Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #041


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Позапрошлый, прошлый и этот год в равной степени представлены в сегодняшнем выпуске рецензий.

В 2003 году на американском лейбле Zeromoon вышла любопытная компиляция. Ряд американских и европейских музыкантов разной степени известности поддались на провокацию: всем им было предложено выполнить ремиксы на одну и ту же композицию. Результат, изданный как V/A "Dissolution Tapes" - это мозаика из восемнадцати пьес в стилистике ambient / glitch / drone.

Андрей Кириченко за несколько лет успел снискать славу едва ли не самого активного украинского музыканта, касается ли это аудио-материала или живых выступлений. Среди десятка компакт-дисков особое внимание на себя обращают два релиза на лейбле Ad Noiseam. Здесь находятся пара замечаний об одном из них - "Interplays, In Between".

В заключение - рассказ о девятнадцати минутах звука, на которые следует обратить особое внимание. Изданный на суб-лейбле Touch "Sala Santa Cecilia" представляет собой лэптоп дуэт Кристиана Феннеша и Рюичи Сакамото, имевший место в минувшем ноябре. Пропавший из виду, с головой ушедший в написание звукового сопровождения к мобильным телефонам (Nokia 8800), Сакамото вновь заявил о себе наилучшим из возможных способов.


Various Artists

"Dissolution Tapes" - CD
2003, Zeromoon, ZERO 004

V/A - Dissolution Tapes
Вот прекрасный шанс не только ознакомиться с пьесами, выполненными в стилистике glitch ambient американскими и европейскими музыкантами, но и оценить свои аналитические способности. Исходным материалом для этой компиляции послужила композиция проекта THE MUSIQUE CONCRETE ENSEMBLE, которая, оказавшись в руках указанных в трек-листе пластических хирургов, совершенно изменила свои черты. Пьеса-оригинал на диске не представлена, однако её первозданный облик не скроется от внимательного слушателя после ознакомления с реинкарнациями, представленными здесь в количестве семнадцати штук. Несмотря на стилистическую монохромность (цифровые царапины и органический дроунинг) и генетическую близость (все представленные проекты так ли иначе вовлечены в круг деятельности лейбла Джеффа Сурака), "Dissolution Tapes" звучит насыщенно и разнообразно.

Несколько упрощая задачу, я бы разделили все ремиксы на несколько групп. В первой изменения, внесенные интерпретаторами, лишь незначительно исказили исходный материал, сохранив в нём легко опознаваемые черты оригинала. К их числу следует отнести пьесы украинца Андрея Кириченко, датчанина Якоба Киркегаарда (Jacob Kirkegaard) и Андреаса Тиллиандера (Andreas Tilliander aka RECHORD). Пересказы, не столь точно отображающие первоначальный текст, принадлежат Алексею Борисову, Антону Никкиля, Дмитрию Федоренко (KOTRA) и болгарскому музыканту R.R. HABARC. Все прочие участники, на мой взгляд, нивелировали своеобразие авторского почерка THE MUSIQUE CONCRETE ENSEMBLE, и представили для публикации композиции с минимальным вкраплением первоматерии. Так, абсолютно в стилистике FE-MAIL выполнен их "Anomalus Stain", обычным для себя нойз-эмбиентом отделались южане CORNUCOPIA и Франциско Лопес, расслабленный и очень тёплый по саунду глитч звучит в исполнении шефа предприятия Джеффа Сурака (VIOLET), его земляков DAS TORPEDOS, французов ULTRA MILKMAIDS и снежной королевы Майи Раткье (Maja Ratkje).

Все 78 минут производят крайне благоприятное впечатление, хотя, повторюсь, в некоторые моменты о том, что всё это не более чем ремиксы, слушатель забывает. Впрочем, у этого обстоятельства есть и другая сторона медали - мы получили возможность слушать музыку, а не набор композиций, написанных по случаю/поводу. Что касается самых удачных номеров компакт-диска, то, на мой взгляд, принадлежат они Антону Никкиля, Андрею Кириченко, KOTRA, VIOLET и ULTRA MILKMAIDS. Гран-при за деликатность в обращении с чужим материалом и за оригинальность подхода я бы присудил RECHORD, хотя его "плавающий" гитарный эмбиент весьма напоминает работы FENNESZ.


Andrey Kiritchenko

"Interplays, In Between" - CD
2004, Ad Noiseam, adn40

Andrey Kiritchenko - Interplays, In Between
Второй релиз Андрея Кириченко на Ad Noiseam. В отличие от более ровной "Книги Сказок", новый диск - это ассорти треков, под цифровой оболочкой каждого из которых прячется своя, отличная от других, начинка. Помимо компьютера Андрей использовал едва ли не весь арсенал электронной и экспериментальной музыки: полевые записи, живые инструменты (фортепиано, гитара, бандура), контактные микрофоны, колокольчики и даже детскую шарманку. Несложно догадаться, что IDM, скроенный по таким лекалам, собственно айдиэмом быть перестаёт. Автор употребляет хитрый термин "глитчкор" ("glitchcore"), вероятно имея в виду, что ядро его пьес по-прежнему составляет постдигитальный саунд, а вот периферия может быть какой угодно. Впрочем, допускаются и инверсии - компьютерная корректировка натурального аудио-сырья. Своего рода арт-рок подход к пост-техно.

