Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #056


Новости "Машинного отделения"



И снова - импровизационная музыка. Не ставя перед собой цели знакомить вас лишь с новейшими альбомами, сегодня я счёл необходимым рассказать об интересных и разноплановых работах, знакомство с которыми не повредит ни ценителям свободной музыки, ни любопытствующим.

Альбом "Post" франкфуртской супер-группы BLANK - это коробка ассорти, в которую упаковано больше тридцати композиций с уникальными начинками. Сыгранные тремя музыкантами в едином порыве и позже смонтированные на компьютере, они одновременно и остаются в рамках жанра, и пытаются преодолеть его. На их фоне пьесы, составившие диск "Supermodel Supermodel", предстают образчиком нонконформизма и наверняка придутся по вкусу тем, кто не является сторонником экспериментов. Завершающий обзор альбом "Defragment Trio" - начало знакомства подписчиков и читателей "Машинного Отделения" с российским музыкантом Владиславом Макаровым, имя которого ещё не раз появится на этих страницах.


BLANK

"Post" - CD
2004, GROB, 653

Blank - Post
В суматохе никто не заметил, как импровизация превратилась из метода в самоцель и стала иконой новой музыки. Вожделенное "improv" в каталогах десятка лейблов в мгновение ока ставит их продукцию по ту сторону Добра и Зла. Адептам предполагается замереть в священном трепете, всем прочим - выйти вон. У музыкантов франкфуртского трио BLANK рыльце в пушку: и вместе, и по отдельности они хорошо известны поклонникам импровизационной музыки. Потому альбом "Post" следует воспринимать как попытку переосмысления ценностей сквозь кривое зеркало постмодернистской эстетики. Слушателям предложено ознакомиться с материалом, созданным в забавной технике: результат коллективной импровизации стал сырьём, из которого смонтированы эти короткие квази-песни. В пятьдесят минут диска удалось впихнуть аж тридцать три (!) лаконичных огрызка, собранных на компьютере.

Blank
Поклонникам свободной музыки следует соблюдать осторожность - "Post-Blank" может прийтись вам не по вкусу. Название альбома ненавязчиво намекает, что записанные на нём композиции стилизованы под пост-панк. Так могли бы звучать BAUHAUS, появись они лет на двадцать позже, или LES GEORGES LENINGRAD, если бы помимо внешнего эффекта их интересовало что-то ещё. Кроме традиционных гитар, обязательной ритм-машины и факультативных клавиш, Оливер Рудигер и Кристоф использовали гармонику, перкуссию, заведённый на самого себя микшер и массу электронных устройств. Вокальные опыты - ни что иное, как сиюминутная тарабарщина, где редким исключением является опус "Old", для которого заимствован фрагмент текста Томаса Элиота. Лишённая малейшего пафоса, говорящая на понятном многим языке, эта музыка представляется не хождением в народ, а удачной попыткой взглянуть на себя со стороны и стряхнуть ту спесь, коей так щедро усыпаны плечи многих интеллектуалов.


Gail Brand / Tim Perkis / Gino Robair / John Shiurba / Matthew Sperry

"Supermodel Supermodel" - CD
2006, Emanem, 4126

Gail Brand / Tim Perkis / Gino Robair / John Shiurba / Matthew Sperry - Supermodel Supermodel
Историю появления на свет этого альбома, подробно изложенную в буклете, можно считать классикой жанра. Однажды в руки мульти-инструменталиста Джино Робэра попал диск, в записи которого принимала участие тромбонистка Гейл Бранд. Очарованный услышанным, наш герой стал искать встречи с дамой, что вскоре и произошло. Взаимный интерес, как это принято в импров-кругах, решено было скрепить совместным музицированием, для чего Джино привлек трёх своих подельников - гитариста Джона Ширбу, контрабасиста Мэтью Сперри и Тима Перкинса, играющего на лэптопе. Чёртова дюжина треков компакт-диска стала результатом трёх сессий в одной из студий Калифорнии с февраля 2002 по август 2003 года.

