Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #057


Новости "Машинного отделения"



Текущий год отличается неимоверной щедростью на альбомы, заслуживающие пристального внимания. Особенно приятно осознавать тот факт, что значительный вклад в эту ситуацию принадлежит российским лейблам, а также издателям из ближнего зарубежья. Если так будет продолжаться и дальше, то к 2007 году количество рецензий на постсоветскую аудио-продукцию ощутимо потеснит регулярно появляющихся на страницах Машинного Отделения экспортёров.

Проект ZAVOLOKA хорошо известен российским поклонникам электронной музыки. На этот раз у вас есть шанс оценить результат сотрудничества звёздочки украинской независимой сцены с её германской коллегой, певицей и саунд-дизанером AGF. Альбом "Nature Never Produces The Same Beats Twice" - попытка изготовить ритмическую составляющую IDM из экологически чистого материала. Московский лейбл Monochrome Vision пополнил свой каталог адаптированной для домашнего прослушивания версией аудио-инсталляции "Gestaltsystem 01 :: Possible Forms" итальянского проекта KINETIX. Юбилейная компиляция, приуроченная к 25-летию титулованного британского лейбла Touch, станет приятным приобретением для ценителей высокобюджетного саунда. Единственный в этом блоке релиз прошлого года - посвящение осиротевшему COIL - оставил лёгкое чувство досады.


ZAVOLOKA & AGF

"Nature Never Produces The Same Beats Twice" - CD
2006, Nexsound, ns44

Zavoloka & AGF - Nature Never Produces The Same Beats Twice
Как не всякая птица долетит до середины Днепра, так и редкий альбом нынче обходится без худо-бедно скроенной концепции. Вынь этот стержень - и нанизанные друг на друга звуки рассыплются, как нитка лопнувшего жемчуга. Если так пойдёт дальше, то, пожалуй, вместо музыки мне и моим коллегам придётся оценивать степень изящества идеи, положенной в её основу. Но я, кажется, отвлёкся. Украинская idm-дива Катя Заволока известна экспериментами, в ходе которых она предпринимала попытки соединить в одной упряжке сухоньких техно-лошадок с экспонатами фольклорного бестиария. Практически все треки её предыдущих альбомов были скроены по единому шаблону: знакомые каждому любителю "интеллигентной танцевальной музыки" звуки и вывернутые наизнанку ритмы - как могли - уживались с фрагментами народных мелодий и отрывками песен малороссов. Не могу сказать, что полученный результат нанёс сокрушительное поражение моему скепсису, но некоторые композиции были и впрямь хороши. Но не фольклором единым - новый альбом Заволоки есть ни что иное, как попытка изготовить всё ту же музыку на ритмической основе, полученной из природного материала. Немаловажно и то, что в работе помимо Кати принимала участие её германская коллега, поэтесса и музыкант Анти Грейе (aka AGF).

Zavoloka & AGF
Первое, что бросается в глаза - структура альбома. Если ранее опусы, выходившие под маркой ZAVOLOKA, тянулись по шесть-семь минут и успевали нагнать тоску, то на этот раз скучать никому не придётся. В компакт-диск звучанием в пятьдесят минут девушкам удалось впихнуть аккурат пятьдесят композиций. Краткость стала ли причиной, или таков был общий замысел, но события внутри каждой пьесы развиваются с невиданной доселе скоростью. Звук стал куда сочнее, цифровой сухомятки почти не осталось, но для того, чтобы голова не пошла кругом, нужно иметь крепкий вестибулярный аппарат. Все треки разбиты на пять циклов, каждый из которых соответствует той звуковой среде, которая столь щедро одарила исходниками охотниц за звуками. Это луга, специи, кустарники, цветы. Самыми щедрыми оказались деревья - из их шума удалось изготовить семнадцать композиций. Впрочем, при прослушивании становится очевидным, что флоры оказалось недостаточно, поэтому в дело пошли хорошо знакомые фрагменты народных песен, а также вокальные опыты одной из товарок. Вывод, который напрашивается сам собой по окончанию прослушивания альбома, в полной мере согласуется с тезисом, вынесенным на обложку - действительно, ни один из ритмов во всех пятидесяти композициях не был повторен дважды. Кроме того, ритмическая составляющая всех треков - это своего рода ссылка в непомерно разросшемся гипертексте, которым сегодня является электронная музыка. Минимал-техно, перемолотый в мелкую крошку драм-н-бэйс, туповатый хаус и монотонный транс - это и много другое, как оказалось, колосится, вырабатывает хлорофилл, опыляет друг друга и цветет буквально у нас под ногами. Нужно только уметь слушать.


