Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #050


Новости "Машинного отделения"



Практически весь блок рецензий посвящен российским проектам. Единственное исключение - итальянский BAD SECTOR, но он настолько сросся с нашей аудиторией, что здесь, на одной шестой суши, творчество Массимо Магрини знают гораздо лучше, чем у него на родине. Итак, что новенького?

Рекомендую обратить внимание на сплит питерских проектов - EKRAN и БОЕВЫЕ ЦИКАДЫ. На альбоме представлены диаметрально противоположные методы работы со звуком. EKRAN ставит на аналоговый звук, исторгнутый из чрева советских электронных машин. Артём и Георгий не первый раз предаются столь изощрённой некромантии, но шанс услышать сразу четыре композиции проекта представляется впервые. БОЕВЫЕ ЦИКАДЫ должны быть знакомы поклонникам талантов Евгения Савенко. В этой ипостаси лидер БИОИНЖЕНЕРИИ, САДОГИПНОЗА и LUNAR ABYSS QUARTET предпочитает цифровой и графический синтез.

BAD SECTOR - это Адриано Челентано и Николай Коперник в одном лице, по крайней мере, для российских поклонников постиндустриального нью-эйджа. Массимо Магрини имеет репутацию серьёзного учёного и чуть менее серьёзного музыканта. Его альбомы расходятся на ура, концерты собирают аншлаги, а лейблы стоят в очереди на право издать очередной компакт-диск. В прошлом году повезло сразу нескольким конторам. Стараниями Waystyx на полках многих из нас появился "Космодром".

Две другие рецензии написаны на компиляции. Несмотря на то, что на обложках этих дисков стоят разные названия, их смело можно было издавать в качестве двойного компакт-диска. В трек-листах и "Talamus II" и "Красного Квадрата" значатся одни и те же имена, оба сборника посвящены абстрактной победе, да и изданы они хорошими знакомыми.


EKRAN / БОЕВЫЕ ЦИКАДЫ

"Ещё вчера это казалось невозможным" - CD-R (ltd. 88)
2005, Extremal Psychonauts, ExPsy 012

EKRAN / Боевые Цикады - Ещё вчера это казалось невозможным
Сплит двух ленинградских дружественных проектов посвящён научно-техническому прогрессу. Сказать, что это однозначный стёб нельзя, хотя поверить в то, что все заявления и звуки, на нём присутствующие, изготовлены с серьёзными намерениями, невозможно. Артефакт дополнен нарочито "независимым" оформлением - тонкий DVD-бокс с крупнозернистой чёрно-белой обложкой и сикось-накось вырезанным буклетом. Названия треков - коллекция нелепиц, на мой взгляд, не имеющих никакого отношения к музыке. При этом диск, безусловно, интересен. Чем?

Например, участием проекта EKRAN, за которым стоят два молодых человека, проявляющих нешуточную активность на постиндустриальной сцене. На сей раз они сошлись на любви к советским синтезаторам - форме фетишизма, приобретающей всё большие масштабы. Все треки, раскиданные по многочисленным компиляциям, есть ни что иное, как игры с и на этих, чаще всего аналоговых, мастодонтах. Структурная аморфность компенсируется прущей во все стороны фактурой. Исполнительское мастерство, как мне кажется, в данном случае сводится к умению удержать саунд и втиснуть его хоть в какие-то рамки. Все 4 трека балансируют на грани, не позволяя себе ни вытянуться в мелодические линии, ни усохнуть до голых фактур. Впрочем, сдаётся мне, что музыка здесь - продукт побочный, напоминающий выпадение осадка в процессе химической реакции. Главное действующее лицо - электрические и электронные машины. Они гудят, хрипят, стучат и выдавливают из себя звуки, а что с этими звуками произойдет потом - дело десятое. М.М. и Георгию удалось воплотить в жизнь один из самых известных тезисов KRAFTWERK - превратить музыкантов в инженерно-технический персонал при электрической коробке с набором фильтров и тон-генераторов.

Вторая интересная особенность сплита - тактическое решение. Второй фигурант альбома одновременно выступает в качестве антипода своего соседа. За роскошной вывеской БОЕВЫЕ ЦИКАДЫ стоит Евгений Савенко, известный по десятку сольных и совместных проектов индустриально-ритуальной направленности. В этот раз нашему вниманию предлагается опыт работы со средствами аудио-синтеза в программных средах Apple. Впрочем, метод и средства не играют здесь ключевой роли. Мне вспоминается старый анекдот, в котором в одну из стран блока НАТО был продан советский истребитель. Однако несмотря на то, что западные специалисты всякий раз следовали сопроводительным инструкциям, при сборке у них неизменно получался комбайн. Здесь та же ситуация: из компьютера Евгения, на котором красуется то самое "яблочко", раз за разом с хрустом и треском вылезает все тот же САДОГИПНОЗ. "Психоделизма" не убавилось ни на грамм, микроволна не прошла. Посему полагаю, что вторую часть сплита можно считать антитезой первой - если у EKRAN машины взяли верх над людьми, то Евгений Савенко одолел цифрового супостата и приколотил над его воротами непонятную эзотерическую загогулину.


