Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вокальное мастерство

  Все выпуски  

Вокальное мастерство Психология пения


 Вокальное мастерство

2009-08-15

Работа над песней: дели слона

Любое дело требует обстоятельного подхода. Попытка проглотить слона целиком, как правило, приводит к печальным последствиям. Поэтому, когда вы приступаете к работе над новой песней, не стремитесь сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и т.д. разделите "слона" на части. Такой подход приводит, как ни странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату. Первое, что вы должны сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию. Не пытайтесь приклеить ее к словам. Текст скроет от вас действительную звуковысотную кривую мелодии. И вы будете петь не уверенно и, как следствие, грязно, "мимо денег". Гораздо правильнее вокалировать мелодию на удобную гласную. Таким образом, вы изолируете музыкальную составляющую песни и естественно. Можете уделить ей больше внимания. Я предлагаю круглую "о", переходящую в "у" на высоких и в "а" на низких нотах, в том случае, если песня в основном строится на легатном звукоизвлечении и слог "нэй" или "мяу", если вещь ритмичная или в ней необходимо произносить быстро много текста. Одновременно с работой над точностью интонации разберитесь с дыханием. Помните, что задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке и кантилене. Общее правило таково - меняйте дыхание в каждой паузе. В начале песни или после проигрыша делайте активный вдох носом, в остальных случаях используйте активный выдох со сменой дыхания. Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам подсказку, пока организм не запомнит дыхательный скелет песни.

Параллельно с вышеописанной работой можно заняться и текстом. Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если вы поете на иностранном языке). Изолируйте их от основного материала и почитайте как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Доведите темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст вам запас прочности.

После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из компонентов. На этом этапе имеет смысл задержаться подольше. Это даст вам возможность уложить песню в вокальном аппарате, "впеть" ее. Теперь запишите свое исполнение на магнитофон и постарайтесь объективно оценить запись. Не поддавайтесь первой реакции: "Все плохо!!!" или "Все отлично!" послушайте еще раз, уделите внимание мелочам. Задайте себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи? Исправьте недостатки и запишитесь снова. Для качественного ремесленного исполнения этого часто бывает достаточно. Но если песня глубокая и сложная, текстовой материал интересен, можно пойти дальше. Поищите звук, задействуя поочередно разные резонаторы, разные приемы звукоизвлечения. Придумайте вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Задача для вашего интеллекта - определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями и бесконечными ритмическими сбивками. Записывайтесь как можно чаще на магнитофон, слушайте и делайте выводы. Это лучший способ отделить зерна от плевел.

 Е.Ю.Белоброва

Схема повседневных занятий

Умение петь - это навык, вырабатываемый многократным повторением действий приводящих к положительному результату. Если бы для пения было достаточно только знаний, то по прочтении статей на этом сайте вас бы уже ждало мировое турне. К сожалению (или к счастью), овладение вокальными навыками требует постоянных, методичных тренировок. Я предлагаю вам примерную схему ежедневных занятий, которая позволит вам, не переутомляя голосовой аппарат, добиться максимальных результатом за короткое время.

Для начала - общие замечания. Бытует мнение, что утром заниматься тяжело и даже вредно. Конечно, людям, которые, как и я, относятся к разряду сов, утренние занятия даются тяжелей, чем вечерние. Но для настоящего профессионала время не должно иметь значение: утром днем вечером и ночью ваш голос должен звучать если не идеально, то хотя бы хорошо. Ведь не известно, на какое время придется ответственное прослушивание или запись на студии. В музыкальных училищах, где я преподаю, занятия начинаются с 10 утра, а все экзамены с 11 утра. Так что волей-неволей студентам приходится приучаться распеваться утром.

А вот петь после сытного обеда или ужина действительно и тяжело и вредно. Во-первых, нарушается процесс спокойного переваривания пищи, а во-вторых, давящая на желудок диафрагма может вызвать рвотные позывы. Поэтом после обильного принятия пищи должно пройти не менее 2 часов. Но пение на голодный желудок также может быть опасно для здоровья. В результате давления диафрагмы на желудок начинает вырабатываться желудочный сок, разъедающий за неимением пищи сам желудок. Если вы только что пришли с работы или учебы и очень голодны, перед пением рекомендуется съесть немного фруктов, кисломолочных продуктов, йогурт или булочку. После этого можно без вреда для здоровья позаниматься вокалом, а после - плотно покушать.

Теперь поговорим о самих занятиях. Начинать я рекомендую с дыхательных упражнений - они разогревают вокальный аппарат, подготавливая его к дальнейшим певческим нагрузкам.

  • Спинное дыхание 1-1.5 минуты
  • Активный вдох, активный выдох 1-2 минуты
  • Равномерный выдох (желательно лежа) 7-10 раз

Далее при необходимости (например, в начале обучения или в восстановительный период после долгого перерыва) делаются упражнения на укрепление мышц языка, мягкого неба и губ. Все вместе 3-4 минуты. Для экономии времени можно чередовать с дыхательными упражнениями.

Следующие 5-10 минут необходимо посвятить стаккатным упражнениям. Если вы занимаетесь недавно, то пойте простые упражнения в медленном темпе. Подойдут так же быстрые подтяжки с приседанием или с палочкой. Если вы уже освоили быстрые стаккато, следующим упражнением могут быть они.

  • Простые стаккато 3-5 минут
  • Подтяжки быстрого темпа 2-3 минуты
  • Быстрые стаккато 2-3 минуты

Далее следует блок легатных упражнений. Простые легаты, Буратинка, медленные подтяжки могут следовать друг за другом в любой удобной вам последовательности.

  • Простые легаты 3-4 минуты
  • Буратинка 3-4 минуты
  • Медленные подтяжки 4-5 минут

Следующим номером нашей программы выступают дикционные упражнения. К ним относятся всеми любимые ИЭАОУОАЭИ с согласными или без, работа с открытыми гласными АОЭ, Буратинка на И и ЛЬЮ, упражнения на укрепление мышц языка и расслабление нижней челюсти.

  • Открытые гласные АОЭ 1-2 минуты
  • Буратинка на И 1-2 минуты
  • Буратинка на ЛЬЮ 1-2 минуты
  • Выравнивание гласных ИЭАОУОАЭИ 2-3 минуты
  • Добавление согласных в ИЭАОУОАЭИ 2-3 минуты
  • Другие упражнения 2-3 минут

Последними выполняются новые упражнения, которые вы только начали изучать или сложные упражнения на различные виды вокализации. На все это вам придется потратить не менее 7-10 минут.

Примерный перечень упражнений (не обязательно выполнять все):

  • Упражнения на технику беглости: чистота интонации на стаккато и легато в быстром темпе.
  • Крупное диафрагменное вибрато.
  • Прикрытие верхнего регистра: скачки и глиссандо
  • Расщепление звука: субтон и гроулинг
  • Упражнения на развитие верхнего регистра
  • Йодли: квинтовые и октавные
  • Другие упражнения

После такой интенсивной распевки необходимо отдохнуть около 30 минут и лишь потом переходить к исполнению песен. Если вы занимаетесь два раза в день, то сделайте данную разминку утром, а к пению песен приступайте вечером. Если вам необходимо спеть большой песенный репертуар, то сократите распевку до 10-15 минут, воспользовавшись минимальной схемой.

Если у вас нет времени заниматься по полной программе, используйте предлагаемую в данном разделе минимальную схему занятий.

 Е.Ю.Белоброва

Минимальная схема

Для получения наилучшего результата я предлагаю выбрать по одному упражнению из каждого вышеописанного раздела.

  • Упражнение на активизацию дыхания
  • Стаккатное упражнение
  • Легатное упражнение
  • Дикционное упражнение

Упражнения на различные виды вокализации при работе по минимальной схеме делать не рекомендуется. Такая распевка займет у вас не более 10-15 минут. После нее можно сразу приступать к пению песен или (при недостатке времени) бежать по своим делам. Выбирите упражнения, которые являются максимально эффективными лично для вас или воспользуйтесь моей схемой:

  • Спинное дыхание
  • Стаккато быстрого темпа
  • Простые легаты
  • МИЭАОУОАЭИ без согласных

УДАЧИ!

 Е.Ю.Белоброва

Где начинается профессионализм

Лунное озеро

Эмоциональное и техничное пение. Вечное противоречие. Но если вдуматься, то никакого противостояния нет. Совершенствование вокальной техники позволяет вам лучше контролировать эмоции во время пения. Приведу пример. Видели ли вы когда-нибудь настоящее человеческое горе: слезы, красное лицо, истерика, безумные вопли... На это невозможно смотреть, хочется помочь, либо уйти. Горе не сценично. Но в песне все по-другому. Человек печалится, радуется и даже умирает красиво. В чем же секрет? Искусство не является слепым отражением действительности. Искусство - это наше представление о ней. Это не то, что есть, а то, что хочется видеть. Демонстрируя горе, певец может испытывать, а может и не испытывать его. Но в любом случае он обязан держать эмоции под контролем, иначе его пение превратится в атональную истерику. Как же добиться эмоционального контроля? Попробуйте воспользоваться теорией "лунного озера". Как бы вы не буйствовали снаружи, внутри вас должно оставаться спокойное, прозрачное и холодное "лунное озеро", через которое вы наблюдаете как бы со стороны за происходящим вокруг. Как будто у вас две кожи. И эти две кожи обычно не должны сражаться. Как правило, хороший актер-певец поднимается до гениальности в моменты высшего духовного напряжения. Как и в жизни, в песне моменты великих свершений не происходит каждую минуту. Поэтому у хороших актеров-певцов срастание двух кож приходится только на момент кульминации. Тогда ошарашенный зритель долго не может прийти в себя. Если же вокалист кричит на надрыве всю песню, это скорее утомляет и заставляет усомниться в его профессиональных качествах.

 Е.Ю.Белоброва

С вами была ведущая рассылки, Анна Симеонова

 


В избранное