← Июль 2006 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://machine.radionoise.ru
Открыта:
09-02-2004
Статистика
0 за неделю
Новости сайта "Машинное отделение" #054
Новости "Машинного отделения"
Четыре десятка релизов, осмысленная репертуарная политика и выход за пределы локальной сети дистрибуции - таков результат, с которым украинский лейбл Quasi Pop завершил первую пятилетку своей деятельности. Я благодарен Эду, лоцману этого дружного коллектива, за то, что в чехарде ежедневных хлопот он нашел время, чтобы бросить взгляд на вёрсты, пройденные по извилистой тропе независимой музыки.
Дабы наша беседа не выглядела излишне занудной, к интервью прилагается краткая ретроспектива продукции Quasi Pop. Из раннего - "Sleeper Fields", самая задумчивая работа киевского проекта AMBELION, и балансирующий на грани апокалиптического фолка и холодного электронного минимализма альбом "Апокалiцтва" одесской NEKRAINA. Актуальное состояние лейбла представлено компакт-диском "Wealth" норвежского музыканта Йоргена Кнудсена и юбилейной компиляцией "Million Ways To Spend Your Time". Пять лет одинокого счастья: интервью с Эдуардом Соломыкиным (Quasi Pop Records)Первые компакт-диски, произведённые украинским лейблом Quasi Зop, появились в моей коллекции давно. Два альбома колкого и сырого эмбиента от AMBELION, помимо прочего, удивили серьёзностью подхода издателей к своей задаче. Если продукты прочих независимых конторок выглядели как поделки школьного кружка "Умелые руки", то содержимое посылки из Киева было грамотно сделанным европейским продуктом. Пять лет, минувших с тех пор, не прошли впустую: каталог лейбла вырос, качество его дисков не вызывает сомнений, а перспективы - заманчивы. Несмотря на крайнюю загруженность и суету с подготовкой юбилейной компиляции, Эдвард любезно согласился на эту беседу.Почему программные компиляции Quasi Pop носят название "Одинокое счастье"? Кому одиноко и почему одиноко? Компакт-дискам, скучающим без слушателей, или музыкантам, которые встречают неприятие публики? Или, быть может, самим издателям, которыми не интересуются дистрибуторы? Всё гораздо проще. В том смысле, что подтекст в этом названии образный, поэтический. Я не имел в виду какой-то прагматики, вопросов быта и сбыта. Просто мне кажется, что искренне творческий человек однозначно счастливее обычных, "нормальных" граждан. Ведь у него в руках дополнительные инструменты познания Мира, нащупывания, возделывания грядок… В названии этого проекта кроется определенный намёк, даже девиз, призыв. Ищите, ковыряйте, пробуйте, предлагайте! И действительно, в тот момент я стал получать много "демок" от совсем неизвестных, начинающих и "не матёрых" музыкантов-любителей. Самое дно музыкальной самодеятельности. Мне кажется, это хорошее начало, подобная "самоидентификация" - когда ты уже что-то такое зацепил, но ещё не вполне состоялся как самостоятельная творческая личность.…Отсюда и счастье - эйфория от первых удачных опытов. Кроме того, в русском переводе несколько теряется ещё и аспект, связанный с тем, что в украинском языке "самотнисть" ("Самотне Щастя") - это не только "одиночество", но и "уединение". Любой творческий человек меня поймет: без уединения творчество невозможно. Кроме того, мне кажется, что в некотором метафизическом смысле, Счастье - вообще очень индивидуально, приватно присущее чувство. Наиболее выразительные, яркие моменты счастья случаются в какие-то совсем не значительные, не грандиозные и даже невыразительные, нелепые моменты жизни. Это чувство иррационально. Его невозможно выразить, передать, заразить им. Я бы даже сказал, Одиночество и Счастье - удивительно гармоничная и красивая пара. Чем было вызвано вынесение в название лейбла кодового слова "поп"? Судя по вашему каталогу, одной иронии для объяснения ситуация маловато. Честно говоря, я уже так привык за 5 лет к этому словосочетанию, что почти и не помню, какой смысл был вначале. Скажу только, что к названию ставилось одно требование - в нем должен был читаться эффект "неплотно прикрытой двери" или "наполовину заполненного стакана"... Принцип Неопределенности. Сейчас попробую объяснить. Меня хвалили за это название - мол, и заумное, и не односложное, и коммерческое. Удачный компромисс. На самом деле, я придумывал совсем не "компромиссное" название, а как раз наоборот. Я не собирался сидеть на двух стульях сразу, скорее уж, бегать вокруг них, ни на один не присаживаясь. Мне не нужно было дурацкое лобовое название - по схеме "и вашим, и нашим", в котором соединились бы, например "андеграунд" и "поп". Тогда бы я назвался "Хардкор-Классик" или "Мега-Гламур-Экстрим"... А почему именно слово "поп"? Оно для меня не кодовое, просто мне всегда хотелось заниматься музыкой, которая бы не противоречила обычной жизни, не противопоставлялась ей, а сопровождала бы жизнь, внедрялась бы в неё, сливалась. Потому "поп" - популярный, доступный, понятный. Но при этом "поп" неприрученный, диковатый. Quasi Pop - это, прежде всего, отражение Принципа Неопределенности. Quasi Pop - не единственная в Украине организация, которая занимается непривлекательной с коммерческой точки зрения музыкой. Чаще всего ситуация развивается по следующему алгоритму: музыкант устаёт бить поклоны перед западными лейблами и выворачивает проблему наизнанку - создаёт свой значок. Но вы пошли другим путем. Почему? Да, мы явно не единственные, и это действительно удивительно. Но для меня сценарий рождения лейбла был другим. Украина - большое по европейским масштабам государство, потенциально огромный рынок. Но 5 лет назад не было не одного "альтернативного" артиста, способного привлечь к себе издание зарубежных лейблов, концертных агентов и т.д. с "чистого листа" - сразу и без подготовки. Сначала, конечно, нужно было что-то сделать дома. Поэтому как раз в одно время появилось несколько таких "центров активности", которые сейчас переросли в лейблы (или что-то подобное) - Киев, Харьков, Одесса, Житомир. Кроме того, мне самому хотелось попробовать пройти весь этот путь, получить определенные навыки - ведь это очень увлекательная работа. Я начинал с проектов, у которых заведомо не было хороших шансов на европейском рынке, поэтому вопрос "непризнания" на Западе в тот момент вообще не стоял. Просто нравился сам процесс, вовлеченность в эту деятельность, удовольствие от всего происходящего. Только полтора-два года назад, после серьёзного кризиса, я признал, что без интеграции в общеевропейский контекст инди-лейбл в Украине просто не выживет. Надежды на местный рынок пока не оправдываются. Вы издаёте независимый рок, эмбиент, IDM, пост-панк, нойз, фолк и много чего ещё. Где критерий, который однозначно позволяет определить, что вам подходит, а что - нет? Я и сам толком не могу во всём этом разобраться. Случается, что-то сразу однозначно "цепляет", и я хочу этот материал издавать. И в такой ситуации меня не волнует жанр или направление альбома - только качество материала. С другой стороны, я нахожусь не в Берлине или Нью-Йорке, у меня нет возможности выбирать из сотен демо "какой жанр мне бы сегодня пропагандировать". Например, я читаю, что в Европе сейчас модно упиваться американским психо-краут-фолком. Иногда действительно это звучит отлично, и вроде бы неплохие лейблы раскручивают это направление, к нему явно есть интерес. Что на самом деле именно эта музыка модная, а мой аналоговый нойз-поп - позавчерашний день. Нет, это неправда, я живу сегодняшним днём и завтрашним, но у меня нет в каталоге психо-фолка не потому, что я принципиально отсталый и занимаюсь "забытым всеми индастриалом", а лишь потому, что в Украине его никто сейчас не играет, и вряд ли будут играть в ближайшие годы. Не "идёт" это у нас, не близко, не резонирует пока. А потом это уже вряд ли будет интересно. Поэтому в Нью-Йорке - своё, в Киеве - своё. В моей ситуации гнаться за модными тенденциями - безнадёжно. Пропагандировать какой-либо