BAD SECTOR

"Kosmodrom" - CD (ltd. 795)
2005, Waystyx, WR15

Bad Sector - Kosmodrom
Очередное творение талантливого итальянского звукорежиссера и дипломированного инженера Массимо Магрини опять посвящено торжеству Разума над волюнтаризмом природы. В то время, когда наши корабли бороздят просторы Вселенной, в поле зрения кулибина от звукозаписи попала советская космическая программа, вернее те участки суши, с которых отправляются в большую пустоту беспилотные и пилотируемые, военные и научные, телекоммуникационные и межпланетные космические аппараты. Список этих площадок и история их возникновения изложены в буклете к компакт-диску, изданном на московском лейбле Waystyx. Там же приведены названия пьес, но разве они имеют значениt? Если в вашей коллекции завалялась пара альбомов BAD SECTOR, то угадать, как называются треки на "Космодроме" вам будет не сложно. Куда же без "Энергий", "Телеметрий" и "Космосов"?

Что касается музыки, то здесь говорить практически не о чем. Магрини остался верен себе - будучи музыкантом посредственным, он пошёл по проторенной дорожке и соединил разрозненные куски звука в более-менее стройные дорожки, нашпиговал их "космическими" сэмплами, снабдил "тематическими" названиями… вот, собственно, и всё. Единственной неожиданностью стал более навязчивый ритм в паре-тройке пьес, но на общую картину это не влияет. Да, чуть не забыл: часть звукового материала была записана итальянцем во время визитов в Москву и Санкт-Петербург на синтезаторах "Аэлита" и "АНС" - но кого этим сегодня удивишь?

Тот факт, что BAD SECTOR принялся воспевать космодромы, представляется мне весьма показательным: Магрини и впрямь выглядит Дедалом, неспособным осуществить свою мечту. Слепленные им из космического мусора и скреплённые советским припоем крылья не то, что унести в звездные дали - от земли оторвать не могут. Это не звездолёт и даже не аэроплан, а в лучшем случае самолёт Можайского - паровая машина на деревянной телеге. Но, по всей видимости, веруя в святая-святых научного материализма и ожидая спасительного перехода количественных изменений в качественные, Массимо Магрини продолжает из альбома в альбом перетаскивать свои же собственные клише, заплесневевшие фрагменты переговоров советских космонавтов. Авось не сегодня, так завтра - точно полетит.


Various Artists

"Thalamus II" - CD (ltd. 500)
2005, КультФронт, KF-II

V/A - Thalamus II
Крошечная организация под кодовым именем "КультФронт", в состав которой входит всего несколько человек, продолжает удивлять темпами, слаженностью и, главное, качеством работы. Всего за полтора года эти люди успели организовать три фестиваля и выпустить два диска, приуроченных к мероприятиям. Если ситуация будет развиваться в этом ключе, то через год-другой у таких контор, как Indiestate и Waystyx появится серьёзный конкурент по части организации крупных индустриальных гульбищ. Впрочем, мне совсем не хочется переквалифицироваться в футуролога, да и незачем - речь-то о другом.

Вторая компиляция, призванная напомнить о событиях почти годичной давности, по всем параметрам превосходит свою предшественницу. В неё включены десять номеров от пяти проектов, принимавших участие в фестивале. Пьесы отпечатаны на настоящем, пятидюймовом компакт-диске, снабжённом удобным конвертом и недурно оформленным буклетом с явным избытком информации (необъяснимая скрупулёзность в отношении дат записи композиций). Ещё одна деталь - если на первом сборнике представлена исключительно постиндустриальная музыка, то вторая часть радует присутствием электро и апокалиптического фолка. Всё остальное осталось прежним: ни идеологическая составляющая (всё вместе посвящено некоей "победе"), ни способ появления на свет пьес (все они записаны в студийных условиях) не изменились.

Первым в трек-листе значатся ШУМЫ РОССИИ. Две части "Голосов мёртвых" записаны в морге. Гоша сотоварищи сумели остаться в рамках традиции, когда о мёртвых говорят "либо хорошо, либо никак". При этом вторая часть этого "никак" понравилась мне куда больше первой, но всё в целом ни печалит, не радует. Фальшстарт. Но всё меняется, когда приходят они - отроки во Вселенной, дуэт EKRAN. Георгий и Артём заняли нишу, которая в германских землях обжита Карлом Рунау. Это странная помесь electro с десятком крайне нерегулярных компонентов, завязанная на любви к морально устаревшим и упавшим в цене синтезаторам и ритм-машинам. В отличие от немца, EKRAN отошли от нарочитой холодности и математической строгости, периодически впадая в благозвучие и задумчивость. Впрочем, их меланхолия - детский лепет по сравнению с комой, в коей пребывает MAJDANEK WALTZ. "Длинны твои ресницы" - классический для рязанцев "туда и обратно", от нойза к фолку и назад. Один из самых интересных треков - трагичный "Ещё вчера шумели карусели" - размещён неудачно. Из этой исполненной под сбивающийся аккомпанемент аккордеона пьесы получилась бы потрясающая кода, а здесь, в центре, акценты смазываются и теряются в череде других номеров программы. То, что делает CISFINITUM, в комментариях не нуждается. Хороший, крепкий материал. Одно "но" - музыку Евгения Вороновского я предпочитаю воспринимать в качестве основного блюда, а в винегретах, сколь искусно бы они не приготовлялись, появляются посторонние запахи. Финал компиляции страдает теми же недостатками, что и её начало - отсутствием чёткого фокуса. Евгений Савенко, который выступил под одной из тысяч личин (LUNAR ABYSS DEUS ORGANUM), отметился давнишними композициями, не выходящими за рамки экологического эмбиента с эзотерической начинкой. Впрочем, если ваш проигрыватель позволяет программировать порядок воспроизведение треков, эти недостатки легко устранимы.


"Красный Квадрат" - CD (ltd. 500)
2005, КультФронт, KF-III

V/A - Красный Квадрат
Театр маргинального жеста, именуемый Национал-Большевистской Партией, традиционно притягивает людей нетривиальных. В течение декады вокруг Эдуарда Лимонова и его соратников собиралась пёстрая кампания. В хороводе лиц промелькнули и Сергей Курёхин, и Егор Летов, и Вадим Степанцов, и Алина Витухновская... Понять их любопытство несложно - в отличие от других политических формаций, нацболы умеют любое протокольное действо превращать в интригующий хэппенинг с ощутимым привкусом фатализма. Имитация политической агрессии, помноженная на созданный СМИ имидж радикалов, время от времени приносит к интересным результатам.

"Красный квадрат" - компиляция, на которой представлены треки проектов, неравнодушных к национал-большевизму в его нынешней интерпретации. Большая часть музыкантов не имеет членских билетов организации, а потому взирает на ситуацию со стороны. Это, на мой взгляд, несомненный плюс - музицирование внутри партии всегда выглядело крайне неубедительно, достаточно вспомнить такие формации, как ОЖОГ или БАНДА ЧЕТЫРЁХ. Кроме того, проекты, включённые в трек-лист "Красного Квадрата", работают в русле постиндустриальной музыки, лавируя между ритм-энд-нойзом, EBM и эмбиентом. Даже рязанский MAJDANEK WALTZ, застрявший на грани нойза и апокалиптического фолка, предоставил бойкий ремикс одной из лучших своих композиций - "Мы".

Теперь несколько слов о действующих лицах сборника. Надо признать, что почти половина имён ранее мне не встречалась. Кто есть comFORdebt, NAZI BASTARD FROM ALDEBARAN (но возникает впечатление, что и тот и другой - клоны CHE-DANCE), МП 44, ЧЕЛОВЕК, МАШИНА И ТРАНС В УРБАСТРКТУРЕ, DMT и DISCIPLINA ARCANI мне неведомо. Однако есть среди их треков композиции, о которых следует сказать отдельно. Прежде всего, обратите снимание на выполненную в эстетике политического кабаре пьесу "Шпион которого мы любим". Остро, свежо и неожиданно. DMT выступили с сырым монотонным треком, который звучит, как наш ответ Чемберлену-Брайану Ино. FEDOR SVOLOTCH - это, разумеется, обратная сторона медали флагмана питерского электронного мейнстрима THEODOR BASTARD. Не знаю, все ли в курсе, но несколько лет тому назад г-н Старостин и компания под вывеской ДЕТИ СОЛНЦА выдавали весьма прямолинейный материал, запечатлённый на альбоме "Пропаганда". Их нынешний вклад в "Красный Квадрат" весьма сомнителен - этот инструментальный трек с тем же успехом мог войти и в компиляцию антифашистского движения "НАШИ". Из мэтров, отметившихся на этом компакт-диске, самый интересный трек принадлежит RUPOR UDARA (замороженный сайд-проект Георгия из ANTHESTERIA). "Comintern Scum" - последнее прости в адрес Galakthorrö и выход на свою собственную траекторию. Композиции KRYPTOGEN RUNDFUNK, COMFORTER, CISFINITUM, CLONING EXPERIMENTAL FAILURE звучат отменно, но ничего нового к репутации проектов они уже добавить не могут. ЛИНИЯ МАСС отделалась тем, что опубликовала пересведенный "Триумф Стали", изданный как двенадцатидюймовый сингл на германском MDP. И мой вам совет - чтобы не портить впечатление, пропустите пьесы ШУМОВ РОССИИ и DISCIPLINA ARCANI. Редкая ерунда. Во всём остальном - крепкая компиляция в неожиданно политкорректном оформлении.

Ссылки:
Bad Sector - http://www.bad-sector.com
Extremal Psychonauts / BioSonar Laboratories - http://www.biosonar.net
Waystyx - http://www.waystyx.com



http://machine.radionoise.ru



В избранное