Авторская песня, или
бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных
странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице
автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет
значимости текста перед музыкой.
История в других
странах
Авторская песня не является феноменом лишь русской культуры.
Это явление возникло в 1960-е годы одновременно в разных странах. Везде
авторы-исполнители (Liedermacher — в ГДР и ФРГ, cantautor — в Италии и
Латинской Америке, auteur-compositeur-interprète — во Франции, singer-songwriter
— в США) пели песни собственного сочинения под гитару. Везде такие поэты с
гитарами были глубоко связаны с местной традицией, но при этом повсюду их песни
содержали критику общества и государства — неважно социалистического или
капиталистического, представляли собой эксперимент с разными жанрами и обладали
колоссальной способностью создавать альтернативные аудитории (прежде всего
молодежные). Популярность авторской песни была связана с общемировым всплеском
молодежных общественно-политических движений 1960-х — начала 1970-х годов, с
появлением новых левых на Западе, а также диссидентского антикоммунистического
движения в Центральной Европе. Родоначальником этого направления считают
появившиеся в 1930-е годы зонги Бертольда Брехта и Ханса Эйслера.
Чёткой и единой терминологической системы, связанной с
песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и
«бардовская песня» употребляют как синонимы. Но, например, Владимир Высоцкий
категорически не любил, чтобы его называли «бардом» или «менестрелем».
Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов
наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» —
его, в частности, применяли и сами авторы.
Вопрос о названии песенного жанра не сразу заинтересовал
любителей авторской песни. Как пишет в своей книге «История московского КСП»
Игорь Каримов, аббревиатура КСП использовалась ещё в конце 1950-х, но в то
время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На ставшей вехой в
истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967)
вопрос обсуждался сфокусированно. Рассматривались варианты «гитарная песня»,
«любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было
выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось
значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый
общемосковский слёт КСП.
На стыке авторской песни и фолк-музыки в 90-е годы
сформировалось движение «менестрелей», связанное с поклонниками ролевых игр и
исторической реконструкции. Его представители — Тэм и Йовин, Канцлер Ги, Айрэ и
Саруман, Элхэ Ниэннах и другие, исполняют акустические песни собственного
сочинения, часто на тематику Средневековья либо фэнтези (по преимуществу
произведений Дж. Р. Р. Толкина).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.