стиль - бессмысленно. Нет у нас никаких стилистических направлений. Есть единичные музыканты, которые делают то, что у них более-менее хорошо получается. Выбор ведь невелик. Очевидно, что сейчас в Украине не сладко, особенно если занимаешься явно некоммерческой деятельностью. Люди ходят на утомительную работу, нет никаких дотаций и послаблений музыкантам, не хватает элементарно времени, средств и сил, чтобы делать в огромных количествах "конкурентоспособную" в Европе музыку. Когда ситуация изменится к лучшему, когда серьёзных музыкантов будет больше и конкуренция - высокой, тогда и украинские издатели тоже будут больше специализироваться, выбирать конкретный звук, продвигать более специфические идеи. Какие коллективы или проекты считают Quasi Pop своим домашним лейблом? Насколько вы вообще заинтересованы в том, чтобы сохранять монополию на материал отдельных музыкантов? Нет, я вовсе не стремлюсь к какой бы то ни было монополии. Напротив, я за то, чтобы лейблы конкурировали друг с другом за возможность издавать хороший интересный материал точно так же, как музыканты вынуждены выжиматься до последнего, чтобы реализоваться на более престижном лейбле. Только так можно добиться хорошего результата. С другой стороны, есть определенный круг музыкантов, которые сильно привязаны ко мне лично, к каким-то моим личным качествам. И я, и они хорошо понимаем, что в другой ситуации им без меня будет очень сложно работать. Так сложилось. То есть это вполне добровольная, естественная "привязь". Конечно, с разными музыкантами степень доверия и привязанности разная. Я не хотел бы приводить какие-то общие списки, ведь с каждым установились свои особенные отношения, обобщения не очень уместны. Я лучше расскажу о своих друзьях, с которыми мне просто и комфортно работается в последнее время. Так вот, это:
Это очень своевременный и актуальный вопрос. Я бы даже сказал - "симптоматичный". Я в последнее время не могу отделаться от ощущения, что век компакт-диска буквально подходит к концу. Слишком мало людей продолжают коллекционировать музыку, скорее - накапливают. Слишком много "качают" - мало что слушают. Обесцениваются не только носители информации, обесценивается сама музыка. Знаешь, что убивает компакт-диск в массовом сознании как главный носитель? Цепочка: выделенная Интернет-линия плюс DVD-рекордер. Невозможно игнорировать факт, что слушатели находят всё меньше привлекательного в формате компакт-диска. Сказывается и цена, и проблемы с поиском-покупкой нужного наименования, и скромная по нынешним меркам ёмкость самого носителя и громоздкость хранения коллекции компакт-дисков. Музыка из Интернета дешевле, доступнее и разнообразнее. На одну DVD-болванку в формате мр3 вмещается… сколько? 30-40 CD? У компакт-диска просто нет шансов! Если же воспринимать диск не просто как носитель аудио-информации, а как культурный фетиш, объект коллекционирования, то и здесь CD не на высоте. В качестве фетиша, несомненно, более привлекательно выглядит винил: внушительный, при этом хрупкий, некопируемый, качество звука - куда выше, чем у CD или мр3, оформление богаче и масштабнее. Многие даже знают о том, что винил сложнее в подготовке и намного дороже в изготовлении и транспортировке, чем CD. А стоит релиз на виниле и CD практически одинаково. То есть даже цена на винил сейчас более "правильная". В общем, если уж дарить другу какой-то сногсшибательный релиз в коллекцию - то только на виниле. Вывод: я считаю, что у маленьких лейблов вроде моего и нет других шансов, как переходить в ближайшем будущем на выпуск винила. Он останется завзятым ценителям, фетишистам и коллекционерам, основная же масса вообще перестанет покупать музыку в виде релизов на "тяжелых" носителях. Прагматики выберут закачку мр3, портативные мр3-плейеры на жестких дисках, мобильные телефоны, авто-магнитолы и т.