае может возникнуть проблема записи фонограммы при малой громкости и малых басах. И вокалист будет "завышать" тон. Случается такое явление редко, но о нем нельзя забывать.
 

Выводы:
Если вокалист поет "фальшиво",
" Убавьте громкость фонограммы в наушниках, уменьшите басы
" Используйте минимум ревера при записи голоса

С вами была ведущая рассылки, Анна Симеонова

 


В избранное