KINETIX

"Gestaltsystem 01 :: Possible Forms" - 2 CD
2006, Monochrome Vision, (mv06)

Kinetix - Gestaltsystem 01 :: Possible Forms
Шестой релиз Monochrome Vision приятно разнообразил поток продукции, поставляемой российскими лейблами. Два компакт-диска под наукоёмким названием стали попыткой помещения аудио-инсталляции в принципиально иную ситуацию - в частное прослушивание "на дому". Таким образом, каждый желающий может произвести рокировку в системе координат "Гора - Магомет" и попытаться приручить особь, ранее обитавшую в далёких от народа галереях и музеях современного искусства. Для этого понадобиться самая малость - удвоенный комплект аудио-аппаратуры и масса свободного времени.

Переиздание лимитированного материала для широкой публики стало следствием интереса Дмитрия Васильева к итальянской постиндустриальной и экспериментальной музыке. С одним "но" - если раньше Monochrome Vision отдавал предпочтение архивному и раритетному материалу, то альбом KINETIX сохраняет актуальность. Авторство "Возможных форм" принадлежит музыканту и дизайнеру Джанлюку Бекуззи, работающему в сфере цифрового минимализма и звукового оформления пространства. На пограничных территориях обитает адепт hi-tech эстетики Рёдзи Икеда, Азмус Титченс и завсегдатаи форумов компьютерной музыки.

Концепция "Gestaltsystem 01 :: Possible Forms" внятно изложена в буклете, поэтому я в двух словах расскажу о ней тем, кто ещё не имел возможности прочесть инструкцию по применению. Два диска - белый и чёрный - следует синхронно воспроизводить на двух проигрывателях, задействовав функцию случайного выбора треков. Каждая из шестнадцати пьес имеет одинаковое время звучания - 5 минут 20 секунд. Хаотично накладываясь друг на друга, они воссоздают уникальные звуковые контексты, продолжительность погружения в которые целиком и полностью зависят от желания слушателя. Далее автор сих строк слагает с себя необходимость описывать свой опыт знакомства с этой аудио-скульптурой, так как он может в корне противоречить трипу, пережитому читателем.

P.S. Традиционное проигрывание дисков не соответствует авторскому замыслу, а оттого лишено какой-либо целесообразности.


Various Artists

"Touch 25" - CD
2006, Touch, Tone 25

V/A - Touch 25
Четверть века для независимого лейбла - срок колоссальный. Тот факт, что местом дислокации долгожителя является благополучная Англия, ничего не меняет. Но держаться на плаву - это полдела. Куда сложнее сохранить свежесть восприятия и держать нос по ветру, не превращаясь в монумент ничем не обоснованной бескомпромиссности. Всё это в равной степени удалось коллективу небольшой издательской конторы Touch, чьи первые релизы увидели свет в 1982 году, когда многие из сегодняшних коллекционеров ещё не начали пачкать пелёнки. Десять лет назад, сделав ставку на новую волну в электронной музыке, британцам удалось не только значительно пополнить список артистов и расширить аудиторию, но и заработать авторитет лейбла, любую позицию из каталога которого можно заказывать не глядя.

К юбилеям принято выпускать компиляции. Если пять лет назад, отмечая свое двадцатилетие, Touch ограничились изданием короткого сборника с участием своих самых титулованных резидентов (FENNESZ, HAZARD, BIOSPHERE), то на сей раз хронометраж и список музыкантов действительно впечатляют. Помимо уже упомянутых артистов, в трек-листе присутствуют персонажи, ответственные за то, как сегодня выглядит электронная музыка: Орен Амбаши, Рёдзи Икеда, Пита, PAN SONIC, Якоб Киркегаард... Стилистически все пьесы колеблются между высокотехнологичным гулом, электроакустикой, эстетским нойзом и минимализмом. Говорить об откровениях, явленных на этом компакт-диске, не приходится. Touch 25 под завязку набит классикой жанра - с закрытыми глазами вы отличите гитарное клокотание Феннеша от тектонического гула его коллеги Амбаши, конкретную музыку Криса Ватсона от минимал-техно финнов, игры с тестовыми сигналами Икеды от экологического эмбиента BIOSPHERE. Выделить кого бы то ни было сложно, но, на мой взгляд, самые удачные номера принадлежат г-ну Нильсену (HAZARD), Йохансону Йоханнссону и уже в третий раз помянутой мной BIOSPHERE. Приятным исключением в череде старых знакомых стали новички - норвежский дуэт, в который вошли виолончелистка Таня Орнинг и половинка FE-MAIL Хильд Софи Тафьорд. Вероятно, полуминутный фрагмент их живого сета в Осло можно считать заделом на будущее.

