Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #048


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Первый - после долгого молчания - блок рецензий посвящён двум молодым украинским лейблам. С продукцией Quasi Pop Records я впервые познакомился около трёх лет назад, когда приобрел два "зимних" альбома проекта AMBELION. За прошедшее время каталог этой маленькой издательской компании существенно расширился, а качество продукции вышло на новый уровень - на смену выжженным пришли настоящие компакт-диски. Но самое важное изменение коснулось репертуарной политики, потому что теперь Quasi Pop Records уделяет внимание не только славянским коллективам. Доказательством последнему тезису может служить альбом норвежского артиста Andreas Brandal "Drive Home With A Hammer". Андреас - опытный музыкант, который помимо участия в дуэте LARMOYANT сотрудничал с JAZZKAMMER, Maja Ratkje, MERZBOW, NOXAGT, Zbignew Karkowski… Его музыка представляет собой нойз, стремящийся выскользнуть из нойзовых же клише.

Что есть Nexsound, и что он из себя представляет, ценителям и коллекционерам электронной музыки рассказывать не нужно. Но сегодня случай особый - речь пойдёт о дамах, входящих в число артистов этого лейбла. Это Екатерина Заволока (ZAVOLOKA) и Алла Загайкевич. Они красивы, умны и причастны к созданию нетривиальной электронной музыки. И если творения Кати выдержаны в стилистике, близкой к IDM, то Алла создает настоящую электроакустическую музыку в лучших традициях современных композиторов.

Забегая вперёд, скажу, что на этом знакомство с украинской электронной сценой и лейблами не исчерпывается. Более того - скоро вас ждёт большое и обстоятельное интервью с одной из героинь сегодняшнего обзора.


Andreas Brandal

"Drive Home With A Hammer" - CD
2005, Quasi Pop Records, QPOP CD 036

Andreas Brandal - Drive Home With A Hammer
Словечко "нойз", которым раньше так ловко можно было определять продукцию огромного количества музыкантов, окончательно потеряло какой-либо смысл. На то есть две причины. Причина первая - его умопомрачительная ангажированность привела к тому, сегодня нойзом можно называть всё, что плохо лежит (читай: имеет запутанную структуру и не обременено ясной мелодической линией). Вторая причина - потрясающая прожорливость, способность ассимилировать всё, что встречается у него на пути. Приснопамятный MERZBOW только в последние пять лет карьеры наглядно это продемонстрировал, пережевав и переварив в своей утробе массу музыки. Вся (электронная, да и не только) музыка стала нойзом разной степени интенсивности, и выхода из этого тупика пока не видно. Попытки заново изобрести электро-поп выглядят неубедительно, замена электронных устройств на электрические и акустические инструменты либо не впечатляет, либо порождает гибриды, главное действующее лицо в которых - всё тот же нойз.

Впрочем, есть и менее радикальные попытки нащупать свой путь. Самые яркие, на мой взгляд, примеры - японский музыкант Кёхей Мацунага и норвежец Андреас Брэндал, чей альбом "Drive Home With A Hammer" совсем недавно вышел на украинском лейбле Quasi Pop Records. Адекватного термина для такого саунда пока не существует, попытки обозвать всё пост-нойзом или intelligent noise music смехотворны. Потому я попытаюсь выделить самые характерные моменты звучания этого альбома, взяв на вооружение описательный метод. Итак, начинка продукта, безусловно, имеет к нойзу самое непосредственное отношение. Ровный, без резких всплесков интенсивности и в меру сухой звук явно имеет цифровое происхождение. Будь он чуть изысканней, его можно было бы сравнить с продукцией венской лэптоп-школы. Однако практически во всех треках присутствуют чужеродные элементы, которые позволяют говорить о поиске компромисса между нарочито фактурным звучанием и традиционной для поп-музыки мелодикой. Более того, в паре треков принимали участие сессионные музыканты. В пьесе "Herzog" задействован барабанщик, в "File Under Lost" - гитарист. Целесообразность использования настоящих, то есть живых инструменталистов вызывает сомнение, так как вполне можно было обойти банальными сэмплами, однако сам факт весьма и весьма показателен. От бесконечной череды пластинок уже упоминавшегося г-на Мацунаги творения Андреаса отличает большая монохромность, отсутствие нарочитой коллажности и метаний из стороны в сторону, как в рамках всей работы, так и в пределах каждой пьесы. Прямолинейность объясняется просто: все творческие метания Андреас осуществляет как в рамках дуэта LARMOYANT, так и во время совместных выступлений с JAZZKAMMER, Maja Ratkje, MERZBOW, NOXAGT, Zbignew Karkowski и другими мэтрами.

Выпустив этот альбом, Quasi Pop Records накрыли сразу несколько целевых аудиторий: поклонников нойза как такового, слушателей, которые стремятся держаться на пике тенденций, а также любителей в меру шероховатой электронной музыки. Компакт-диск вложен в аккуратный дигипак, оформленный постоянными дизайнерами лейбла - творческой группой Spiritus. Сделано в Украине.


ZAVOLOKA

"Plavyna" - CD
2005, Nexsound, ns37 / Laton 032

Zavoloka - Plavyna
Я люблю вглядываться в лица девушек, склонившихся над пудреницами лэптопов. В отличие от мужчин, которые со знанием дела созерцают зеркальца мониторов, на лицах дигитальных наяд наряду с серьёзностью и озабоченностью процессом витает едва уловимое недоумение. Что-то детское, само себе удивляющееся, до конца сомневающееся в происходящем. Наверное, так выглядит настоящее вдохновение.

К сожалению, мне не довелось наблюдать за работой очаровательную звездочку украинского IDM Катю Заволоку - галерея на сайте её издающего лейбла Nexsound крайне лаконична, а на концертах с её участием я не бывал. Но музыка, что мне довелось услышать на альбоме "Plavyna", интригует и увлекает. Главное её достоинство - изящество и грация, которая достигается за счёт умелого жонглирования двумя составными частями: рафинированным IDM и украинским фольклором. Впрочем, национальной экзотики здесь немного, и все, кто ожидает отыскать в ZAVOLOKA аналог российского проекта ВОЛГА, будут разочарованы. Географическая привязка используется, дабы слега смягчить сухость - бич интеллектуальной электронной музыки, сгладить острые углы, разбавить безжизненную Hi-Tech эстетику, расшить комбинезон космополитизма яркой национальной тесьмой.

Нельзя сказать, что рецепт, предложенный ZAVOLOKA, однозначно успешен. IDM-вирус, как штамм гриппа, крайне изменчив и устойчив к любой вакцине. Поэтому среди десяти пьес найдется несколько номеров, которые выпадают из общей картины и вызывают откровенную скуку. Подсчитывать процентные соотношения удачных/неудачных композиций - дело неблагодарное, с которым каждый, кто пожелает ознакомиться с этой пластинкой, справится самостоятельно. Тем более, что среди ценителей такого рода электронной музыки вероятность найти два похожих мнения практически равна нулю. Члены жюри авторитетного европейского медиа-арт фестиваля Ars Electronica посчитали, что работа Кати выполнена без единого изъяна, и удостоили альбом награды наряду с пластинками таких мэтров, как PAN SONIC и John Oswald.


"Suspenzia" - CD
2005, Nexsound, ns17e

Zavoloka - Suspenzia
Два изданных к настоящему моменту альбомы киевлянки Екатерины Заволоки держатся в безупречном кильватере. Каждый из них развивает интересную, но, как мне кажется, утопичную затею - соединение электронной и фольклорной музыки. Все прежние попытки оживить IDM, пририсовать ему человеческую мордашку заканчивались провалом. Сарафаны и кокошники, ленты и вышитые блузы, равно как и набедренные повязки и бусы сидели на его электронном тельце сикось-накось, вызывая улыбки и замечания разной степени колкости. Тем не менее, тот факт, что "Suspenzia" не удалось выиграть генеральное сражение, ничуть не снижает ценности этого альбома и всё, что будет сказано дальше, относится к просто хорошей пластинке.

Zavoloka
"Suspenzia" - переиздание дебюта ZAVOLOKA. Прежде чем воплотиться в компакт-диске, материал альбома прошел испытание на mp3-полигоне дружественного американского Zeromoon. По всей видимости, частота скачивания подвигла украинских энтузиастов издать эти композиции на полноценном носителе. Со своей стороны замечу, что полностью одобряю эту идею, но 74 минуты звука - это очень много. Прослушать диск с первого захода мне не удалось. Всё-таки IDM, да ещё в столь радикальной версии, не назовёшь лёгким слушанием, и на последней трети я то и дело бросал взгляд на таймер. Проигрывает, особенно в сравнении с "Plavyna", и фольклорная составляющая. Она подана крупными кусками и была подвергнута минимальной коррекции, оттого процесс отторжения донорских сэмплов порой слишком очевиден. Ситуацию спасает обыгрывание нюансов - послушайте первую пьесу альбома "Edyna".

Безусловные плюсы - это ритмическая организация в структуре каждого трека, профессиональная звукорежиссура, да нежелание следовать по проторенным тропинкам. То, что этот IDM произведён после 2000 года, сказалось на интересе к glitch-методике. Из ровной кладки выпадает лишь финальный (не считая двух бонусов) трек "Polissia", в котором на смену изощрённой сложности приходит почти танцевальная резвость. Интересная работа, достойный дебют, имеющий ценность прежде всего для поклонников IDM в целом и талантов г-жи Заволоки в частности.


Alla Zagaykevich

"Motus" - CD
2005, Nexsound, ns38

Alla Zagaykevich - Motus
Этот компакт-диск существенно выделяется из каталога лейбла. Записанные на нём опусы далеки как от дигитальных тенденций последних лет, так и от переживающей волну нового интереса импровизационной музыки. Алла Загайкевич продолжает традицию, в разной степени представленную сочинениями Яниса Ксенакиса, Полины Оливерос, Мортона Субботника, Яниса Кериакидиса, и другими алхимиками, то есть проводит опыты по слиянию звука традиционных акустических инструментов и саунда электронного/компьютерного происхождения в традициях, близким к академическим. В журналах, помещающих рецензии на подобные релизы, они проходят под грифом "modern composition". Чтобы играть по этим правилам, одного энтузиазма мало - необходима теоретическая подготовка и знание матчасти. И то, и другое у нашей новой украинской знакомой имеется с избытком. Первые опыты Аллы работы со звуком, которые имели место в составе фольклорного ансамбля ДРЕВО при Национальной Музыкальной Академии Украины, неожиданно привели к созданию в рамках этого учебного заведения электронной студии, где она выступала не только как композитор и исполнитель, но и читала лекции по компьютерным технологиям. Помимо этого нужно упомянуть и стажировку в студии IRCAM при Парижском Центре Жоржа Помпиду, в стенах которого творили Булез и Ксенакис. Сегодня г-жа Загайкевич возглавляет интернациональный проект "Электроакустика". Так вот.

Представленная на "Motus" музыка - крохотная крупица того багажа, который менее чем за десять лет успела собрать трудолюбивая барышня. На компакт-диске записана камерная музыка - всего пять пьес. Это сочинение для блок-флейты и электроники "Pagode", пьеса для двух виолончелей "Gravitation", сочинение для скрипки, виолончели, фагота, фортепиано и электронных записей "Heroneya" (самое монументальное полотно диска), дуэт электроники и компьютера "Motus", и финал - "Sans L'eloignement de la terre" - в исполнении скрипки, аккордеона и гитары. Любопытная деталь: несмотря на сложность современной академической музыки, авторский диск Аллы Загайкевич слушается на одном дыхании. Бесподобная музыка. Структуры прозрачны, интонации опознаваемы, сюжеты нетривиальны и увлекательны. Несмотря на то, что это, безусловно, не "лёгкое слушание", она легко ложится на слух. Исполнительский состав преимущественно представлен земляками композитора и лишь в записи "Pagode" приняли участие музыканты из дальнего зарубежья.

Издание этого материала, безусловно, - одна из самых больших удач коллектива Nexsound. Великолепная музыка предстаёт перед слушателем в адекватном обрамлении - оформление компакт-диска оставляет позади всё, что раньше издавалось на этом уважаемом мною лейбле.

Ссылки:
Andreas Brandal - http://quasipop.com.ua/ru/artists/2/
Zavoloka - http://www.zavoloka.com
Laton - http://www.laton.at
Nexsound - http://www.nexsound.org
Quasi Pop Records - http://quasipop.com.ua



http://machine.radionoise.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное