Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #012


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Надеюсь, посетители сайта уже отметили тот факт, что МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ постепенно меняет курс и отводит свой взгляд от так называемой "индустриальной" музыки. В дальнейшем всё внимание автора (-ов) будет сосредоточенно на несколько иных областях, а именно: импровизационной музыке, sound design, digital/analogue noise, post-rock, академическом авангарде, минимализме… да мало ли ещё на чём.

Рецензия на альбом французского музыканта Laurent Pernice - первая и, быть может, не очень уверенная попытка дать представление о музыке, располагающейся ближе к академическим кругам, нежели к тому, что принято называть "электронной" музыкой.

Впервые опубликованы впечатления об альбоме "Venice" одного из наиболее чтимых мною дизайнеров звука Christain Fennesz.

Завершает сегодняшнее обновление JAZZKAMMER - пожалуй, самые известные норвежские импровизаторы. В недалеком будущем вас также ждёт рецензия на EP "Sound of Music" и альбомы их боевых подруг, дуэта FE-MAIL.


Laurent Pernice

"Humus - Musiques Immobiles 5-15" - CD (ltd. 500)
2004, Monochrome Vision, (mv01)

Laurent Pernice - Humus - Musiques Immobiles 5-15
Сказать о том, что вся contemporary music есть misiques immobiles - значит ляпнуть банальность. По всей видимости, г-н Pernice под неподвижной музыкой подразумевает нечто иное. Но прежде, чем я пущусь в столь милые моей сущности теоретизирования, анализы и обобщения, необходимо выдать статистический материал об альбоме, о котором пойдет речь.

"Humus - Misiques Immobiles 5-15" - это первый релиз совсем нового московского лейбла Monochrome Vision. Учредитель, владелец и дизайнер - Дмитрий Васильев, музыкальный журналист, хорошо известный по "сольному" журналу "Независимая электронная музыка" и по сотрудничеству с массой других изданий, так или иначе затрагивающих тематику нестандартной музыки. Пожалуй, в настоящее время это один из самых авторитетных специалистов в вышеуказанных областях. Такая характеристика как само собой разумеющееся предполагает, что продукция лейбла вызовет, как минимум, интерес у ценителей того, что лет 20 назад назвали бы "авангардом". Неброский и лаконичный дизайн, jewel-case, аннотация на английском, французском и русском языках в буклете и CD, разбитый на 10 треков.

Лоран Пернис - опытный музыкант (подробнее - НЭМ #4), теоретически подкованный и имеющий за плечами с десяток релизов. Однако серия "misiques immobiles" в его обширной дискографии стоит особняком, так как расположилась она на зыбкой "ничейной" территории между электронной музыкой и академическим авангардом.

Лейтмотив цикла - музыка, которая строит саму себя. Разумеется, первое имя, которое приходит на ум после выдвижения такого тезиса - Джон Кейдж. Впрочем, Пернис и не скрывает того факта, что продолжает эту спорную традицию. Однако в отличие от Кейджа, Райха или Фельдмана, он порождает свои пьесы по совершенно иной схеме. Это звуки, рождающиеся в результате спонтанного и непредвиденного взаимодействия с машиной. Если инструкцию по использованию того или иного синтезатора можно сравнить с партитурой, предписывающей тот ли иной образ действия, то здесь мы имеем дело с импровизацией как таковой. Задача композитора - интуитивно отыскать путь освобождения из недр машины звука, ранее не существовавшего, а добившись этого, благоразумно удалиться, дав музыке самой довершить процесс своего становления. Что нам это напоминает? Совершенно верно - буддизм в его дзен-интерпретации.

Это минимализм в его чистом виде. Нет необходимости описывать каждую из десяти пьес. Отмечу лишь, что звучание колеблется от микротональных колебаний до царапающих перепонки текстур. В этой музыке нет излишнего пафоса и чванства академизма, тошнотворного и нарочитого новаторства некоторых особо рьяных экспериментаторов и изрядно набившей оскомину карамели new age'а. Отправляя диск в cd-player не настраивайтесь на интенсивное восприятие. Просто слушайте: музыка все сделает за вас.

В завершении позволю себе краткую цитату: "Мои первые эксперименты с дисфункциями представлены на этом альбоме… Мне просто нравится слушать эти пьесы, и хотелось бы поделиться с вами этим удовольствием - говоря словами Кейджа, пригласить в путешествие по воображаемым ландшафтам".

P.S. Благодарю Дмитрия Васильева за предоставленный экземпляр альбома.


Christian Fennesz

"Venice" - CD
2004, Touch, TO:53

Christian Fennesz - Venice
Вообще-то Christain Fennesz - человек с Mego, однако в последнее время изданием его сольных пластинок всё чаще занимается английский лейбл Touch. "Venice" - это четвёртый сольный альбом музыканта. Всем, кого интересует биография, прошлые релизы и творческие планы, рекомендую посетить сайт www.fennesz.com, себе же я позволю без лишних экивоков перейти к рассмотрению лежащего передо мной CD.

Могу сообщить вам без тени сомнения - это уже mainstream. Думаю, совсем скоро такого рода музыка предпримет активную оккупацию ниши, в которой до сего момента комфортно располагалось не переваренное "творческое наследие" Brian Eno, J.-M. Jarre и Vahgelis - другими словами B-version new-age. Не поймите меня превратно: то, что делает Fennesz - вовсе не модернизированный клюквенный кисель вышеозначенных авторов и к new-age никакого отношения не имеет. Напротив, это здоровая ему альтернатива, настоянная на ингредиентах post-techno, IDM, очищенная в перегонном кубе microwave/glitch и пригодная к употреблению людьми без специальной подготовки. Позволю себе ещё одно "кулинарное" сравнение - музыка альбома "Venice", в отличие от печально-космических синтезаторных пассажей любимцев пятидесятилетних меломанов, напоминает не клейкую и приторную сахарную вату, а, быть может, зефир. Она упруга, в ней много воздуха, она обладает текучестью, однако liquid'ность строго ограничена вполне осязаемой формой. Прохладность и отстранённость здесь ощущаются на физиологическом уровне. Если это и ambient, то какой-то он странный. То тут, то там в нём попадаются нерастворённые до конца фрагменты: акустические комки, острые кристаллы цифрового происхождения, микроволновая иглотерапия и много чего ещё. Время от времени встречаются и гитары, что, в общем-то, вполне уместно, так как в прошлом Fennesz - гитарист free-rock коллектива. Например, альбом "Endless Summer" (Mego 035) практически полностью состоял из удушливого и препарированного гитарного саунда.

В композиции "Transit" - единственной, снабжённой вокалом, в качестве приглашенной звезды значится David Sylvian (в далеком прошлом вокалист JAPAN, а ныне - сольный музыкант, тяготеющий к восточному мистицизму и алчущий космической гармонии). Впрочем, его появление на пластинке - не более чем проявление вежливости: Fennesz активно работал над одним из треков последнего альбома Sylvian'а "Blemish". Голос его трек не испортил, но и, по большому счету, не украсил.

На обложке диска - две потрёпанные лодки на глади воды. Внутри digipack'a - отражение улиц и зелени в мутных водах венецианских каналов и пустынный заснеженный аэропорт (привет Брайану Ино). Умиротворяющая музыка для взрослых, яркий пример вошедшего в период зрелости саунд-дизайна.


JAZZKAMMER

"Hot Action Sexy Karaoke" - CD
2000, Ground Fault Recordings, GF007

Jazzkammer - Hot Action Sexy Karaoke
Норвежские музыканты John Hegre и Lasse Marhaug объединились под вывеской JAZZKAMMER в 1998 году. Оба имели впечатляющий послужной список и успели отметиться на многих поприщах независимой сцены страны викингов и чумазых black-metal groups. Годом позже появился дебютный полноформатник "Timex", а к настоящему моменту поголовье альбомов возросло до четырёх. Добавьте сюда ещё два EP, альбом ремиксов и запись совместного выступления с MERZBOW на Molde International Jazz Festival. Число коллабораций, в которых так или иначе отметился Lasse Marhaug, вообще не поддается подсчету. Последняя на этот день - FE-MAIL ft. Lasse Marhaug "All Men Are Pigs" (Gameboy Records, 2004).

"Hot Action Sexy Karaoke" - вторая работа дуэта. О характере музыки во многом говорят использованные при записи устройства - turntables, casio, electronics, location recordings, guitar, found sounds, stolen music and modified instruments. Иными словами, это очень разноплановая пластика. Не верьте первому впечатлению, дурашливость и несерьёзность - лишь одна из сторон медали. За хаосом, свойственным импровизационной музыке, скрывается серьёзная работа над саундом, сочетающим и аналоговый нойз, и шорох цифр, и микротональные звуки, и треск виниловых проигрывателей.

Мне более остальных приглянулись три последние (всего их на диске девять) пьесы: "Turntable/Surface Fireball", "Gameboy" и "Timex". "Turntable…" - безусловно, микроволна, подающая голос из-под треска винила и размазанных в пространстве ударов по гитарным струнам. Получается почти монументальное полотно: строгое, задумчивое и академически выверенное. "Gameboy" - сентиментальная фортепианная виньетка, случайно попавшая под пресс вместе с матрицей альбома. "Timex" - резюме сказанного на 8 предыдущих дорожках. Снова микроволна, снова цифровой нойз и тестовые сигналы, звучание препарированных инструментов, женский визг и скрежет листового металла.

Легкомысленно-эротический характер музыки усилен её скоротечностью: всего-навсего 42 минуты и 20 секунд.

Ссылки:
Laurent Pernice - http://www.laurent-pernice.fr.vu
Christian Fennesz - http://www.fennesz.com
Jazzkammer - http://jazzkammer.com
Monochrome Vision - http://www.monochromevision.ru
Touch - http://www.touchmusic.org.uk
Mego - http://www.mego.at
Ground Fault Recordings - http://www.groundfault.net
Gameboy Records - http://www.gmby.net



http://machine.radionoise.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное