Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #059


Новости "Машинного отделения"



Это обновление - попытка компенсировать долгое молчание. Именно этим объясняется некоторая эклектичность текстов. В первую очередь, хотелось бы обратить ваше внимание на новый альбом нашего давнего знакомого Лассе Мархауга "It's not the End of the World", появившийся на свет благодаря замечательному украинскому лейблу Quasi Pop. Ценители европейского нойза наверняка оценят возвращение Машинного Отделения к этому сегменту независимой сцены. Второй компакт-диск - "In Case of Fire Take the Stairs" - записан интернациональным девичьим трио, и издан на культовом лейбле Improvised Music from Japan. Рекомендуется всем поклонникам минимализма и радикального подхода к звукоизвлечению. Саундтрек к фильму "Космический рейс", записанный петербургским дуэтом VETROPHONIA, - одновременно и новая работа Николая Судника и Александра Лебедева-Фронтова, и попытка переосмыслить наследие советского конструктивизма. Финал - рецензия на первый из серии альбомов британской супер-группы LONDON IMPROVISERS ORCHESTRA, в состав которой в разное время входили практически все музыканты-импровизаторы Альбиона.


Lasse Marhaug

"It's not the End of the World" - CD
2007, Quasi Pop Records, QPOP CD 043

Lasse Marhaug - It's not the End of the World
"It's not the End of the World" - безусловная удача, как для музыканта, так и для лейбла, его издавшего. Впрочем, иначе и быть не могло. Лассе Мархауг - человек известный, успевший отметиться десятками сольных работ, сотнями коллабораций и несколькими альбомами проекта JAZZKAMMER. От коллег по цеху отличает его редкие в наши дни свежесть восприятия и любознательность. Он в равной степени свободно обращается как с аналоговыми источниками звука, так и с компьютерами - и это прекрасно слышно на компакт-диске. Десять пьес, суммарное время звучание составляет чуть более 40 минут, были записаны в разное время в процессе живых выступлений. Часть треков ранее издавалась в формате CD-R; версия Quasi Pop, как принято выражаться у книгоиздателей, это "издание второе, исправленное и дополненное". Ещё одно наблюдение - это именно альбом, целостный и завершенный, но ни в коем случае не блокнот путевых заметок. Композиции отличает нарочитая прямолинейность и агрессивность звука - ни эмбиента, ни флирта с гранулярным синтезом здесь вы не услышите. При этом Лассе удалось сохранить свою манеру, краеугольные камни которой - изящество, ирония, лаконичность. Визитной карточкой альбома можно считать трек "Moto To Land" - сочный абразивный саунд с жесткой ритмичной кодой.

Коллектив Quasi Pop сделал шаг, которого от него ждали давно. Многочисленные дружеские контакты, эстетическая близость и взаимная симпатия со стороны украинского лейбла и европейских музыкантов должны были выстрелить компакт-диском центральной фигуры норвежской электронной сцены. Вдвойне приятен тот факт, что "It's not the End of the World" оказался не верстовым столбом, а маленьким шедевром.


Kaffe Matthews / Andrea Neumann / Sachiko M

"In Case of Fire Take the Stairs" - CD
2002, Improvised Music from Japan, IMJ-503

Kaffe Matthews / Andrea Neumann / Sachiko M - In Case of Fire Take the Stairs
Три сестры - не по крови, но по духу - записали этот альбом во время токийского концерта в марте 2002 года. Британская подданная Каффе Мэттьюс известна, в первую очередь, работами в области электроакустики. Несколько сольных альбомов, изданных небольшим лейблом Annette Works, нашпигованы нойзом различной плотности и интенсивности - от компьютерных текстур до игр с терменвоксом и препарированной скрипкой. Здесь Мэттьюс использует свой лэптоп как сэмплер, паразитируя на звуковом материале коллег. Её товарка Сашико М появилась на японской импров-сцене с лёгкой руки мэтра Отомо Йошихиде и в одночасье стала едва ли не культовой фигурой. Её инструмент - синусоидальные волны и контактные микрофоны на объектах. Немка Андреа Нойманн когда-то изучала фортепиано. Сегодня она предпочитает обращаться с инструментом вопреки традиции - играть на извлечённой из корпуса раме, так называемом "inside piano", слегка подкрашивая его электроникой. Шесть безымянных треков альбома - это дуэты, трио и пятнадцатиминутный кусок соло от мисс Мэттьюс.

Описать звучание "In Case of Fire Take the Stairs" непросто - оно и предсказуемо, и неожиданно одновременно. Если саунд AMM критики называли "линеарным", SPONTANEOUS MUSIC ENSEMBLE - "атомарным", то я бы взял на себе смелость утверждать, что трио Мэттьюс / Нойман / Сашико М не попадет ни под одно из определений. Их продукт - тонированный вакуум. Всё, что происходит, происходит в области микрозвука. В роли маяка, не позволяющего дамам совсем пропасть из вида, выступает "начинка" фортепиано. Грубые, насыщенные обертонами всплески, мгновенно возвращают экипаж в материальный мир и с размаху шлёпают о земную твердь. Плотность звука достигает апогея в финальных номерах программы, где все три исполнительницы выступают единым фронтом и создают некое подобие темы. Всё прочее - неторопливый обмен репликами, перерастающий в замысловатый диалог. На мой взгляд, дуэли лэптопа и фортепиано выглядят на этом альбоме убедительнее, нежели вялая пикировка с тестовыми сигналами.