Помимо собственно компакт-диска в коробку вложен двадцатистраничный буклет, оформленный фотографиями Джона Возенкрофта, которого с полной уверенностью можно считать полноправным артистом Touch. Каждый его кадр близок к совершенству, любой альбом, над обложкой которого он работал, стоит потраченных денег. Джон умеет находить достойные сюжеты и в городской суете, и в ледяной коросте, и в комке грязи, налипшей на башмак.


Various Artists

"...It Just Is. In Memoriam: Jhonn Balance" - 2 CD
2005, Fulldozer Records / Nocharizma, fdcd20 / nhcd02

V/A - ...It Just Is. In Memoriam: Jhonn Balance
Неисповедимы пути Господни. Никакими доводами, никакими разумными аргументами невозможно объяснить, почему отдельные брызги клокочущего варева, именуемого "музыкой", долетая до России, достигают исполинских размеров и обретают культовый статус. Почему они, а не кто-то другой, достучались до пресловутых загадочных и непостижимых внутренностей советской и постсоветской публики? Как случилось, что после распада THROBBING GRISTLE на PSYCHIC TV, CHRIS AND COSEY и COIL, именно последних на одной шестой части суши водрузили на пьедестал?

Всё остальное более или менее предсказуемо. Когда в сети появилась информация о смерти Джона Бэланса, стало ясно, что со дня на день должен появиться альбом-посвящение. Инициаторами издания компиляции стал конгломерат лейблов Fulldozer и Nocharizma. Увы, я не знаком с продукцией украинцев, но, думаю это не столь существенно. Что касается петербуржцев, то помимо своей издательской и промоутерской деятельности, они известны крайне неуравновешенной репертуарной политикой, подчёркнутой независимостью и беззастенчивым лоббированием интересов своих артистов. Зная это, несложно было догадаться о специфике трибьюта. Прежде всего, в нём обязаны были принять участие друзья и единомышленники Александра Старостина и Ильи Козырева. Так и произошло: инициативу поддержали SPIES BOYS, Алексей Борисов, EU, BROMPTON'S COCTAIL, VOLGA. Устроители вечеринки THEODOR BASTARD со свойственной им скромностью отметились дважды - помимо композиции "Love's Secret Domain" в качестве добавочного трека помещена её инструментальная версия. То, что не обойдётся без зарубежных гостей, было ясно, как божий день: SCANNER и COH, KOTRA и Alec Empire, K.K.NULL и POMASSL внесли свою лепту ремиксами, ремейками и пьесами, написанными по мотивам разношёрстного наследия британцев. Примечательно, что и композиции специально приглашенных гостей, и рядовых волонтеров отличает качество звука, стилевая анархия и неуёмная оригинальность в переосмысливании названий оригиналов.

Как и следовало ожидать, каждый трек из тридцати прошедших отбор по отдельности оставляет очень хорошее впечатление, но если вы пожелаете прослушать оба диска в один присест, то ничего хорошего из этого не выйдет. Пресловутая "полистилистка", на которую в очередной раз сделали ставку питерские энтузиасты, превратила "…It Just Is" в лоскутное одеяло, сквозящее досадными прорехами. Ситуацию не спасают ни голоса Кристоферсона и Бэланса, присутствующие, соответственно, в композициях THE THRESHOLD HOUSEBOY'S CHOIR и THIGHPAULSANDRA, ни действительно интересные интерпретации, удавшиеся некоторым артистам. Невнятное оформление и отсутствие информативного буклета лишь усиливают несоответствие между масштабом затеи и её воплощением.




http://machine.radionoise.ru



В избранное