Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #058


Новости "Машинного отделения"



Машинное Отделение поздравляет наших подписчиков и читателей с минувшими новогодними праздниками, и предлагает вашему вниманию первый в 2007 году блок рецензий.

Альбом "Пространство - Мифология - Тишина" мэтра российской импровизационной музыки Влада Макарова и его коллеги и соратника Михаила Юденича был записан довольно давно. Впрочем, это вневременная работа, соединившая прямоту манифеста с исполнительским маньеризмом. Компакт-диск английского контрабасиста Пола Роджерсапоражает лёгкостью и изяществом, которым музыкант лавирует между штампами культурных традиций и клише, порожденными свободным джазом, сохраняя ясность языка и здравый ум. Дебютный мини-альбом украинского издателя и музыканта, скрывающегося за псевдонимом Edward S. - это амальгама, полученная после многократной переплавки спонтанного музицирования в тигле авторского замысла. Инспирированный "феноменом числа 23", алхимической трактовкой золота и метафизикой восприятия, "Untitled Gold" сам становится одной из самых увлекательных загадок, разгадать которую предлагается всем заинтересованным.


Vladislav Makarov / Michael Yudenich

"Space - Mithology - Silence" - CD-R
1996, Mak-Art, 001

Vladislav Makarov / Michael Yudenich - Space - Mithology - Silence
Виолончелист Владислав Макаров и барабанщик Михаил Юденич записали жёсткий, похожий на остов выгоревшего цеппелина, альбом. Каждый жест, каждая его нота подчинены геометрии авторского замысла. Этот манифест неидиоматической импровизации подвёл черту под десятью годами совместных штудий смоленских музыкантов и стал вехой в истории, которая началась задолго до их первой встречи. Владислав Макаров познакомился со свободной музыкой в конце семидесятых. Тогда, вдохновлённый примером английских импровизаторов и теоретическими выкладками философа Ефима Барбана, он, стараясь сторониться сиюминутных тенденций, начал наощупь двигаться по неизвестной территории и говорить на незнакомом большинству соотечественников языке. Результат - непонимание коллег по цеху, вялый интерес критиков и отсутствие малейшего коммерческого успеха. По прошествии трёх десятков лет ситуация практически не изменилась, с той лишь разницей, что за эти годы вокруг Владислава сложился узкий круг единомышленников, одним из которых и стал барабанщик и перкуссионист Михаил Юденич. В 1996 году в провинциальной студии состоялась запись этого альбома.

"Пространство - Мифология - Тишина" сложен для восприятия. Ни в одной из десяти композиций альбома нет общих мест, атмосфера сконцентрирована и накалена до предела. Громоподобная виолончель Владислава и ритуальная перкуссия Михаила продираются сквозь незримые стены, сталкиваются лоб в лоб, сшибают друг друга с ног и опять продолжают путь. Сотни совместных выступлений музыкантов не прошли бесследно - реакция на пассажи друг друга молниеносна, великолепная сыгранность слышна с первых минут. Но подлинное мастерство заключается в их умении сохранить непосредственность восприятия, в желании избегать проторенных троп. Отличительная черта игры Макарова - далёкая от академичности удаль и вольное обращение с инструментом. Его виолончель время от времени начинает звучать как ситар, контрабас, гитара. Она то раскалывает пространство, то едва подаёт признаки жизни. Виртуозность Юденича, в свою очередь, ни имеет ничего общего с нарочитым изяществом джазовых барабанщиков. На первый взгляд, Михаил ведёт себя как слон в посудной лавке, как Джон Бонэм за ударной установкой LED ZEPPELIN - упрямо гнёт свою линию, вольно обращается с ритмическим размером, то и дело разражается экстатическими восклицаниями. За час без малого он ни разу не поддался искушению и не запятнал себя грехом свинга.

Монументальность работы выгодно контрастирует с эфемерной природой её носителя, бесспорная ценность - с малобюджетным оформлением. Заинтересовавшись российской импровизационной музыкой, вы вряд ли сумеете проскочить мимо Вячеслава Макарова, а значит, и мимо этого альбома.


Paul Rogers

"Listen" - CD
2002, Emanem, 4078

Paul Rogers - Listen
Контрабасисты - народ угрюмый и неразговорчивый! Что стало тому причиной - мрак, скрытый в глубине инструмента или эмоциональная предрасположенность - остаётся лишь догадываться. Вот и Пол Роджерс вместо сопроводительного текста к первому своему сольному альбому выдал что-то невразумительное. Слушайте, мол, в музыке всё сказано.

Безусловно, контрабас не был создан как инструмент для сольных выступлений. Однако импровизационная музыка с присущим лишь ей упорством осуществляла одну микро-революцию за другой. Появление сольных пластинок контрабасистов было лишь делом времени. Кстати, до того как Emanem осчастливил мир альбомом "Listen", Пол Роджерс успел переиграть со всеми центральными фигурами британской импровизационной сцены, и даже удостоился лестного отзыва от самого Эвана Паркера, назвавшего его одним из самых интересных музыкантов нового поколения. Два сэта, увековеченных в пластике, позволяют убедиться в том, что м-р Паркер слов на ветер не бросает.

Две трети альбома занимают треки, записанные 1 мая 1999 года. Set up - 5-струнный контрабас, малый барабан, миниатюрные цимбалы и свисток. При помощи этого нехитрого набора Роджерсу удалось создать три пьесы, до краев наполненные ураганным драйвом, потрясающей звуковой палитрой и на редкость изобретательной игрой. В первую очередь, это касается центрального номера программы, сорокаминутной композиции, обозначенной в треклисте, как "Listen 99". Пол Роджерс легко чередует пальцевую технику с игрой смычком, от вычурных джазовых размеров переходит к пентатонике, на ходу успевая препарировать инструмент, что-то напевать и жонглировать цимбалами. И всё это - не в ущерб музыкальности как таковой, не превращая импровизацию в цирк, не возлагая её на алтарь Концепта. Двукратное бисирование, запечатленное отельными треками, выглядит вполне уместным. Финальная пьеса, которая была записана десятью годами ранее, хороша, однако не столь изящна, как её предшественницы. Мрак и сумбур в ней правят бал, хотя не включить её в альбом было бы ошибкой. Это - тёмная сторона блестящего музыканта Пола Роджерса. "Listen", в свою очередь - один из лучших альбомов, которые можно отыскать в каталоге этого британского лейбла.


Edward S.

"Untitled Gold" - CD-R (ltd. 23)
2006, Quasi Pop Records, QPOP CD 041

Edward S. - Untitled Gold
Человек, пять с лишним лет назад ставший инициатором создания лейбла Quasi Pop, впервые вышел из тени и представил на суд публики свою сольную "короткометражку". "Untitled Gold" - это концептуальная зарисовка, попытка звукового осмысления алхимической трактовки золота и, ни много ни мало, "феномена числа 23", о который неоднократно спотыкались оккультисты прошлого столетия. Изданная мизерным тиражом в нарочитом handmade-оформлении, первая часть "алхимического" цикла представляет интерес для широкой публики.

Дать однозначное определение музыке, записанной на нём, сложно. Ярлыки "электронная музыка" или "нойз" давно ничего не объясняют, а, напротив, порождают массу не относящихся к делу вопросов. Зато ситуацию почти моментально проясняет перечисленный автором набор источников звука. Итак, для создания 23-минутной пьесы были использованы вертушка с препарированными пластинками, полевые записи, радио, компьютер и аналоговая электроника. Пьеса получилась в меру статичной, лишенной явной мелодики, с всплывающими то тут то там петлями звука и шумной, почти оглушающей кодой. В общем и целом всё напоминает продукцию актуальных норвежских музыкантов, к которым неравнодушен Эдвард, но со многими "НО". "НО" первое: в композиции отсутствует свойственный почти всему европейскому нойзу стёб по поводу и без - выстроенные им ландшафты пронизаны отрешенностью и меланхолией. "НО" второе: метафизический концепт "Untitled Gold" отсылает к совершенно иным интертекстам, нежели музыка Лассе Мархауга и его земляков. И ещё одно "НО": работа Эдварда - не автоматизм, не импровизация, а тщательно структурированное произведение, плод блестящей режиссуры.

Ссылки:
Vladislav Makarov - http://www.letov.ru/makarov
Emanem - http://www.emanemdisc.com
Quasi Pop Records - http://www.quasipop.org



http://machine.radionoise.ru



В избранное