Кроме композиционного вольнодумства альбом интересен своими ссылками и инспирациями. Вряд ли они были самоцелью, но, тем не менее, именно им музыка обязана некоторой долей пикантности. Самый характерный пример - трек "Army of Drums and Strings", выполненный и озаглавленный в духе Брина Джонса. Это демилитаризованный MUSLIMGAUZE: даб, нагруженный "уличными" сэмплами, далёкими и не совсем внятными голосами. Его сосед - пьеса с франко-шведским именем "Raison d'Etre" - окунает слушателя в холодное щелчкообразное техно, и на сей раз на ум должны приходить аналогии с AUTECHRE. Ещё деталь: композиции альбома эволюционируют в обратном направлении: будучи позвоночно-ритмичными в начале, они утрачивают хорду и доходят до состояния протоплазмы. Сойдя с техно-шоссе, всё увязло в сельскохозяйственном эмбиенте и натуралистических зарисовках ("Untitled History of Humanity", "From Morning to Evening" и "Rain Through Winter").

Потерю конкретики компенсирует кинематографичность. Андрей создает лаконичные короткометражки с потрясающей фокусировкой. Скажем, в "From Morning to Evening", как при ускоренной киносъёмке, за четыре с половиной минуты слушатель становится свидетелем одного дня из жизни некоего населённого пункта: утренние туманы, звон коровьих колокольчиков, гул автомобилей, суета, голоса, вновь растворяющиеся в туманах. Чёткость и безупречность каждого кадра. Идеальный материал для клипмейкеров.


Fennesz & Sakamoto

"Sala Sancta Secilia" - CD EP
2005, Touch, Tone 22

Fennesz & Sakamoto - Sala Sancta Secilia
Приятно, чёрт возьми, когда твои предположения перестают болтать ногами в воздухе и нащупывают под собой твёрдую почву. Дрейф Кристиана Феннеша в сторону мэйнстрима стал очевиден после выхода его последнего, очень успешного сольного альбома "Венеция", и вот, пожалуйста, новая улика, свидетельствующая об укреплении этих тенденций. Мини-альбом "Sala Sancta Secilia" записан с Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto) - представителем серьёзной электронной музыки последней четверти ХХ века.

Сакамото принято упоминать в одной обойме с Китаро, Вангелисом, Брайаном Ино, Дэвидом Боуи, то есть всеми теми, кому полагалось внимать людям, претендующим на вкус и нетривиальную эстетическую позицию. Впрочем, так было в 80-е, а десятилетие спустя инициативу перехватила молодёжь с лэптопами, базирующаяся на Mego, Mille Plateaux, Touch, Domizil, Warp и других форпостах пост-техно. Ветераны, обеспечившие себе безбедную старость контрактами с мэйджорами, ушли в тень, всецело отдавшись написанию музыки для фильмов, инсталляций, работе в театре. Сегодняшнее сближение старой и новой гвардий вызвано, на мой взгляд, двумя причинами. Первая - кризис цифровой музыки, вторая - утраченный юношеский максимализм. Оказавшись в тотально амбивалентной ситуации, когда вектор дальнейшего движения утратил очевидность, цифровая публика начала активно осматриваться вокруг и однажды обнаружила тех, о ком помнили немногие. Далее события развивались следующим образом: Кристиан Феннеш работал с Дэвидом Сильвианом ("Venice", "Blemish"), который, в свою очередь, неоднократно сотрудничал с Сакамото. Сам мэтр японской синтезаторной музыки на своем последнем альбоме "Chasm" успел засветиться с такими людьми, как Риодзи Икеда, Карстен Николай, ЭмСи Снайпер и, не в первый раз, с Сильвианом. Круг замкнулся. Они должны были встретиться.

Это произошло 28 ноября 2004 года в Риме на фестивале Romaeuropa. Мини-альбом, изданный в июне 2005 года на дочернем лейбле британского Touch, содержит 19-минутный трек лэптоп-дуэта Феннеш/Сакамото. На нём запечатлён типичный для альбомов Кристиана саунд, нашпигованный тысячами воздушных пузырьков, которые лишают материю его музыки статики, заставляя бурлить, журчать, вскипать, растекаться по мелодическим формам. Присутствие японского гостя менее очевидно и ощущается лишь эпизодически, когда упругая масса вдруг выдавливает из себя призрачное подобие дальневосточных напевов и ньюэйдж-всхлипы. Впрочем, это детали. Сам альбом столь же хорош, сколь и скоротечен.

Ссылки:
Andrey Kiritchenko - http://www.nexsound.org/akir/
Christian Fennesz - http://www.fennesz.com
Ryuichi Sakamoto - http://www.sitesakamoto.com
Ad Noiseam - http://adnoiseam.net
Touch - http://www.touchmusic.org.uk
Zeromoon - http://www.zeromoon.com



http://machine.radionoise.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное