Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #055


Новости "Машинного отделения"



Три альбома - два поколения импровизаторов. Ветеран сцены, участник легендарного квинтета AMM Кит Роу не балует своих поклонников сольными работами, предпочитая вступать в альянсы с коллегами по цеху. Изданный семь лет назад компакт-диск "Harsh" предоставляет уникальную возможность услышать, как звучит его "подготовленная гитара" сама по себе. Трио, записавшее "Zirkadia", также не обошлось без гитары, выступившей под прикрытием двух лэптопов. То, что из этого получилось, наверняка заинтересует не только ценителей свободной музыки, но и эстетов от минимализма. Два французских музыканта, которые объединились под вывеской BALLROOMS OF MARS, помимо гитар и электроники используют целый ворох инструментов. Их дебютный mp3-релиз, состоявшийся на Nexsound, отличает удачное сочетание грубого нойза и утончённой лирики.


Keith Rowe

"Harsh, Guitar Solo" - CD
1999, GROB, 209

Keith Rowe - Harsh, Guitar Solo
Кит Роу - импровизатор-долгожитель, единственный музыкант легендарного квинтета AMM, сохранивший студийную и концертную активность с начала шестидесятых до наших дней. Число лейблов, которые он почтил своим вниманием, велико, но в последние годы его имя чаще всего мелькает в каталогах Erstwhile, for4ears и кёльнского GROB. Все 40 лет своей карьеры Кит Роу отличался неджентльменским обращением с инструментом - prepared table top guitar. Под струны распластанной на столе гитары время от времени подкладываются посторонние предметы, в электросхему по ходу исполнения вносятся коррективы, звукоизвлечение производится смычками, ножовками, электромоторами и всем прочими посторонними предметами. Результат - монотонный и неподвижный электронный гул, сдобренный гитарными обертонами.

Keith Rowe
"Harsh", как следует из подзаголовка - сольный альбом музыканта. В течение семидесяти минут звуки гитары с лязгом и грохотом продираются сквозь педали эффектов и гвалт работающего радио. Три пьесы отличаются продолжительностью и интенсивностью звучания. Открывающая программу монструозная "Quite" звучит осторожно, глухо и смазано. Ее антипод "Very" блещет богатыми текстурами и агрессивным саундом, тогда как лаконичная реплика "Extremely" - не более чем дайджест сыгранного за истекший час. Вынесенная в название альбома жёсткость, безусловно, является определяющей характеристикой всего альбома, однако поколение экстремистов, взращенное на классических образчиках шумовой электронной музыки, скорее всего, будет разочаровано.

Альбом, безусловно, заслуживает внимания уже потому, что импров от Роу - это реликтовая окаменелость, артефакт давно минувшей эпохи, каким-то чудом сохранившийся до наших дней. Эксперименты пожилого джентльмена с гитарой напоминают не подготовленные рояли Кейджа, а механические приборы Луиджи Руссоло и мифический утюгон Тимура Новикова. Какого-либо изящества и этнического колорита они лишены напрочь, виртуозное исполнение здесь невозможно в принципе - только первобытный рёв и тектонический грохот.


dieb13 / Tomas Korber / Jason Kahn

"Zirkadia" - CD
2005, (1.8)sec.records 003

dieb13 / Tomas Korber / Jason Kahn - Zirkadia
Альбом "Zirkadia" - классический образчик импровизационной музыки, как её понимают за пределами джазового сообщества. Три европейских музыканта в реальном времени изготовили меньше часа холодного пост-дигитального саунда, используя для этого электрогитару и два лэптопа. Все вместе и каждая в отдельности пьесы напоминают снующих по комнате обезумевших волчков. Если в их центре ничего не происходит, то на периферии можно обнаружить массу интересного. Трио успешно компенсирует композиционную нищету текстурным пиршеством и, следует заметить, делает это с блеском. Ультразвук повисает под потолком, середина заставляет дрожать воздух в помещении, а низкие частоты просачиваются сквозь плиты перекрытия и уходят в почву. Всё это великолепие без следа растворяет присутствующую в ансамбле гитару, так что о её наличии можно догадаться только по информации в буклете. Такого рода музицирование в равной степени разочарует как адептов неидиоматической, так и структурной импровизации. Но вот поклонникам цифрового минимализма следует взять этот компакт-диск на заметку - для вас в его дорожках скрыта масса приятных сюрпризов.

Единственное, что настораживает в "Zirkadia" - монохромность, обычно импровизационной музыке несвойственная. Каким образом трём молодым людям удалось создать настолько выхолощенный кусок звука? Ответ, как мне кажется, достаточно прост. Послужные списки этих музыкантов совпадают один в один. Лейблы, которые издавали пластинки, фестивали, на которых эта троица успела засветиться, и программное обеспечение сделали своё дело - нивелировали своеобразие каждого из них к единому знаменателю. Если вы цените импров за яркость, прыть и крутой норов - проходите мимо.


BALLROOMS OF MARS

"Сédre" - mp3
2005, Nexsound, ns46

Ballrooms Of Mars - Сedre
Под вывеской BALLROOMS OF MARS работают парижане Кристоф Дебуа и Шарль Лавенак. Застрявшая на перекрёстке жанров, их музыка напоминает продукцию лейблов Erstwhile, for4ears и GROB, сталкивающих во времени и пространстве разномастных импровизаторов. "Cédre" - первый альбом дуэта, составленный на основе сессии 2004 года. Для создания восьми композиций мульти-инструменталисты Кристоф и Шарль использовали электрическую и акустическую гитары, бас, фортепиано, сэмплы, безымянные источники звука, именуемые "объектами" и голос мадмуазель Кароль Реппель.

Ballrooms Of Mars
Как и следовало ожидать, структура каждой пьесы представляет собой поиск компромисса между двумя инструментами, двумя доминирующими пластами саунда. Это могут быть фортепианные аккорды и вой перегруженного микрофона, звучащая в обрамлении сэмплов гитарная мелодия или дуэт баса и вокала. Подлинным сюрпризом стала удивительная лиричность и хрупкая гармония, наполняющие все пьесы. Складывается ощущение, что музыканты поставили перед собой цель переосмыслить в рамках импров-эстетики наследие Сати и Леграна, а потому предпочли умеренность куражу виртуозности. Главное достоинство музыки BALLROOMS OF MARS - недосказанность и лёгкая неопределенность, без которых импров превращается в нечто, прямо противоположное. Как бы ни сочетали Кристоф и Шарль неолитический нойз с лирикой, в щели между ними набивается изрядная доля правильного сумбура, играющего роль центра тяжести. Остается надеяться, что Nexsound не ограничится публикацией mp3 файлов, и "Cedre" обретет-таки материальное тело.




http://machine.radionoise.ru



В избранное