д. Кто занимается дизайном продукции лейбла? Порой возникает ощущение, что на вас работает небольшое дизайнерское бюро и отдельная типография. Дизайном занимаюсь в основном я сам. Иногда я использую собственные наработки и всегда контролирую все этапы придумывания и воплощения. Но бывает, что исполнитель сам предлагает вариант оформления. Если оно хорошее - можем оставить всё как есть. А если ты имеешь в виду группу Spiritus, то это такое "братство" визуальных художников - это коллектив до 10 человек. Все его участники - мои друзья, никаких коммерческих отношений между нами нет. Т.е. у всех есть нормальная обычная работа, все работы в рамках Spiritus - это свободное время, досуг, творческая самореализация вполне занятых самостоятельных людей. Раньше часто я использовал готовые, самодостаточные работы участников Spiritus для оформления своих релизов, сейчас же мне больше нравятся проекты "с нуля", т.е. - от идеи к воплощению. Если это интересно, то расскажу вкратце об участниках. Сережа ("Доктор") Волков - фотограф-самоучка с потрясающим чутьём на "напряжение" среды. Он работает с цифровым фото. Раньше жил в Греции, сейчас - в Новой Каховке. Его работы на обложках 5-го "Одинокого Счастья", дисков Jørgen Knudsen и Andreas Brandal. Костя Зимин - профессиональный коммерческий дизайнер. На досуге он рисует фантасмагорические сюрреалистические картины. Он нарисовал обложку для 4-го "Щастя", моего юбилейного сборника и к 2-м последним альбомам БИБЛИОТЕКИ ПРОСПЕРО. Денис Чащин - профессиональный кино- и ТВ-оператор, фотограф. Сейчас он работает преимущественно с цифровым фото, пару лет назад он ещё делал потрясающие "журнальные" коллажи (AMBELION "Cosmic Ill"). Саша Че(рненко) - плёночное фото. Саша - непревзойдённый поэт городов, облаков, новостроек и кирпичных стен. Его фото стали обложками для PEEL OFF THE BASS, MNIMOE, AMBELION, группы АЭРОПЛАН. Xavier - наш веб-инженер и Очень Дотошный Человек. Я очень ценю его страсть проверять все мелочи, проверять ещё раз и перепроверять. У него есть собственные отличные фото-работы. Игорь Хавин - фотограф, специализирующийся на макро- и объектной съемке. Его работы и находки украшают не только релизы Quasi Pop, но и вполне массовые коммерческие релизы вроде дебютного альбома группы БОРЩ. Жора Чарский - более известен как лидер группы NEKRAINA, но, кроме того, он великолепный фото-художник. Масса его работ настолько мощные и значительные, что пока ещё и не нашли достойного прикладного применения. А из того, что использовано - суперобложка "Sleeper Fiеld" AMBELION. Ещё иногда принимает участие в работе Данила - мой сын. Ему 11 лет. Он нарисовал ещё 3 года назад обложку для ещё одного альбома проекта AMBELION - "C-Virus" и несколько вариантов эскизов для ещё не законченного альбома MNIMOE. У меня есть ощущение, что как минимум четыре года из пяти Quasi Pop существовал в режиме самоизоляции. О лейбле знали единицы, диски расходились смехотворными тиражами. Но последние события (издание норвежских музыкантов, дистрибуция на A-Musik, поддержка фестиваля "Детали Звука") говорят о решении интегрироваться в европейскую "независимую" сеть. Всё верно? Всё верно. Понадобилось время, чтобы понять, каким я вижу лейбл в будущем и насколько всё это серьезно. Понадобились средства, чтобы вкладывать в тиражи. Понадобилось ещё найти время и силы, чтобы всем этим заниматься. Сейчас я уже не хожу на "нормальную" работу - всё мое время и силы уходят на лейбл, свои творческие проекты и на работу в качестве саунд-продюсера и музыканта с другими артистами. Огромное спасибо всем, кто меня понимает и поддерживает, особенно моей замечательной семье. Как складываются твои отношения с коллегами-издателями? Насколько велика конкуренция? Конкуренция невелика. Я бы даже сказал, что я её не ощущаю. Лично я знаком лишь с Андреем Кириченко и Димой Федоренко, владельцами Nexsound, у нас с ними не только дружеские, но и вполне партнёрские отношения: я помогаю им, чем могу, они - мне. По сути, нам пока ещё нечего делить и никто никому не мешает. Возможно, я чего-то не знаю или не понимаю в вопросах конкуренции, но никакой реальной конкуренции я не чувствую. Единственный забавный случай - это то, что на последней совместной акции (фестиваль "Детали Звука") в фойе концертного зала стояли бок о бок столы и стенд с аудио-продукцией, Nexsound и мой. И так получилось, что на обеих "конкурирующих" раскладках оказались некоторые одинаковые диски - мы менялись релизами с несколькими одними и теми же европейскими лейблами. И вот тут пошла уже настоящая острая конкурентная борьба за покупателя! Мне бы хотелось, чтобы и в будущем наша "конкуренция" была такой же. Ещё есть мои старые друзья, относительно недавно основавшие одесский лейбл Cardiowave, но они что-то очень уж долго стартуют. Пока что они поддержали лишь мой релиз БИБЛИОТЕКИ ПРОСПЕРО в конце 2005 года, и неясно, когда у них пойдут поактивнее дела. Не могу сказать, что мне очень интересен круг их артистов, но всё равно - удачи им! Вроде бы что-то происходит на лейбле Arterija. Вначале это тоже был мой проект, но у меня не хватало времени им заниматься и я как бы "передал" бразды правления Максиму из проекта CECKJ - и последние год-полтора он рулит самостоятельно. С "индустриальной тусовкой" из Житомира я лично не знаком, но меня удивляют и радуют солидные достижения их проектов. В творческом же плане их деятельность мне не очень интересна, по причине того, что они продвигают "совсем не мой" материал. Я не говорю, что это плохо, но меня не цепляет. Есть ещё в Украине парочка техно- и танцевальных лейблов, но это совсем уже за гранью моих интересов - нет времени следить, что там у них происходит. Я с завистью смотрю на то, как развивается музыкальная ситуация в Украине. Дело не в том, что фестивали проходят, а в том, какие это фестивали. Как ты считаешь, почему вам удалось проскочить над постиндустриальным болотом и не закиснуть в нём, как это случилось во многих экс-союзных республиках? Я согласен с тобой и рад, что дело пошло понемногу. Да, интересные вещи сейчас у нас происходят. Но вопрос тем сложен для меня, что я не очень хорошо знаком с ситуацией в России. Скажу честно - нет сил и времени следить, что происходит на российской сцене в целом. Поэтому я слабо представляю, как выглядит это ваше "болото". Видимо, ты говоришь о не очень оригинальной, невнятной и невесёлой музыке, сделанной на компьютере. Грубой, деструктивной и "старомодной". Если так, то мне кажется, что причины возникновения мало-оригинального продукта просты: лень, безответственность, отсутствие конкуренции. Самая большая звезда украинской модной "кривой электроники" у нас - ZAVOLOKA. Мне лично совсем не нравится её музыка. Катя - милая и простая девушка в общении, она, безусловно, талантливый человек, но слушать дома её записи мне скучно. Но когда она звучит "вживую" - это событие! Катя - высокого уровня профессионал, у неё масса каких-то ноу-хау, она абсолютно чётко понимает, что она делает. Она звучит на концертах мощно, интенсивно, разнообразно и убойно! Она умеет, не напрягаясь, нравится публике, её музыку высоко ценят критики, она получает призы и работает с непростыми музыкантами на Западе. Беда пост-индастриала в несоответствии уровню претензий и воплощения. На каждом шагу "экспериментальные музыканты" не в состоянии предложить что-то на самом деле радикальное и впечатляющее. И вот на мой вкус, если не реагировать на все эти идеологические плакаты и обещания, то "чистый продукт" made in Russia действительно выглядит блёкло и вяло. На одной площадке с той же ZAVOLOKA даже опытные звезды вроде F.R.U.I.T.S. звучат неубедительно и тускло. Наше счастье, что по какой-то причине, мы здесь в Киеве не поплыли по этому бесплодному "дарк-фолк-эмбиент-индастриал" течению и не застряли в его сточных трубах. Мы уже сумели кое-как заинтересовать своим продуктом Европу, а там планка настолько высока, что у нас нет другого выбора, кроме как становится лучше и изобретательнее. Есть ли в мире музыканты, имена которых ты с удовольствием включил бы в каталог Quasi Pop? Провокационный вопрос. Конечно, есть масса любимых музыкантов. Даже не в счёт коммерческий интерес или престиж, если уж собрался выпускать работы известных авторов. Я ведь меломан с приличным стажем. Сейчас мне 32, и я с 15 лет слушаю музыку, играю и т.д. Самая искренняя розовая подростковая мечта - издать новый альбом SONIC YOUTH. Пусть он будет трижды неинтересный, просто ради этой мечты. На самом деле, я бы с удовольствием продолжил работу с норвежскими музыкантами, например - джазовыми. Имён разных много, самые известные - это FOOD, SUPERSILENT. JAZZKAMMER тоже очень привлекательны, хотя это и не джаз. Они как бы на перепутье разных подходов, эпох, направлений. Мне вообще симпатично всё, что происходит в Норвегии, это как бы моя "вторая Родина". Ещё мне симпатичен имидж "серьёзных" авангардных парней из около-поп-тусовки: Jim O'Rourke, Kevin Drumm, Philip Jeck… И не только их имидж - я часто слушаю эту музыку для удовольствия. Очень мне понравилась музыка странных итальянцев - SINISTRI, Giuseppe Ielasi. Очень любопытное направление - в сторону от электроники к джазу, акустической инструментальной музыке. Ещё мне нравится как форма жизнедеятельности академический авангард и современная инструментальная музыка - Rafael Toral, например. Если тебе на секунду перевоплотиться в букмейкера, то, как высоко ты оцениваешь шансы на успех электронной/пост-дигитальной музыки? Я не очень уверен по поводу будущего "пост-дигитальной" музыки как стиля, ведь качественные показатели, так всегда бывает, ухудшаются со временем - от бесконечных повторений, клише, перепроизводства. Т.е. формально это направление выглядит уже несвежим. Но когда лет 8-10 тому назад казалось, что гитарная музыка - полная ерунда, оставались умельцы, которые умудрялись делать крайне любопытные вещи в рамках "безнадёжных" жанров. Так и сейчас будет с компьютерной музыкой. Основная масса будет продолжать задумчиво косить под Афекс Твина и Фенеша, а единицы будут ловить странных "журавлей в небе". Ведь при желании, можно соорудить дома на компьютере даже невероятный фри-джаз. Если как следует попотеть, придумать эту музыку, прочувствовать её и прожить жизнью каждого звука, каждой партии и аккорда, не выходя из дому. Было бы желание и идеи. Ведь живительное "сопротивление среды" в искусстве одинаково, играй ты на баяне или на лэптопе - принципиальной разницы нет. Очевидна и другая тенденция - основная масса "модных" нойз-музыкантов и "экспериментаторов" если и используют лэптопы, то лишь как один из инструментов. По общему мнению, какую-то работу компьютер делает отлично, с какой-то не справляется вовсе. Поэтому в ход опять пошли все эти педали, плёнки, примочки, кнопки и ручки, контроллеры, вертушки, синтезаторы, гитары и прочее. Всю эту "кибернетику" и машинерию надо как-то расшатывать, будить и тормошить. Как? Руками. Кручением ручек и дерганьем за штекеры. Шведская группа TAPE или последние релизы Кириченко - это и есть последнее "прости" пост-дигитальной электронике". Если можно, раскрой карты - расскажи, что планируется к выпуску в ближайшее время? Совсем скоро выйдет диск киевского композитора Славы Лунева. Половина пьес на диске - вполне традиционные, акустические. Остальные созданы на компьютере. При этом сам Лунев - самый настоящий академический композитор, даже без компьютерных экспериментов мне интересны многие из его сочинений. Просто эта его работа попала в мои руки первой. Надеюсь на длительное сотрудничество с этим, вероятно, самым талантливым "серьёзным" автором из относительно молодых. Не за горами выход сборника "лучших вещей" самой незаслуженно непризнанной украинской инди-группы 90-х ИВАН САМШИТ. Это электро-поп, чудесные поп-песни. Ещё в 1988 ИВАН САМШИТ дали первые концерты, используя ударную установку и 3 аналоговых синтезатора без секвенсоров. Фактически, это была первая чисто электронная группа в Украине. Не знаю, может и в СНГ. Если постараюсь и не буду лениться, в ближайшие месяцы выйдет мой первый соло альбом. Точнее, это будет даже не альбом, а "аудио-ежедневник" - набор связанных не музыкальной логикой, а течением моей приватной жизни артефактов, аудио-заметок, забытых и потерянных файлов, найденных звуков и прочего "не-продукта". Хочу издать диск одного из лучших лэптоп-музыкантов Украины Лёши Петрова. Кто-то считает компьютерный дизайн уже проехавшим явлением, но меня именно Лёшины работы "цепляют". Он разнообразен и непредсказуем. Сегодня гонит из лэптопа минимал-техно на вечеринке, завтра - свирепый нойз на "Деталях Звука". Я буду выкручивать Лёше руки, чтобы он сделал экологический минимал-поп с нойз-фактурами. Но тут ещё есть над чем работать. AMBELION"Sleeper Fields" - CD-R2002, Quasi Pop Records, QPOP CD 014 AMBELION - флагманский проект молодого киевского музыканта Александра Коваленко, работающего на стыке IDM, эмбиента и аморфной субстанции, традиционно именуемой "экспериментальной электронной музыкой". Альбом "Sleeper Fields" стал его вторым диском, изданным Quasi Pop. Это самая спокойная работа Алекса - рудиментарный ритм, сглаженные структуры композиций, глуховатый саунд и общая заторможенность. Шестнадцать монотонных пьес великолепно отражают название альбома и награждают слушателя опытом визионерских трипов по ментальным пустошам. Следует иметь в виду, что эмбиент AMBELION не имеет ни малейшего отношения к индустриальной музыке. Ориентиры - APHEX TWIN и лейбл Compact. Впрочем, в отличие от корифеев техно, Алекс обходился без аналогового оборудования, прописывая пьесы при помощи программного обеспечения, коим располагает среднестатистический пользователь PC. Львиная доля треков создана в реальном времени из исходных сэмплов - отсюда композиционная свежесть и неизбежные претензии к качеству звука. Другие альбомы AMBELION, что попадали мне в руки, были лишены достоинств, замеченных на "Sleeper Fields", и целиком и полностью относились к разряду IDM. Лучшими в их ряду я бы назвал зимнюю дилогию, записанную в тот же период - "Winter Breed" & "Winter Cult". Кстати, "Winter Cult" стоит приобрести уже из-за потрясающего оформления, что для Quasi Pop - норма. NEKRAINA"Апокалiцтва" - CD-R2002, Quasi Pop Records, QPOP CD 023 Этот релиз напрочь выбивается из каталога Quasi Pop. Не нойз, не IDM, не пост-рок и не цифровые коллажи, а самый что ни на есть апокалиптический фолк, пусть и с холодным электронным звуком. Единственная привязка - географическая. Проектом не первый год руководит украинский музыкант Георгий Чарский. NEKRAINA появилась в Одессе лет восемь или семь назад. Первые альбомы, состоявшие из переосмысленных и ассимилированных ковер-версий композиций Дугласа Пирса (DI6), находили восторженные отклики сетевых ресурсов SEIDR и ЧОРНIЙ КОБЗАРЬ. То, что стало происходить потом, удивило многих. Если западные коллеги Григория эволюционировали от электронного звука к акустическому, то он двинулся в обратном направлении. "Апокалiцтва" - электронный альбом с редкими вкраплениями традиционных инструментов, акустических и электрических гитар. Фолковая расхлябанность ушла. Остались элементарные структуры композиций, холодный звук и отстраненный голос. Где-то вдали мерещатся призраки пост-панка, но они только добавляют готического очарования в альбом, наполненный аскетической поэзией. Григорий поет по-украински. Львиная доля материала - оригинальная музыка и тексты. Инспирации и интерпретации остались в прошлом. Говорить о том, что "Апокалiцтва" представляет собой попытку адаптации апокалиптического фолка для восточноевропейской аудитории, на мой взгляд, не стоит. Местный фольклор настолько пропитан предвкушением конца, что заморские инъекции ему ни к чему. Если от песен Дэвида Тибета веет холодком, то от наветов NEKRAINA, даже самых оптимистичных - мороз по коже. Jørgen Knudsen"Wealth" - CD2006, Quasi Pop Records, QPOP CD 038 После выхода альбома "Wealth" норвежца Йоргена Кнудсена стало очевидно, что маленькая киевская конторка Quasi Pop сознательно занялась изданием музыки в стилистике "пост-нойз". По аналогии с термином "пост-рок", под пост-нойзом следует понимать шумовую музыку, случайно или намеренно утратившую связь с первоматерией, в данном случае - наследием японских музыкантов. На смену безудержному неистовству приходит деликатное компилирование. Так стоит ли удивляться, что новое понимание нойза нашло широкую поддержку в маленькой и аккуратненькой Норвегии? Независимые европейские саунд-артисты в мгновение ока освоили технологию производства и утвердились в роли классиков жанра. Йорген строит свои композиции из обрывков чужой музыки, генераторного шума и уличного гама. Собранные в количестве шестнадцати штук под одной обложкой, они производят впечатления авторского аудио-приложения к блогу на livejournal. Каждый трек - не столько законченная пьеса, сколько краткая зарисовка, сноска на полях текста, который остается вне поля зрения слушателя и о содержании которого приходится только догадываться. Что-то значит высокочастотный свист, соседствующий с кусками фри-джаза и стуком по столу мячика для пинг-понга. О чём-то должна напомнить трель музыкальной шкатулки, увязшая в грохоте метро и тайской тарабарщине. Вероятно, как в классическом квесте, тот, кто сумеет отыскать все артефакты и минует расставленные повсюду ловушки, получит доступ на новый, скрытый от всех остальных, уровень. "Wealth" - первый шаг на пути к новому радикализму. На фоне Йоргена даже его коллеги-земляки, издающиеся на Rune Grammofon и Smalltown Supersound, выглядят занудами и консерваторами. На первом сольном альбоме ему удалось создать проект новой знаковой системы, ориентироваться в которой ещё сложно, но уже интересно. Various Artists"Million Ways To Spend Your Time" - CD2006, Quasi Pop Records, QPOP CD 040 Quasi Pop - пять лет. На дни рождения принято делать подарки, и музыканты из Норвегии, Польши, Германии, Франции, Соединённых Штатов и Украины прислали юбиляру по эксклюзивному треку. Среди дарителей замечены европейские звёзды электронной и шумовой музыки первой величины - Лассе Мархауг, Андрей Кириченко, арт-коммуна ORIGAMI REPUBLICA, а также импровизаторы TV POW. Их сувениры отличает глянец упаковки и высокое качество содержимого, но самые интересные находки могут быть сделаны в треках менее известных персон. Я бы рекомендовал обратить внимание на роскошную инди-поп обойму: 8ROLEK, Оливера Ламма, THE COMPLAINER и BATCHEEBA. Забавную композицию, выполненную в стиле ранних KRAFTWERK, изготовил дуэт MONOFILAMENT. Расплывающиеся звуки аккордиона, электронный бэкграунд и расфокусированный вокал сведены воедино в процессе манипуляций с пленками. Едва ли не лучшим треком стал "Froggs" сегодняшнего резидента Quasi Pop Йоргена Кнудсена - за столь изящный образчик muzak не было бы стыдно самому Феликсу Кубину. Рубежи сонграйтеров удерживают Чарский и БИБЛИОТЕКА ПРОСПЕРО. Георгий Чарский (ex-NEKRAINA) обрёл-таки уникальный саунд, в котором свершилась алхимическая свадьба акустики и электроники, а его песня "Кошки и собаки" живо напомнила Василия Шумова (ЦЕНТР). Завершает парад личных предпочтений рецензента жемчужина в разливанном море электроники - классическая пост-рок пьеса от PEEL OFF THE BASS. На днях рождения принято угощать друзей, поэтому семнадцать пьес отштампованы в пятистах компакт-дисках, упакованы в изящные картонные конверты и доступны всем желающим. Несмотря на стилистическую пестроту, это едва ли не самая удачная компиляция года текущего. Главное отличие от прочих юбилейных сборников - максимальное внимание перспективам, а не итогам. Вместе с тем, "Million Ways To Spend Your Time" - не манифест, не программа грядущей пятилетки, а всего лишь один из множества способов приятно провести время.
Ссылки:
Quasi Pop Records - http://www.quasipop.org http://machine.radionoise.ru |
В избранное | ||