"Supermodel Supermodel" - великолепный образчик ансамблевой работы в эстетике свободной музыки. События каждой пьесы, названной удвоенным именем одной из гламурных див, разворачиваются в двух плоскостях. Крайне любопытно наблюдать за тем, как исполнители, собранные в трио, квартеты и октеты, решают задачу композиционной целостности. Лёгкие и лаконичные конструкции, выполненные тремя музыкантами, выгодно контрастируют с зыбкими массивами, созданными всеми участниками проекта. Колоссы, нашпигованные партиями-штрихами, крайне неповоротливы, мелкими шагами движутся они от увертюры к кульминации по вычурным траекториям. Каркас каждого из них - чехарда неловких пауз и торопливых реплик.

Появление этого диска в каталоге консервативного британского лейбла лишний раз подтверждает, что сочетание классических инструментов и компьютеров стало обычным делом. В попытке синтезировать звучание лэптопа с почти джазовым квартетом музыканты проявляют редкое чувство меры. Как правило, Джино Робар сотоварищи играют на контрастах, то выводя цифровой нойз на авансцену, то приводя звучание ансамбля к общему знаменателю. Гитара тогда начинает шуршать как лэптоп, контрабас выполнять функцию перкуссии, а заокеанская гостья "тромбует" всех и каждого.

За месяц до завершения работы в аварии погиб Мэтью Сперри. Этот альбом посвящен его памяти.


Vlad Makarov / Gilles Aubry / Evgeny Makarov

"Defragment Trio" - CD-R
2006, Mak-Art, 013

Vlad Makarov / Gilles Aubry / Evgeny Makarov - Defragment Trio
Проект этот в высшей степени интересен, и причин на то - множество. Инициатором затеи выступил один из основоположников российской импровизационной музыки, гитарист и виолончелист Влад Макаров. Число людей, в разное время деливших с ним одну сцену, не поддаётся обозрению. За тридцать лет он играл и с джазменами, и с выходцами из рок-музыки, и с коллегами-импровизаторами. "Defragment Trio" - один из опытов Владислава в контексте contemporary music. В качестве партнёров по проекту выступили молодой гитарист Евгений Макаров и шведский исследователь компьютерной музыки Жилль Абри.

Альянсы разнохарактерных инструментов - дело привычное, и то, как будут звучать виолончель, электрическая гитара и лэптоп, в принципе, известно заранее. Более того, сам язык импровизационной музыки сегодня не представляет собой проблему. Он устоялся, обрёл прочную структуру, обзавёлся набором идиом и штампов. Оттого наибольший интерес, на мой взгляд, заключён не в языке, а в его диалектах, в том, каким образом взаимодействуют между собой музыканты: как они слышат, каким образом реагируют друг на друга, как ткут единое полотно композиции. И здесь - непаханое поле для слушателя.

Vlad Makarov / Gilles Aubry / Evgeny Makarov
Первое, что отмечаешь у "Defragment Trio" - крайнюю уравновешенность всех трёх частей, на которые разделён компакт-диск. Чаще других волю эмоциям даёт Влад, неистовые глиссандо виолончели которого рябью пробегают по почти зеркальной поверхности музыки. За час с лишним на слушателя успевает обрушиться едва ли не весь арсенал техник игры на этом инструменте. Гитара Евгения, в равной степени впитавшего традиции рока, блюза и актуальной музыки, отличается поразительно четкой фразеровкой и лаконичными пассажами - этакие верстовые столбы, расставленные в дюнах. Шведский музыкант в основном ограничился созданием бэкграунда, перехватив инициативу лишь в последнем, едва ли не заключительном фрагменте сета. Характерная особенность всех трёх музыкантов - это умение слушать и слышать. Они умудряются идти на компромисс там, где он, казалось бы, невозможен, говорить на знакомом языке, и не славословить при этом.




http://machine.radionoise.ru



В избранное