VETROPHONIA

"Космический рейс" - DVD-R (ltd. 250)
2006, Zhelezobeton Film, ZF-I

Vetrophonia - Космический рейс
Тот факт, что в 2006 году свои саундтреки к фильму "Космический рейс" опубликовали музыканты-антиподы, видится мне и знаком, и гримасой времени. Оказывается, и глицериновые рокеры МУМИЙ ТРОЛЛЬ, и ретрограды от индастриала VETROPHONIA вдохновляются одними и теми же образчиками советского кинематографа семидесятилетней давности. И если первые ограничились лишь тем, что исполнили свои куплеты под соответствующий видеоряд, то Николай Судник и Александр Лебедев-Фронтов подошли к процессу обстоятельно, с нарочитой для ур-реализма серьезностью.

DVD-диск с фильмом издан подразделением питерского лейбла Zhelezobeton. До этого события, саундтрек к "Космическому рейсу" дважды был опробован на людях, снискав положительные отзывы. Чтобы составить общее представление о музыке, сопровождающей фильм, нужно привести к общему знаменателю все проекты, в которых были задействованы Николай и Александр. Результат - монохромное полотно, лишенное ярких акустических пятен, но насыщенное нюансами, превращающими очередную индустриальную симфонию в саундтрек. В соответствующих экранному действу моментах размеренное псевдо-оркестровое гудение оживляется архивными голосами, репликами, ощетинивается механическим скрежетом и расцветает скоморошными мелодиями. Слепленная воедино из тысяч фрагментов, архивных записей и самостоятельно воспроизведенных шумов, звуковая дорожка продемонстрировала весь спектр талантов этого петербургского дуэта. Пожалуй, Лебедеву-Фронтову и Суднику удалось даже то, на что они не рассчитывали - снабдить неким рационалистским пафосом лубочную историю о том, как советский фаллический ракетоплан покрыл-таки Мать-Вселенную.


LONDON IMPROVISERS ORCHESTRA

"Proceedings" - 2 CD
2000, Emanem, 4201

London Improvisers Orchestra - Proceedings
На самом деле их множество - свои оркестры импровизаторов существуют в Вене, Глазго, Оксфорде, Швеции. Вероятно, есть и другие. Лондонский же интересен тем, что объединяет всех ведущих импровизаторов Альбиона, эдакий all-stars-band от свободного джаза и новой музыки. За без малого десять лет в его составе, так или иначе, отметились все музыканты, чьи альбомы осели в каталоге Emanem. Поэтому стоит ли удивляться, что компакт-диски LONDON IMPROVISERS ORCHESTRA издает именно этот лейбл?

К настоящему времени увидели свет четыре тома произведений, сыгранных оркестром с 1999 по 2004 годы. Остальные записи разбросаны по компиляциям с фестиваля "Freedom Of The City" - он ежегодно проходит в Лондоне. Альбом "Proceedings", вышедший на двух компакт-дисках, - отличный образчик существования импровизационной музыки в крупных формах. В роли дирижёров здесь выступают такие мэтры свободной музыки, как Эван Паркер, Крис Барн, Дэйв Такер, Филипп Вочсманн и Каролина Краабел. Разумеется, каждый отличился своим пониманием возложенной на него функции, но лично мне более прочих импонирует позиция г-на Такера - не мешать музыкантам, ограничиваясь ролью формообразующего элемента. Короткая пьеса "On/Off" (дирижёр Эван Паркер) - любопытный пример взаимодействия акустических инструментов и лэптоп-музыки. Каффе Мэтьюс в реальном времени сэмплировала звуки оркестра и дополняла панораму характерным компьютерным саундом.

London Improvisers Orchestra
Наверное, оркестр импровизаторов не был бы таковым, если бы на альбоме не присутствовало собственно импровизаций. Две долгих пьесы - эмбиентная "Proceeding 1" и резвая "Proceeding 2" - приятно удивляют спонтанной динамикой и богатым звучанием. Слои звука вращаются вокруг произвольно возникающих центров, которые в следующий момент рассыпаются и возникают в новом месте. Чтобы картинка получилась чётче, позволю себе перечислить арсенал оркестра. Итак, в процессе создания композиций задействованы: 4 трубы, 2 тромбона, деревянные духовые, 6 саксофонов, струнные, три комплекта ударных и приятные мелочи, обозначенные размытым термином "electroonics". Всего 31 человек. Идея пренебречь обыкновением импровизационной музыки играть малыми составами появилась осенью 1997 года - тогда в рамках проекта "LONDON SKYSCRAPER" и был скроен состав, ставший моделью лондонского оркестра импровизаторов. За несколько лет замысел окреп, оброс музыкантами и дирижерами, репертуаром (!). Анонс фестиваля "Freedom In The Sity 2007" обещает очередные коллективные действия от LIO. Бесконечная история.




http://machine.radionoise.ru



В избранное